Аксиологический аспект процесса подготовки будущего учителя физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (1) декабрь 2008 г.

Статья просмотрена: 161 раз

Библиографическое описание:

Акамов, В. В. Аксиологический аспект процесса подготовки будущего учителя физической культуры / В. В. Акамов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2008. — № 1 (1). — С. 214-217. — URL: https://moluch.ru/archive/1/31/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время важнейшей задачей высшего профессионального образования, обусловленного тенденциями повышения качества жизни российского общества, является интеллектуальное, духовно-нравственное, культурное, физическое развитие будущих специалистов.

В системе образования важная заслуга принадлежит педагогическому образованию, охватывающему все категории населения (дошкольное и школьное образование) и создающему базу для всех других видов образования. Отсюда значимость подготовки специалистов, владеющих основами образовательного искусства и мастерства, способных средствами учебной дисциплины формировать готовность обучающихся к продолжению образования и самообразованию в изменяющихся условиях социальной и образовательной среды.

В педагогическом образовании широко используются средства физического воспитания и спорта. Это объясняется тем, что физическое воспитание и спорт в современных условиях охватывают широкую сферу жизнедеятельности человека: олимпийский и другие типы спорта, образование (все виды учреждений), труд, быт, досуг, отдых, лечение и т.д., вовлекая все категории населения, как здоровых, так и больных, нуждающихся в укреплении здоровья, физической и социальной реабилитации. Во всех образовательных учреждениях, от дошкольных до университетов, в учебных планах имеет место предмет «физическая культура».

Это предъявляет особые требования к уровню профессионализма обслуживающих систему физического воспитания и спорта специалистов: в процессе физкультурно-спортивных занятий на человека посредством активной двигательной деятельности оказывается направленное воздействие - от незначительного в занятиях оздоровительного и реабилитационно-лечебного характера до предельных функциональных и психических напряжений в процессе тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации. Вполне понятно, как важен высокий профессионализм и как опасен непрофессионализм в этой области [3, с. 94-303.].

Образовательный процесс в педагогическом вузе построен на основе изучения студентами дисциплин общей (предметов гуманитарного цикла) и профессиональной подготовки. Однако, как показывает изучение научной литературы, студенты, получая необходимые профессиональные знания, умения и навыки, нередко лишены достаточного внимания, направленного на формирование духовного облика. С этой целью некоторые исследователи (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, С.В. Кульневич, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.) считают возможным при подготовке специалистов для образовательных учреждений в рамках изучения педагогических дисциплин специально выделить в качестве методологической основы аксиологический подход, который придаст процессу подготовки будущих учителей ценностную направленность.

Аксиологический подход – это философско-педагогическая стратегия, показывающая пути развития профессионального искусства, использования педагогических ресурсов для развития личности и предлагающая перспективы совершенствования системы образования [1, с.1-2].

Обладая широким контактным полем, аксиология тесно соприкасается со всеми науками о человеке и обществе. Имея в своем содержании возможности выхода на все аспекты социальной действительности, аксиологическое образование должно осознаваться как явление, способное проявляться в особых условиях многоуровневого динамического образования.

В системе обучения студентов на факультете физической культуры выделяется два этапа, которые призваны сформировать у студента ценностное отношение к избранной специальности будущего учителя физической культуры. Первый этап, учебно-академический, включает 1-2 курсы. Он связан с началом формирования личности студента его учебной деятельностью. На данном этапе происходит проверка и реализация профессиональных ожиданий, способов учебной деятельности, сформировавшихся в школе, а также исходных результатов физической подготовленности и физического развития обучающихся.

Практическая подготовка на факультете, через физические упражнения в процессе изучения различных спортивных дисциплин, воздействуя на высшие структуры аппарата, порождающего психофизиологические функции, создают благоприятный фон для восприятия словесных инструкций, в которых заложена установка на нравственно-ценностные ориентации.

Второй этап - учебно-профессиональный, охватывает 3-5 курсы и связан с возникновением новой ситуации в профессиональном развитии будущего учителя физической культуры, которая определяется умением проведения отдельных частей и урока в целом, а также прохождением педагогической практики в школе. На этом этапе формируются более реальные представления о профессии учителя физической культуры, формируется собственная классификаций профессиональных ценностей, происходит перестройка базовых учебных знаний в профессиональные.

В.Г.Щербаков указывает на то, что период обучения на факультете физической культуры для студента характеризуется освоением системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладением знаниями, умениями, навыками, важными для будущей профессиональной деятельности, для жизни, для успешного профессионального старта [4, с.23-25].

Исследуя ценности физической культуры и спорта, В.Г.Щербаков располагает их по качественному критерию и разбивает на следующие группы:

- материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);

- физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);

- социально-психологические (отдых, развлечения, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, традиции, победы);

- психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

- культурные (познание самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет) [4, с. 23-25].

Присвоение ценностей студентом (интериоризация) представляет собой длительный и очень личностный акт. Поэтому педагогу важно знать, что его воспитательные усилия не всегда «материализуются» в поведении воспитанников [1, с .5-6].

Предлагая своим воспитанникам определенные духовно-нравственные ценности, педагог должен понимать, что его профессиональная деятельность заключается не только в более или менее эффективном принятии этих ценностей. Педагог должен помнить, что усвоение содержания понятий, представляющих те или иные ценности, еще не означает, что они усвоены воспитанником. Иногда, в силу объективных и субъективных причин, такого принятия вообще не наблюдается, но это не означает, что воспитательное воздействие не состоялось. Поэтому важно неоднократно показывать, как тем или иным ценностным представлением определяется поведение человека [1, с.5-6].

Прекрасным материалом для такого показа выступают произведения искусства. Наблюдения за поведением героев – эффективный прием «внедрения» в сознание учащихся различных этических и социально-мировоззренческих категорий как поведенческих установок.

Кроме того, немаловажное значение для организации воспитания с ценностной направленностью имеет знание педагогом критерия сформированности личности, который в психологии связывают с типичным способом отношения человека к другим людям. Известно, что в структуре личности могут быть выделены следующие уровни такого отношения:

1. Эгоцентрический, который определяется стремлением лишь к собственному удобству и личной выгоде. Отношение к другим людям – сугубо потребительское.

2. Группоцентрический, при котором человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и поэтому именно члены данной группы обладают для него свойством самоценности, достойны уважения, сострадания и любви.

3. Просоциальный или гуманистический. На этом уровне человек проецирует себя на другого человека: каждый самоценен, все равны в свободах, правах и обязанностях [2, с.99-104].

По существу, только по наличию третьего уровня отношения человека к другим людям можно говорить о личности как духовно-нравственном образовании, о личности, владеющей главными ценностями, делающими человека человеком. Следовательно, в идеале процесс воспитания должен приводить воспитанников к поведению.

Поскольку воспитание на основе ценностей предполагает развитие оценочной сферы личности, то оно не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное культивирование «высших чувств»: сопереживания, гордости, жалости, стыда и т. д. Эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу. Поэтому нужно широко практиковать оценочные суждения, опирающиеся на непосредственные переживания и чувства воспитанников. Оказывая содействие духовному развитию студента, преподаватель не должен забывать, что благоприятным условием такого развития является обстановка доброжелательности, свободы и понимания [1, с.5-6].

Сознание каждого конкретного студента факультета физической культуры, аккумулируя социально-педагогические и профессионально-групповые ценности, строит свою личностную систему ценностей [5, с. 35-37]. С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и ценности физической культуры.

Выпускник, получивший квалификацию педагога в сфере физической культуры, должен быть подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа. Его деятельность должна быть направлена на развитие, обучение и воспитание субъектов образовательного процесса; способствовать социализации, формированию общей и физической культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Он должен уметь использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения, различных групп населения с учетом специфики преподаваемого предмета, посредством приобщения личности к освоению и принятию ценностей физической культуры и спорта.

 

Литература:

  1.    Артюхович Ю.В. Обучение ценностям»: аксиологический подход к проблемам образования [Электронный ресурс] / Ю.В. Артюхович // Гуманитарные науки: Интернет-журнал вып. № 10 СКГТУ, //СевКавГТУ, – Электрон. журн Ставрополь: СКГТУ, 2003 г № гос. регистрации 5929601569. – Режим доступа: http://www.ncstu.ru , свободный.  – Загл. с экрана.
  2.    Бондаревская, Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М.: Учитель - 1999. - 560 с.
  3.    Железняк, Ю.Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятельности / Ю.Д. Железняк // Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995, с. 94-303.
  4.    Ильинича, В.И. Физическая культура студента: Учебник / В.И. Ильинича, - М.: Гардарики, - 2005, - 448с.
  5.    Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 576с. с. 35-37.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, ценность, будущий учитель, категория населения, образовательный процесс, педагогическое образование, учебная деятельность, физическая подготовленность, ценностная направленность.


Похожие статьи

Задать вопрос