Автор: Юсупова Хабиба Ирискуловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (45) октябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Юсупова Х. И. Приемы и методы подготовки учащихся к межнациональному общению // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 399-400. — URL https://moluch.ru/archive/45/5417/ (дата обращения: 15.12.2017).

В статье рассмотрены возможности подготовки учащихся к межнациональному общению, проанализированы педагогические технологии, способствующие созданию условий для общения, определены задачи и виды тренингов по подготовке учащихся к общению с представителями других национальностей.


Для достижения результативности тренингов, проводимых с учащимся – представителями разных национальностей важно разъяснить им, как осуществляется взаимодействие членов общества, объединенных общей целью.

В большинстве случаев из-за непонимания друг друга в общении представителей разных национальностей возникают определенные трудности. В процессе тренингов учащиеся через представителей разных национальностей усваивают особенности их поведения, культуры и легче вступают с ними в общение.

Однако следует подчеркнуть, что использование только тренингов для подготовки к межнациональным отношениям недостаточно. Требуется применять и традиционные методы, способствующие формированию навыков общения. Основная цель всех методов, направленных на установление коммуникативной готовности, – это формирование навыков восприятия традиций, нравственных норм, жизненных ценностей другого народа без какого-либо принуждения и давления.

Наши наблюдения показывают, что большая часть учителей школ, классных руководителей сами не владеют навыками межнационального общения. Они недостаточно осведомлены об особенностях наций и народов, проживающих в Узбекистане, их взаимоотношениях с узбекским народом.

Мы попытались проанализировать ряд педагогических технологий, способствующих подготовке учащихся общеобразовательных школ к межнациональному общению. Данные технологии были успешно применены в процессе экспериментальной работы.

Тренинги общения с представителями других национальностей. Педагогический тренинг общения проводится в форме работы в группах. Задачи тренинга – сформировать у учащихся знания, умения и навыки межнациональных отношений, создать условия для усвоения критериев и норм общения. Такие тренинги проводятся в процессе изучения школьных предметов: истории, литературы, родного языка, дисциплин, входящих в состав цикла «Национальная идея независимости: основные понятия и принципы»; языковых дисциплин (русский язык в узбекской школе, узбекский язык в русской школе, иностранные языки, узбекский, русский, иностранные языки в школах с другими языками обучения, а в Узбекистане обучение ведется на 7 языках). Кроме того, тренинги организуются и на внеклассных мероприятиях, классных часах и т.д.

При организации тренингов в 5-9 классах необходимо опираться на следующие принципы:

  1. Общение со сверстниками: в процессе работы в группах с представителями других национальностей учащиеся проявляют признание и уважение к их ценностям. Они выражают эти чувства в форме интереса к высказываниям собеседников. Обмен мнениями должен проходить в спокойной обстановке и восприниматься участниками доброжелательно. Недопустимо выражение превосходства с чьей-либо стороны.

  2. Принцип активизации учащихся: в ходе тренинговых занятий учащиеся привлекаются к различным видам деятельности; например, обсуждение разных ситуаций, исполнение ролей (в ролевых играх), выполнение специальных устных и письменных упражнений и заданий и др.

  3. Принцип поиска, исследования. Для участников групп создается проблемная ситуация, в которой они должны мобилизовать свои знания и умения для решения поставленной задачи.

  4. Создание обстановки естественного общения. На первоначальной стадии (на первых занятиях) поведение и общение детей должно быть свободным, естественным «безо всякого принуждения».

Наряду с этим, тренинги проводятся не стихийно, а на основе определенных технологий и под руководством учителя. При этом учитель руководствуется критериями:

  • обеспечение добровольного участия учащихся в тренинге;

  • предоставление учащимся полной и подробной информации об основной цели тренинга и используемых методах;

  • соблюдение педагогического такта по отношению к учащимся при организации и проведении тренингов.

Психологи и педагоги выделяют несколько уровней межличностного общения: обыденное (бытовое) общение, общение в игре, стандартизированное (официальное) общение, служебное общение, духовное общение и др. Цель общения с представителями разных национальностей предполагает обладание навыками общения на более высоком уровне, приемлемом для всех. И если учащиеся в период обучения в школе не достигнут соответствующего уровня, им будет трудно функционировать в многонациональном обществе. Поэтому тренинги межнационального общения призваны в определенной степени преодолевать возможные противоречия. Работая в группах в различных ситуациях межнационального общения, учащиеся начинают осознавать свои недочеты и ошибки и стремятся выйти на уровень духовного общения.

В процессе экспериментальной работы по подготовке учащихся к межнациональному общению с помощью социально-психологических тренингов нами решались следующие задачи:

  1. Обеспечить овладение учащимися социально-психологических знаний о культуре межнационального общения.

  2. Создать условия для возможно более близкого знакомства учащихся между собой и представителями других национальностей, проживающих в Узбекистане.

  3. Диагностировать личные качества учащихся и определять возможности их совершенствования.

  4. По возможности устранять противоречия и препятствия, возникающие на пути межнационального общения учащихся, обеспечить эффективность вступления в межнациональное общение.

Учащиеся должны усвоить приемы и методы взаимодействия и содружества с представителями разных национальностей.

Для формирования у учащихся навыков межнациональных отношений используются разные виды тренингов:

  1. Индивидуальные тренинги. Такие тренинги готовят ученика к межнациональному общению в форме самостоятельной работы. Наши наблюдения показали, что учащиеся 5-9 классов проявляют большой интерес к такой подготовке. Перед учащимися ставятся задачи (вопросы) следующего характера: составьте список учеников–представителей разных национальностей, напишите об опыте вашей дружбы (ваших отношений) с ровесниками, учащимися других национальностей, какое впечатление остаётся у вас после общения (беседы) со сверстниками других национальностей, какие возникают трудности в отношениях и общении с представителями других национальностей (ровесниками) и как вы их стараетесь преодолеть.

Интересен для учащихся тренинг «Беседа с незнакомцем». Для беседы выбирается один из сверстников – представитель другой национальности, определяется тема беседы и даются некоторые указания. Ученик, встретившись с собеседником, старается построить разговор по заданной теме. В течение беседы участники узнают друг о друге интересующиеся их сведения, что должно привести к установлению добрых отношений между ними.

  1. Эффективным приемом подготовки учащихся к межнациональному общению является групповой тренинг. Работа в группе дает положительный результат, но при условии, что для тренинга подготовлены разнообразные задания и упражнения. Одно из таких упражнений – двухсторонний диалог. Этот прием считается эффективным при подготовке учащихся к межнациональному общению. Суть его заключается в следующем: двое учащихся вступают в диалог. После того, как первый ученик высказал свои мысли, второй должен повторить сказанное «слово – в - слово» и вслед за этим изложить свои мысли. Первый ученик, в свою очередь, полностью повторяет мысли второго, и таким образом диалог продолжается дальше. Такую беседу можно продолжать в течение 8-10 минут. При выполнении упражнений учителю необходимо соблюдать все требования тренинга, в частности: все участники группы должны выражать свои мысли литературным языком, что несколько замедляет и осложняет процесс обсуждения. Для того, чтобы диалог проходил более свободно, учителю перед тренингом следует обсудить его тему с учащимися и предварительно кратко наметить ключевые позиции. Тогда на заключительном этапе легче будет достигнуть намеченной цели.

Для выявления уровня подготовленности учащихся к межнациональному общению целесообразно использовать тестовые задания. Все виды групповой работы способствуют последовательному развитию навыков межнационального общения у учащихся и в то же время позволяют выявить уровень их сформированности.


Литература:

  1. Бағрикенглик тамойиллари Декларацияси: ЮНЕСКО Бош конференциясининг 28-сессиясида қабул қилинган (1995 й. 16 ноябрь, Париж) // Нашр учун масъуллар: А.Саидов, К.Жўраев. – Т.: ЮНЕСКО, 1999. – 15 б.

  2. Вульфов Б. З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б. 3.Вульфов//Внешкольник. 2002. - №6. - С.12-16.

  3. Мубинова 3.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы. Издание Башкирского университета / 3. Ф. Мубинова. – Уфа, 2000. 136 с.

  4. Uzviylashtirilgan Davlat ta’lim standarti va o‘quv dasturi. 1,4,5,8-jildlar. –T.: «Ma’rifat-Press» korxonasining matbaa bo‘limida tayyorlandi, 2010. – 196, 168, 120, 176 b.

Основные термины (генерируются автоматически): межнационального общения, межнациональному общению, межнационального общения, межнациональному общению, разных национальностей, разных национальностей, представителями разных национальностей, представителями разных национальностей, подготовке учащихся, подготовке учащихся, подготовки учащихся, межнационального общения учащихся, представителей разных национальностей, тренинги межнационального общения, навыками межнационального общения, ситуациях межнационального общения, культуре межнационального общения, общению студентов технического, разных национальностей важно, методы подготовки учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос