Международное сотрудничество Узбекистана в рамках учебного проекта «Узбекистан и мировое сообщество» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 09.12.2015

Статья просмотрена: 753 раза

Библиографическое описание:

Рахманова, Ю. К. Международное сотрудничество Узбекистана в рамках учебного проекта «Узбекистан и мировое сообщество» / Ю. К. Рахманова, С. И. Каргапольцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 70-74. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/480/ (дата обращения: 16.04.2024).



 

Статья посвящена методу учебного проекта, применяемого на занятиях русского языка в нефилологических вузах.

Ключевые слова: сотрудничество, проект, наука, высшие учебные заведения, мышление, мировое сообщество, учебный процесс, методы обучения, презентация.

 

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется стремительно развивающимися инновационными процессами, которые всё более и более приобретают статус главного индикатора культурного сотрудничества между государствами. В связи с этим нынешний специалист должен обладать не только широкими знаниями и профессиональными навыками, но и владеть иностранными языками, быть готовым к налаживанию межкультурных связей, участию в международных проектах, форумах, симпозиумах, конференциях, к изучению зарубежного опыта в тех или иных отраслях науки, техники и культуры, к взаимодействию с деловыми партнёрами, к познанию всего того, что происходит в современном мире.

Подготовка специалистов такого уровня для национальных вузов является важной и ответственной задачей. Однако отсутствие опыта взаимного общения студентов на иностранном языке «связывает руки», тормозит мышление, мешает свободному высказыванию собственного мнения.

«Одна из задач, стоящих перед нами, — отмечает Президент Узбекистана И. Каримов, — научить излагать свои мысли» [1]. Поэтому сегодня необходимо думать о смещении акцента в обучении в сторону совершенствования навыков речевого общения на профессиональные темы и обучение студентов навыкам ведения публичных бесед и научных дискуссий.

В учебном процессе по русскому языку необходимо формировать и развивать творческое мышление студента, обучать умению анализировать жизнь. Будущий специалист должен отвечать требованиям светского демократического государства, условиям рынка труда и законам конкуренции.

Одним из эффективных методов обучения коммуникативной деятельности в рамках межкультурных связей и международного сотрудничества, является метод проекта, который направлен на выработку у будущего специалиста самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ результатов).

Учебное проектирование «обеспечит подготовку студентов к жизнедеятельности в профессиональном сообществе» [2], поможет развить творческие способности и логику мышления, объединить знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщить к конкретным жизненно важным проблемам, обучит находить выход из самых нестандартных ситуаций. И что самое важное — раскрепостит студента, даст возможность выйти за рамки традиционных учебных правил, тем самым стимулируя активное взаимное общение и обмен информацией.

По определению большого энциклопедического словаря метод (греч. methodos — путь к чему-либо) — это способ достижения цели, совокупность приёмов и операций теоретического и практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определённым образом [3, с.499], а проект (лат. — projectus — выступающий вперёд) — прототип, прообраз предлагаемого объекта [3, с. 699]. Следовательно, метод проектов в обучении нацелен на достижение результата с помощью выполнения некоторого набора действий. Поэтому он позволяет правильно направить свои способности и возможности, мотивировать потребность обучающихся в знаниях и развить наиболее активные формы обучения.

Предлагаемый нами учебный проект «Узбекистан и мировое сообщество» применяется при изучении темы «Без истории нет настоящего». В рамках учебной темы студенты читают и пересказывают тексты, выполняют задания и упражнения. Использование на занятии проекта «Узбекистан и мировое сообщество» в корне изменило характер обучения. Налицо всплеск эмоций и активизация умственных способностей.

Учебный проект «Узбекистан и мировое сообщество»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АННОТАЦИЯ

Учебная дисциплина:

Русский язык

Учебная тема:

Моя родина — Узбекистан

Участники:

студенты 1 курса

Образовательная цель:

Развить монологическую и диалогическую речь студентов

Ожидаемые результаты:

уметь рассказать о достижениях республики в форме диалога и монолога; научиться описывать достопримечательности и природу родного края; вести беседу на заданную тему (обычаи, традиции узбекского народа)

Для успешного выполнения проекта необходимые для студентов опорные знания и навыки.

Узнают:новую информацию о достижениях республики, о ее месте в мировом сообществе

Овладеют навыками устной речи

Классификация проекта по признакам разделения:

Тип проекта:

практически-направленный;

Тематико-содержательная область (отрасль):

монопроект — разработан в рамках одной дисциплины;

Классификация направлений проектной деятельности студентов:

скрытая, подражательная участникам проекта;

Количество участников:

четверо студентов;

Срок:

длительность выполнения — 1 неделя.

 

Порядок работы по проекту:

выполняется во внеурочное время. Презентуется на практическом занятии.

Оценка проекта:

в групповом проекте оценивается следующее:

- отдельные части проекта (по темам), за выполнение самими студентами (макс. 15 баллов);

- отчёт (макс. 7 баллов);

- презентация проекта (макс.8 баллов);

 

- процесс презентации и защита проекта: (макс. 3 балла)

Этапы проектного обучения:

Подготовительный этап:

введение в проект, организация студенческой деятельности — аудиторная работа

Этап выполнения проекта

- внеаудиторная работа

Заключительный этап:

презентация проекта, оценка проекта и деятельности студентов

Анализ проектной деятельности самими студентами

- аудиторная работа

Анализ организации проектного обучения

-внеаудиторная работа

 

Краткая характеристика образовательной модели:

В процессе проектного обучения используется следующее:

          Методы обучения: проектный метод, проведение инструкций, работа с текстом.

          Формы обучения:общая, групповая, общественная, индивидуальная.

          Средства обучения: проектное задание, методическая разработка, компьютерные технологии

Задание проекта

ВВЕДЕНИЕ

Очередная тема, изучаемая нами — «Узбекистан и мировое сообщество». Вначале познакомимся с новой лексикой:

родная земля

ona tuproq

родная природа

ona tabiat

любовь к родине

vatanga muhabbat

святое чувство

muqaddas his — tuyg’u

патриот

vatanparvar

достойный

arziguli

мир и спокойствие

tinchlik va hotirjamlik

умереть за родину

vatan uchun qurbon bo’lmoq

клятва верности

sodiqlikka qasam ichmoq

крылатая фраза

balandparvoz ibora

благодатная земля

sahovatli, unumdor yer

впитать с молоком матери

ona suti bilan singmoq

цивилизованный

madaniy

гостеприимство

mehmondo’stlik

старшее поколение

keksa avlod

этническая национальная культура

etnik milliy madaniyat

Затем прочитаем текст, озаглавим текст и выделим его основную мысль.

Моя Родина — Узбекистан. Эта фраза, ставшая крылатой, звучит одинаково для людей разных национальностей — узбека и киргиза, корейца и белоруса, русского и украинца — для всех, чья жизнь прошла и проходит здесь, на благодатной земле узбекской.

Мы — разные по национальности жители древнего Турона, но Родина у нас одна — независимый Узбекистан, народ которого строит цивилизованное демократическое государство. Кто родился в Узбекистане, сохраняя свою этническую культуру, тот впитал с детства узбекскую национальную культуру, основанную на трудолюбии, доброте, гостеприимстве, уважении к людям старшего поколения.

Родной край — это край нашего детства, край первых и наиболее сильных впечатлений, открытий и познаний.

Расскажите, что вы вкладываете в понятие «Родина».

Предлагаемая для решения в рамках проекта проблема: определить место Узбекистана в мировом сообществе

Проблемы в проблеме:

     состояние сельского хозяйства республики;

     состояние экономического потенциала республики;

     состояние топливно-энергетического потенциала;

     состояние духовного потенциала республики;

     место Узбекистана в мировом сообществе

Задания:

     изучение сельского хозяйства республики;

     изучение экономического потенциала республики;

     изучение топливно-энергетического потенциала;

     изучение духовного потенциала

     определение места республики в мировом сообществе

 

Цель проекта (для чего создан):

уметь рассказать о достижениях республики, политической, экономической, культурной связи с другими странами

Итоговый результат проекта (продукт):

умение вести монологическую и диалогическую речь на заданную тему

Пользователи продуктом проекта:

студенты

Границы проекта:

Сроки выполнения:

Количество участников:

 

1 неделя (презентуется во время практического занятия)

четверо студентов

Структура и содержание проекта:

     информация, раскрывающая тему проекта

     список использованных источников

Задачи участников проектной группы:

     уметь выразить и обосновать тему, её актуальность, цели и задачи проекта

     выбрать источник информации, собрать её, привести в систему, оформить в виде таблицы, графиков, обзора, написать выводы, составить список использованных источников

     оформить проект

     подготовить отчет

     подготовить проект к презентации

Форма презентации проекта:

устная

Структура оформления отчёта:

     тема проекта

     цель и результаты проекта

     участники, виды деятельности участников (в виде таблицы)

     обоснование актуальности проекта

     обоснование и выражение решения проблемы

     порядок заданий

     результаты решения заданий проекта

     список использованных источников

 

Методические разработки для студентов

 

Инструкция для поэтапного выполнения проектной деятельности

1 этап. Подготовка

 

     1.1. Определите цели, задания, проблемы, результаты, виды деятельности участников проекта

     1.2. Определите источники информации

2 этап. Планирование деятельности проекта

     2.1. Разработайте путь к достижению цели

     2.2. Составьте план работы

     2.3. Распределите обязанности по разработке, оформлению, подготовке презентации и отчета по проекту среди участников

     2.4. Определите сроки и виды готовой продукции

3 этап. Внедрение

А. Выполнение проекта

Б. Подготовка отчета

В. Подготовка проекта к презентации

3.1. Подготовьте проект к презентации пользуясь инструкцией по подготовке презентации в Microsoft Power Point

3.2. Определите обязанности участников группы в презентации

4 этап

Открытая презентация, защита и оценка проекта

Защита и оценка деятельности проекта

В групповом проекте оценивается следующее:

Проект (макс. 15 баллов);

Отчёт (макс.8 баллов);

Презентация проекта (макс. 7 баллов);

Презентация проекта и процесс защиты (макс.3 балла).

 

Данная методика направлена на свободное самовыражение и самореализацию студента. Она способна создать ту благоприятную среду, которой так не хватало для естественного и живого обучения и воспитания. При этом задача педагога, учитывая интересы обучающегося, помочь добиться успехов в выбранном ими направлении.

 

Литература:

 

  1.      Каримов И. А. «Узбекистан на пороге достижения независимости». Т., 2011.
  2.      Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хашимова Д. П. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. Т., 2010. — с. 85.
  3.      Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / главный научный редактор и составитель Солодовников С. Ю. — Минск: УП «Минская фабрика цветной печати», 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): мировое сообщество, Узбекистан, проект, презентация проекта, достижение республики, оценка проекта, проектное обучение, русский язык, учебный проект, учебный процесс.

Похожие статьи

Роль СМИ при обучении русскому языку в национальных группах

мировое сообщество, Узбекистан, проект, презентация проекта, достижение республики, учебный проект, русский язык, проектное обучение, оценка проекта, учебный процесс.

Учебный проект как средство достижения профессионального...

Учебный проект «Узбекистан и мировое сообщество».

Учебная дисциплина: Русский язык. введение в проект, организация студенческой деятельности — аудиторная работа.

Некоторые особенности обучения иностранным языкам: опыт...

мировое сообщество, Узбекистан, проект, презентация проекта, достижение республики, учебный проект, русский язык, проектное обучение, оценка проекта, учебный процесс.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

проектная деятельность, русский язык, урок, задача проекта, прилагательное, навык работы, литература, Имя, Знание части речи, учебный проект. Организация проектной деятельности обучающихся по...

Проектная деятельность на занятиях русского языка в вузе

Ключевые слова:проект, проектная деятельность, исследовательские проекты, творческие проекты, практико-ориентированные проекты, рефлексия, рефлексивные умения, ранжирование работ, презентация проекта.

Проектная технология в системе обучения английскому языку

английский язык, проект, Казахстан, учебный процесс, образовательный процесс, иностранный язык, международное общение, русский язык, RWCT, Достижение науки.

Метод проектов как эффективный метод преподавания...

8. Подготовка презентации проекта

10. Обсуждение результатов проекта, успехов, недостатков; 11. Оценивание проекта

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект, учащийся...

Проектная деятельность в техническом вузе | Статья в журнале...

В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Обучение говорению с использованием метода проектов на...

английский язык, проект, Казахстан, учебный процесс, образовательный процесс, иностранный язык, международное общение, русский

Метод проектов как эффективный метод преподавания... иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект...

Похожие статьи

Роль СМИ при обучении русскому языку в национальных группах

мировое сообщество, Узбекистан, проект, презентация проекта, достижение республики, учебный проект, русский язык, проектное обучение, оценка проекта, учебный процесс.

Учебный проект как средство достижения профессионального...

Учебный проект «Узбекистан и мировое сообщество».

Учебная дисциплина: Русский язык. введение в проект, организация студенческой деятельности — аудиторная работа.

Некоторые особенности обучения иностранным языкам: опыт...

мировое сообщество, Узбекистан, проект, презентация проекта, достижение республики, учебный проект, русский язык, проектное обучение, оценка проекта, учебный процесс.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

проектная деятельность, русский язык, урок, задача проекта, прилагательное, навык работы, литература, Имя, Знание части речи, учебный проект. Организация проектной деятельности обучающихся по...

Проектная деятельность на занятиях русского языка в вузе

Ключевые слова:проект, проектная деятельность, исследовательские проекты, творческие проекты, практико-ориентированные проекты, рефлексия, рефлексивные умения, ранжирование работ, презентация проекта.

Проектная технология в системе обучения английскому языку

английский язык, проект, Казахстан, учебный процесс, образовательный процесс, иностранный язык, международное общение, русский язык, RWCT, Достижение науки.

Метод проектов как эффективный метод преподавания...

8. Подготовка презентации проекта

10. Обсуждение результатов проекта, успехов, недостатков; 11. Оценивание проекта

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект, учащийся...

Проектная деятельность в техническом вузе | Статья в журнале...

В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Обучение говорению с использованием метода проектов на...

английский язык, проект, Казахстан, учебный процесс, образовательный процесс, иностранный язык, международное общение, русский

Метод проектов как эффективный метод преподавания... иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект...

Задать вопрос