Библиографическое описание:

Петтистова В. О. Формирование культуры межнационального общения средствами интегрированного взаимодействия искусств // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1516-1518.



По социологическим данным последних лет, в Российской Федерации проживает более 190 народов, имеющих свои особенности: менталитет, культуру, традиции, язык. Каждый из этих народов уникален, также, как и индивиды в обществе. Но часто бывает так, что взгляды людей, проживающих на одной территории, но имеющих разные национальные корни, могут сильно отличатся друг от друга. В результате чего происходят конфликты на национальной и религиозной почве, что негативно сказывается на социальных, политических и экономических отношениях, важных как для развития всей страны, так и для отдельного региона.

Нетерпимость к другим все чаще затрагивает и школу, проникая через средства массовой информации, социальное окружение детей. Так как мировоззрение человека формируется с самого детства, то для уменьшения конфликтных ситуаций на межэтнической основе, необходимо формировать культуру межнационального общения у детей уже в начальной школе.

В своей статье Ч. Г. Юсупова пишет, что с рождения человек не обладает межэтнической культурой, способствовать ее формированию должны образовательные учреждения. Важнейшая социальная функция образования — быть транслятором не только национальной, этнической культуры, но и средством приобщения подрастающих поколений к общечеловеческим ценностям, к мировому культурному процессу, неотъемлемой частью, равноправным компонентом которого является культура любого народа. А для этого необходим диалог культур, межэтническое общение [1, с. 1].

Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития чувства этнической принадлежности, формирования общенациональных ценностей. Данный возраст является важным периодом в становлении личности, в котором закладываются предпосылки гражданских качеств, понимание и уважение к людям, независимо от их вероисповедания, социального происхождения и национальной принадлежности.

В науке исследователями накоплен значительный теоретико- экспериментальный материал, позволяющий определить направления психолого-педагогической работы по формированию культуры межнационального общения младших школьников, в том числе и средствами интегрированного взаимодействия искусств. Рассмотрим некоторые из них.

Так, К. И. Султанбаева говорит о межнациональном общении, как о взаимодействии между двумя или более народами, отдельными их представителями необходимом для обмена духовными и материальными ценностями культуры, для познания друг друга и себя как индивидуальности. В процессе межнационального общения представители этнических групп, вступая во взаимодействие, пытаются освоить «чужие» ценности и одновременно передать другим свое миропонимание, свои ценности, стремятся достичь позитивных результатов в контакте, удовлетворить собственные потребности, тем самым достичь поставленных целей [2, с. 10].

И. И. Серова и Ф. С. Бабейко в своих трудах приходят к выводу, что межнациональное общение возникает вследствие духовных потребностей людей, которые удовлетворяются в процессе такого общения.

Н. Д. Неустроев в статье «Педагогический аспект глобализации и этническая ментальность» раскрывает данное понятие таким образом: «Культура межнационального общения — идеальный свод правил, ограничений и свобод, которые должны позволять человеку и народу быть не оскорбленным, не ущемленным в своих правах и чувствах, и жить так, чтобы не ущемлять и не оскорблять права и чувства других людей и народов».

Итак, мы смело можем сделать вывод, что формирование культуры межнационального общения является актуальной проблемой, по сей день освещаемой в трудах различных ученых. Изученные нами трактовки являются не противоречивыми, а только дополняют друг друга, раскрывая различные стороны этого понятия. По определениям исследователей, межнациональное общение представляет собой конкретную форму проявления отношений, взаимодействия представителей разных этносов и народов.

В научной литературе доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальными условиями развития. В своей монографии «Этническое самосознание» В. Ю. Хотинец акцентирует внимание на том, что особенностью самосознания детей младшего школьного возраста является бинарность представлений и оценки этнического окружения. Именно в это время закладывается прочная база для будущих предрассудков и конфликтов. Другая опасность этой стадии — в развитии отчуждения от самого себя и от своих задач — хорошо известное чувство неполноценности. Если ребенок обнаружит, что цвет его кожи или положение его родителей в значительно большей степени определяют его ценность как ученика, чем его желание и воля учиться, то ощущение себя недостойным, малоценным может роковым образом отразиться на его характере [3].

В. В. Мирошниченко в своей монографии определяет примерное содержание формирования культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста:

  1. Основные представления о Российском государстве, Отечестве, символах РФ;
  2. Любовь к родным местам, родному краю, родному языку;
  3. Интерес к изучению истории РФ, родного края, города, села;
  4. Понятие о справедливости в отношениях с людьми других этнических групп, товариществе, дружбе, уважительности и толерантности;
  5. Понятие о нравственной культуре взаимоотношений с людьми других этнических групп, чуткость, сопереживание к людям других наций и т. д. [4, с. 44].

Недостаточно просто дать ребенку готовое знание о том или ином народе, его особенностях, необходимо увлечь его этой проблемой, заинтересовать. Важным является формирование культуры межнационального общения не только уже известными, изученными и традиционными способами, но и осуществление нового подхода, например, такого, как интегрированное взаимодействие искусств. Н. П. Шишлянникова, изучая проблему взаимодействия искусств и их интеграцию в обучении младших школьников, приходит к такому выводу: «Способность младшего школьника к эмпатии, «вживанию», «вчуствованию», преобладание наглядно-образного компонента мышления (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков), а также полихудожественная природа, «полиязычность» детства (Б. П. Юсов) — возрастные характеристики личности младшего школьника, которые обусловливают необходимость интеграции искусств в процессе их освоения как эффективного методологического принципа. Искусство — это «культурообразующий слой», в котором формируются внутренние духовные силы ребенка, его ценностные ориентиры в окружающем мире» [5, с. 29]. Еще Я. А. Коменский в своих педагогических сочинениях писал: «Никому нельзя дать образование на основе одной какой-нибудь чистой науки, независимо от остальных наук».

В статье «Интегрированный урок литературы в начальной школе: миф или реальность?» практикующий учитель начальных классов О. А. Колодкина пишет: «Особенностью интегрированных уроков является их организация не как системы обучающих знаний, а как естественной жизни ребенка в движении, игре, в постоянном диалоге с писателем, композитором, художником» [6, с. 181]. Здесь же, педагог обобщает: «Поскольку уроки литературы, музыки, изобразительного искусства объединены единой целевой направленностью, а полихудожественный материал этих уроков объединен в межпредметные тематические блоки, то появляется потребность наработанный общими усилиями материал обобщить и представить в едином комплексном мероприятии (художественном событии), которое проводится в конце изучения материала блока» [там же, с. 181]. В своих практических наработках педагог опирается на теоретическое обоснование интеграции усилий учителей в начальной школе, представленное Н. П. Шишлянниковой в ее монографии [5].

Анализируя работы разных ученых и практикующих педагогов, работающих на младшем звене, мы приходим к выводу, что интегрированное взаимодействие искусств является хорошей движущей силой для формирования у детей определенных понятий и качеств. Следовательно, нам представляется возможным, использование данного подхода в формировании культуры межнационального общения.

Таким образом, резюмируя выше изложенные положения, мы приходим к выводу, что современная начальная школа ставит перед учителем задачу — сделать образовательный процесс наиболее продуктивным. Это возможно при осуществлении учителем нового, качественного подхода, а именно интеграции. В нашем случае, формирование культуры межнационального общения видится наиболее успешным благодаря использованию средств интегрированного взаимодействия искусств на уроках литературного чтения и во внеклассной деятельности. Если учитель в своей работе будет использовать данные средства, то он сможет получить колоссальный результат, а именно: понимание детьми особенностей других этносов, принятие представителей других национальностей, их культуры, традиций, а также сформированность таких важных качеств как толерантность, дружелюбие.

Литература:

  1. Юсупова Ч. Г. Межкультурная коммуникация как основа непрерывного поликультурного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — Т. 20.
  2. Султанбаева К. И. Педагогика межнационального общения: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие / авт.-сост. к.И. Султанбаева. — Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. — 96 с.
  3. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание Спб.: Алетейя, 2000. — 240 с.
  4. Мирошниченко В. В. Формирование культуры межнационального общения: Учебное пособие для студентов. — Абакан: Изд-во Хакасского госуд. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2005. — 72 с.
  5. Шишлянникова Н. П. Взаимодействие искусств и их интеграция в обучении грамоте младших школьников / Н. П. Шишлянникова. — Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. — 127 с.
  6. Колодкина О. А. Интегрированный урок в начальной школе: миф или реальность? / Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию (…региональных исс-ий). Сборник научных статей / ред. — сост.: Е. П. Олесина / Под общей ред. Л. Г. Савенковой. — М.: ИХО РАО, 2006. — с. 180–183.
Основные термины (генерируются автоматически): межнационального общения, культуры межнационального общения, формирование культуры межнационального, Формирование культуры межнационального, интегрированного взаимодействия искусств, начальной школе, межнационального общения средствами, межнационального общения младших, межнационального общения представители, культуру межнационального общения, «Культура межнационального общения, Педагогика межнационального общения, формирования культуры межнационального, средствами интегрированного взаимодействия, формировании культуры межнационального, интегрированное взаимодействие искусств, младших школьников, младшего школьного возраста, детей младшего школьного, этнических групп.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос