- В
правоохранительные органы обращаются граждане, которые тем или иным
образом пострадали от преступных посягательств. Человек, потерпевший
в результате кражи, хулиганства либо другого не менее опасного
преступления, естественно, хочет возместить причиненный ему
преступлением ущерб, восстановить социальную справедливость, в связи
с чем обращается за помощью к компетентным органам. Но не всегда
правоохранительные органы идут навстречу гражданам. Бывают моменты,
и довольно часто, когда сотрудники органов внутренних дел не
принимают заявления граждан о совершенных преступлениях. Сотрудники
полиции могут сослаться на бесперспективность расследования, на
занятость или другие причины.
- Инструкцией «О порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», утвержденной Приказом МВД РФ № 333 от 4.05.2010 г. определен порядок приема, учета и регистрации заявлений граждан о совершенных или готовящихся преступлениях. Зная такой порядок, человек не может быть введен в заблуждение относительно того, как с его заявлением о защите личного права должны поступить компетентные правоохранительные органы.
- Важной гарантией прав граждан в стадии возбуждения уголовного дела является строгая система регистрации заявлений и сообщений о преступлениях с выдачей заявителю талона-уведомления о принятом решении.
- Принять заявление или сообщение о преступлении вправе любой сотрудник органа внутренних дел, однако правом на возбуждение уголовного дела обладают: дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ, они должны принять решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. На практике же соответствующие должностные лица иной раз вместо заявления о совершенном преступлении предлагают заявителю написать «объяснение» или составляют протокол допроса. Это противоречит закону и может нанести существенный вред интересам граждан.
- Все заявления и сообщения о преступлениях, поступающие в органы полиции (а именно в эти органы поступает большинство сигналов о преступлениях), должны сопровождаться его соответствующей регистрацией.
- При получении заявления о преступлении непосредственно от заявителя дежурный по органу внутренних дел обязан немедленно выдать заявителю талон – уведомление. Талон – уведомление состоит из двух частей – отрывного листка и корешка, имеющих одинаковый регистрационный номер. Отрывной листок – это тот документ, о котором идет речь в ч. 4 ст. 144 УПК РФ.
- Именно в нем указываются сведения о дате приема заявления о преступлении, получившем его должностном лице и заявителе. Некоторые процессуалисты считают необходимым отражать в талоне – уведомлении также сведения, о каком преступлении принято заявление.
- Талон – уведомление должен быть вручен заявителю. Корешок талона, в котором фиксируются сведения о заявителе, краткое содержание заявления и дата его приема, а также номер и дата регистрации такового остаются у должностного лица, принимающего заявление о преступлении. Заявителю при этом должна быть предоставлена возможность расписаться на корешке талона – уведомления и самому проставить время и дату, когда он получил талон – уведомление.
- Может случиться ситуация, когда заявитель обратился с заявлением о преступлении в один день, а документ о принятии сообщения о преступлении ему выдают на следующий день или даже через несколько дней. В этом случае заявитель не только в порядке, установленном ст. ст. 124 и 125 УПК РФ, вправе обжаловать данное незаконное действие (бездействие) лица, принимавшего заявление о преступлении, но и настаивать на отражении в талоне – уведомлении и корешке к талону – уведомлению истинного времени и даты принятия у него заявления о преступлении.
- Время и дата принятия заявления о преступлении – это время и дата, когда к компетентному на принятие сообщения о преступлении лицу обратился гражданин с заявлением о преступлении или когда таковое к нему поступило по почте, с нарочным и т.п.
- Заявления и сообщения о преступлениях незамедлительно регистрируются в Книге учета сообщений о происшествиях (сокращенно – КУСП).
- При регистрации информации о преступлениях и происшествиях, поступившей в письменном виде, на документе проставляется штамп регистрации органа внутренних дел, включающий: дату регистрации, порядковый номер регистрационной записи и фамилию дежурного, принявшего информацию. Записи подписывает дежурный по органу внутренних дел.
- Анонимные сообщения в органах внутренних дел не регистрируются. Они либо немедленно уничтожаются, либо передаются в оперативные службы для использования в пресечении и раскрытии преступлений.
- Инструкцией «О порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», утвержденной Приказом МВД РФ № 333 от 4.05.2010 г. определен порядок приема, учета и регистрации заявлений граждан о совершенных или готовящихся преступлениях. Зная такой порядок, человек не может быть введен в заблуждение относительно того, как с его заявлением о защите личного права должны поступить компетентные правоохранительные органы.
Согласно п. 7 вышеуказанной инструкции сообщения о происшествии принимаются круглосуточно в любом органе внутренних дел. Для приема сообщений в электронной форме, должно применяться программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с сообщениями о происшествиях.
Поступившие, в том числе и средствами электронной связи, обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления и разрешению в общем порядке.
Документы и материалы, направленные в электронной форме, заявителям не возвращаются.
Следует отметить удобность обращения в правоохранительные органы через интернет, но на данном этапе, при внедрении данного способа обращения можно столкнуться с разного рода проблемами обусловленными сложностью идентификации автора обращения.
На первый взгляд выходом из сложившейся ситуации может стать активное внедрение электронных подписей.
-
Применение
систем цифровой подписи регламентируется Федеральным законом
от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об электронной
цифровой подписи". Целью
их внедрения является аутентификация информации - защита участников
информационного обмена от навязывания ложной информации,
установление факта модификации информации, которая передается или
сохраняется, и получения гарантии ее подлинности, а также решение
вопроса об авторстве сообщений. Система цифровой подписи
предполагает, что каждый пользователь сети имеет свой секретный
ключ, который используется для формирования подписи, а также
соответствующий этому секретному ключу открытый ключ, известный
некоторому кругу пользователей сети и предназначенный для проверки
подписи. Цифровая подпись вычисляется на основе секретного ключа
отправителя информации и собственно информационных бит документа
(файла). Один из пользователей может быть избран в качестве
"нотариуса" и заверять с помощью своего секретного ключа
любые документы. Остальные пользователи могут провести верификацию
его подписи, то есть убедиться в подлинности полученного документа.
Способ вычисления цифровой подписи таков, что знание открытого ключа
не может привести к подделке подписи. Проверить подпись может любой
пользователь, имеющий открытый ключ, в том числе независимый арбитр,
который уполномочен решать возможные споры об авторстве сообщения
(документа).
- При оперативной работе применение электронной подписи эффективно. Используя цифровую подпись в электронном документообороте, имеется возможность контролировать целостность электронных данных и подтверждать их подлинность, гарантировать авторство документов и обеспечивать неотказуемость. При этом для документов, «время жизни и полезности» которых не превышает пяти лет, обеспечение сохранности не создает большой сложности для владельцев по сравнению с документами постоянного срока хранения. При долговременном хранении электронная подпись из полезного инструмента превращается в проблему, так как в этом случае необходимо обеспечивать не только сохранность электронных документов в течение установленного срока хранения, но и возможность проверки подлинности электронной подписи в будущем.
- Но вышеуказанные сложности не являются основным барьером на пути внедрения систем цифровой подписи. Прежде всего, нежелание большинства населения приобщаться к современным технологиям в частности, и нововведениям в целом является основной проблемой популяризации электронной подписи в Российской Федерации. В данном случае это обусловлено, прежде всего, неудовлетворительной проработкой проекта внедрения электронной подписи в частности, и инновационных технологий в целом.
- Литература:
- При оперативной работе применение электронной подписи эффективно. Используя цифровую подпись в электронном документообороте, имеется возможность контролировать целостность электронных данных и подтверждать их подлинность, гарантировать авторство документов и обеспечивать неотказуемость. При этом для документов, «время жизни и полезности» которых не превышает пяти лет, обеспечение сохранности не создает большой сложности для владельцев по сравнению с документами постоянного срока хранения. При долговременном хранении электронная подпись из полезного инструмента превращается в проблему, так как в этом случае необходимо обеспечивать не только сохранность электронных документов в течение установленного срока хранения, но и возможность проверки подлинности электронной подписи в будущем.
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ // ГАРАНТ. Версия от 25.06. 2012.
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об электронной цифровой подписи" // ГАРАНТ. Версия от 25.06.2012.
- Инструкция «О порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», утверждена Приказом МВД РФ № 333 от 4.05.2010 г. // ГАРАНТ. Версия от 25.06.2012.