Система социальной защиты участников боевых действий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 3795 раз

Библиографическое описание:

Шерифов, А. М. Система социальной защиты участников боевых действий / А. М. Шерифов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3153/ (дата обращения: 16.11.2024).

Система социальной защиты участников боевых действий

Шерифов А.М., магистрант

Саратовский государственный технический университет

Особое место в системе государственной политики РФ занимают меры социальной поддержки военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, привлекаемых к военной защите государственных интересов, борьбе с терроризмом, обеспечивающих суверенитет Российской Федерации, в том числе в форме участия в боевых действиях, в связи с тем, что они подвергают повышенной опасности свою жизнь и здоровье. Это, в свою очередь, ведет к риску их гибели, причинения вреда здоровью и инвалидизации.

Государство является главным субъектом социальной защиты, выражающим интересы военнослужащих. Это - его неотъемлемая функция. Однако, как показывает мировая практика, в конституции права граждан порой только сформулированы. Их реализация - проблема, которая должна еще решаться.

На сегодняшний день в сфере социальной политики РФ проводимой в отношении участников боевых действий на Северном Кавказе и Афганистане за последние два десятилетия, накопилось много проблем. Отсутствие единого государственного органа по делам и проблемам ветеранов усугубляет положение. Средства, направляемые государством на поддержку ветеранов, распыляются по разным учреждениям и организациям. Общественных ветеранских организаций в России зарегистрировано несколько десятков тысяч, но они работают нескоординировано.

Невнимание чиновников к этой группе людей, как на региональном, так и на федеральном уровне, зачастую, делает их положение унизительным, что приводит к эмоциональному дискомфорту и постоянной тревоге.

Современная политика социальной защиты участников боевых действий представляет собой проблемное поле, требующее комплексного изучения. Для наглядности составим таблицу 1.














Таблица 1












Министерство обороны РФ

Мин Здрав Соц Развития РФ

Общественная Общероссийская организация и инвалиды войны в Афганистане

Российский союз ветеранов Афганистана

Уполномоченный по правам человека













Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Саратовской области

Министерство здравоохранения Саратовской области

Мин соц развития

Общественная организация войны в Афганистане и других локальных войн

Реабилитационный центр


Саратовская региональная общественная организация инвалидов войн в Афганистане

Городской комитет по труду и соцразвитию














Военкомат

УСЗН


ЦСОН

Общественная организация «Боевое братство»

Организация инвалидов боевых действий

Организация участников боевых действий в Чечне

Саратовская региональная общественная организация инвалидов войны в Афганистане





Рассматривая представленную схему более внимательно важно выявить обязанности, действия и роли каждого из ведомств участников.

Основным профилирующим министерством является Министерство обороны РФ. Имея в своей структуре департамент социальных гарантий МО РФ, составной частью которого является управление социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, данная организация априори должна была бы решать проблемы своих подопечных. Но на практике достучаться до верхушки Минобороны практически невозможно. А само по себе социальное обеспечение участников боевых действий не является проблемой, первостепенной важности для Минобороны, так как на первом месте - выработка и проведение государственной политики в области обороны.

Минобороны России осуществляет свою деятельность как непосредственно через органы управления военных округов и военные комиссариаты, так и во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями

Другое федеральное министерство – Минздравсоцразвития в большей степени имеет отношение к решению проблем участников БД. Здесь разрабатываются программы оптимизирующие процесс социального обеспечения инвалидов. Для этого существует Департамент по делам инвалидов и Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения. Которые утверждают порядок предоставления набора социальных услуг участникам боевых действий – обеспечение необходимыми лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением, получением ежемесячных выплат и многое другое.

Общественные организации военной направленности, как правило, в большинстве своем имеют серьезную историю, и ограниченные ресурсы, черпающие себя из пожертвований, благотворительных акций. Большого веса подобные организации не имеют, но являются серьезным подспорьем в процессе достижения мелких целей.

Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане (ОООИВА) представляет интересы свыше 43 тысяч инвалидов боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике, участников боевых действий и контртеррористических операций.

Главное предназначение вместе с Российским Союзом ветеранов Афганистана и другими ветеранскими организациями ОООИВА - обеспечение комплексной реабилитации инвалидов и лиц, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Деятельность Уполномоченного по правам человека относительно данной группы граждан направлена на привлечение постоянного внимания органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, судебных и правоохранительных органов, всех должностных лиц, а также широкой общественности к проблемам соблюдения конституционных прав участников боевых действий для принятия необходимых мер. Для решения этой задачи Уполномоченный строит свою деятельность на основе взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными организациями, СМИ.

На региональном уровне усилятся роль Министерства социального развития и Министерства здравоохранения, так как именно они выделяют средства для выплаты пособий, льгот, дотаций. Однако за конкретной помощью сюда не обратишься, остается только надеяться только на общественные организации. На данном уровне их положение более уязвимые, ввиду недостатка средств и условного ограничения в действиях.

Министерство здравоохранения Саратовской области осуществляет оказание специализированной медицинской помощи, определяет сроки и последовательность действий. Взаимодействует с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, федеральными государственными учреждениями, с медицинскими учреждениями, подведомственными Министерству и медицинскими учреждениями, находящимися в ведении муниципальных образований Саратовской области.

Дополнительную поддержку по предоставлению социальных гарантий оказывает городской комитет по труду и соцразвитию. Сюда входят оплата 50% стоимости лекарств по рецептам врачей, снижение на 50% платы за жилое помещение и коммунальные услуги, возмещение расходов на абонентскую плату за телефон и радио… Жителям города этой категории денежные выплаты назначаются районными УСПиЗН по месту жительства и зачисляются на расчетный счет в банке, указанный гражданином в заявлении-обязательстве.

Общественные организации на региональном уровне утверждают, пропагандируют и осуществляют свои социальные и благотворительные программы; оказывает социальную правовую и реабилитационную помощь инвалидам ветеранам и семьям погибших в вооруженных конфликтах, привлекает на добровольных началах граждан к активной благотворительной деятельности. За счет своих средств и добровольного участия населения оказывают всяческую поддержку инвалидам и ветеранам Афганской и Чеченской войн, других локальных конфликтов, а также семьям погибших.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О ветеранах», социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы, в частности, по медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения. 

На муниципальном уровне конкретной организацией куда чаще всего обращаются инвалиды войн является военкомат. Здесь можно добиться путевок, компенсаций, льгот и минимальных денежных выплат.

УСЗН осуществляет выдачу пособий по инвалидности. В ЦСОН инвалид имеет право получать социальное обслуживание. За последние годы количество инвалидов нуждающихся в помощи возросло. Растет как качество оказываемых услуг, так и количество. Поэтому социальные работники ЦСОН не всегда успевают справляться со своими обязанностями.

Общественные организации на данном уроне плохо развиты, имеют маленькую структуру и минимум средств. Их цель больше морально-волевая поддержка товарищей по войне и несчастью.

Министерства по делам ветеранов есть в 50 странах мира. В России тоже необходимо создать министерство или единый государственный орган по делам ветеранов, которые защищали и отстаивали бы права участников боевых действий. Армия в России призывная, и человеческая жизнь практически ничего не стоит. При таком положении дел гораздо легче посылать людей на войну и не нести никакой ответственности – ни перед теми, кто воюет, ни перед родственниками – в случае гибели или увечья военнослужащего. Люди, занимающиеся сегодня социальной защитой, должны иметь в виду, что участники боевых действий это люди со своеобразным жизненным опытом. Эта категория нуждается в особом подходе.

Приверженец критического подхода Герберт Маркузе утверждал, что толерантность или терпимость является одной из составляющих здорового общества, также он считал, что толерантность могут проявлять сильные и добродетельные люди. То есть, чтобы современное общество было полноценным, следует терпимо относиться к участникам боевых действий, которые нуждаются в социальной защите и помощи. Необходимо помочь военнослужащим адаптироваться в гражданской жизни. Для решения этой проблемы нужно задействовать все силы, как на федеральном так и на региональном уровне, привлечь различные общественные, коммерческие организации.


Основные термины (генерируются автоматически): Афганистан, участник боевых действий, Министерство здравоохранения, Саратовская область, инвалид войны, местное самоуправление, региональный уровень, Россия, социальная защита, Российская Федерация.


Задать вопрос