Противодействие коррупции: анализ положительного опыта зарубежных стран | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 08.01.2023

Статья просмотрена: 1827 раз

Библиографическое описание:

Мченская, М. В. Противодействие коррупции: анализ положительного опыта зарубежных стран / М. В. Мченская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98694/ (дата обращения: 12.10.2024).



В статье рассматривается современное зарубежное антикоррупционное законодательство (на примере Великобритании, Нидерландов, Канады, Германии, Австралии, Сингапура, Китая). Автором акцентируется внимание на положительных сторонах зарубежного антикоррупционного законодательства, которые могут быть приняты во внимание российским законодателем в ходе совершенствования национального законодательства в сфере противодействия коррупции.

Ключевые слова: взятка, законодательство, коррупция, преступность, противодействие, служащий, чиновник.

The article examines modern foreign anti-corruption legislation (on the example of Great Britain, the Netherlands, Canada, Germany, Australia, Singapore, China). The author focuses on the positive aspects of foreign anti-corruption legislation, which can be taken into account by the Russian legislator in the course of improving national legislation in the field of anti-corruption.

Keywords: bribe, legislation, corruption, crime, counteraction, employee, official.

Проблема коррупции является актуальной как для России, так и для других зарубежных стран. На территории каждого государства разрабатывается система законодательства в сфере противодействия коррупции.

Анализ зарубежного антикоррупционного законодательства имеет огромное практическое значение и для российского общества, так как позволяет выявить мероприятия, подтвердившие свою эффективность в сфере противодействия коррупции, которые могут быть приняты во внимание и российским законодателем в борьбе с данным общественно опасным явлением.

Современная законодательная система большинства зарубежных государств включает в себя нормативно-правовые акты, предусматривающие запретительные, контрольные меры в сфере борьбы с коррупцией.

Кроме того, на территории значительной части государств учреждены специальные государственные органы, осуществляющие контрольную деятельность по профилактике коррупционной преступности.

Отдельно отметим, что в Великобритании для того, чтобы занять пост министра необходимо предоставить декларацию о доходах, а также список финансовых интересов, которые существуют и претендента. Уполномоченные должностные лица внимательно изучают данный список, по результатам чего могут предложить претенденту в министры отказаться от сотрудничества с отдельными организациями.

В свою очередь, в Нидерландах в целях выявления ошибок государственных служащих при органах государственной власти сформированы специализированные отделы внутренней безопасности.

В Германии чиновник не может свободно совмещать государственную службу с иными видами оплачиваемой деятельности. Для того, чтобы можно было осуществлять и другие виды работ чиновник должен обратиться за разрешением в высшую служебную инстанцию. Кроме того, если в ходе прохождения государственной службы будет выявлено, что деятельность чиновника причиняет ущерб (вред) интересам государства и общества, то данное должностное лицо отстраняется от службы [2, с. 49].

Относительно положительного опыта борьбы с коррупцией в Канаде, отметим, что на территории данного государства предупреждение осуществляется через систему следующих принципов: жесткий административно-правовой контроль, гласность, отчетность о результатах проводимой работы.

Законодательная система значительной части зарубежных стран включает в себя такой обязательный принцип государственной службы, как внепартийность. Данный принцип имеет огромное практическое значение, заключающееся в том, что многие партии, политические движения и объединения стремятся навязать народу свою волю, свои идеи и используют для этого представителей государственных органов. Соответственно, практическая реализация данного принципа исключает подобного рода воздействия. Принцип «политического нейтралитета» государственных служащих закреплен в законодательстве большинства стран Европы. Также данный принцип находит свое законодательное отражение в нормах Модельного кодекса поведения государственных служащих. Как следует из содержания вышеуказанного документа, публичный служащий должен осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом политического нейтралитета [1, с. 216].

Кроме того, борьба с коррупционной преступностью должна осуществляться с учетом принципа прозрачности служебной деятельности чиновников. Одним из проявлений демократизма в государстве является информированность населения о существующей ситуации в анализируемой сфере, осведомленность граждан о проводимых профилактических мероприятиях.

В этой связи многие представители международного сообщества признают необходимым минимизировать зависимость граждан от решений и действий чиновников, упростить регистрационный порядок учреждения организаций, получения лицензий, разрешений на отдельные виды деятельности и др.

Уголовная конвенция о борьбе с коррупцией также предусматривает необходимость доказывания законных путей получения значительных материальных ценностей, находящихся в собственности чиновников.

В рамках предупреждения коррупционной преступности, как на территории РФ, так и на территории большинства зарубежных стран введен электронный порядок получения государственных услуг для населения. Это, в свою очередь, минимизирует взаимодействие граждан с чиновниками, что позволяет свести к минимуму коррупционные риски.

Кроме того, на наш взгляд, положительный эффект имеет зарубежный опыт аттестации чиновников на основе единого закона для всех органов и подразделений государственной власти.

Об эффективности в сфере предупреждения коррупционной преступности свидетельствует практический опыт Сингапура. На территории данного государства в отношении чиновников-взяточников применяются более строгие виды и размеры наказаний. При этом, чем выше ранг и должность чиновника, тем строже вид и размер наказания. Уличенный во взяточничестве чиновник обязан выплатить государству не только штраф, но и размер взятки. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов наделяются правом проверки банковских счетов подозреваемых в должностных и коррупционных преступлениях.

Также отметим, что в законодательстве Сингапура действует принцип презумпции коррумпированности. Содержание данного принципа раскрывается в том, что чиновник, подозреваемый в коррупционных связях, считается коррупционером до тех пор, пока им не будет доказана невиновность.

Как российские, так и зарубежные криминологи большое значение также отводят моральным принципам государственной службы. На территории значительного числа зарубежных стран приняты и действуют Кодексы поведения государственных служащих.

В зарубежных странах одним из основных способов борьбы с коррупционной преступностью является повышение культурного уровня населения, а также повышение уровня культуры в сфере публичной службы.

Эффективный опыт в сфере предупреждения коррупционной преступности демонстрирует Китай. На территории данного государства в отношении чиновников действует система поощрений их неподкупности. Китайский законодатель борьбу с анализируемым видом преступности осуществляет по двум основным направлениям: через систему профилактических мероприятий, а также через систему строго и жесткого наказания за совершение должностных и коррупционных преступлений. В Китае воспитательное воздействие осуществляется через поощрение обучения, здорового движения справедливости и политического сознания. Также на территории Китая реализуется активная пропагандистская работа в сфере формирования антикоррупционного поведения [3, с. 24].

Отдельно рассмотрим также положительный опыт Австралии в сфере предупреждения коррупционной преступности. В Австралии учреждена и функционирует Независимая комиссия против коррупции. Данный специализированный государственный орган учрежден по просьбе населения, обеспокоенного громкими скандалами с участием должностных лиц (публичных служащих). Основная задача Независимой комиссии против коррупции заключается в том, чтобы обеспечивать единство и целостность государственной власти и государственных органов и осуществлять эффективную борьбу с коррупционной преступностью [4, с. 128].

Данный государственный орган расследует должностные и коррупционные преступления, проводит профилактическую работу в данной сфере. Ежегодно по результатам проведенной работы информирует главу государства, вышеуказанные государственные органы и население о результатах своей работы.

Структурным звеном Независимой комиссии против коррупции является Подразделение по предупреждению коррупции. Данное подразделение проводит информационную и просветительскую работу среди публичных служащих и населения по антикоррупционным вопросам.

В Нидерландах предупреждение и профилактика анализируемого вида преступности осуществляется через систему следующих мероприятий:

— для публичных служащих формируется такая атмосфера, которая позволяет им качественно, честно и добросовестно выполнять свои служебные обязанности, и такая модель поведения для них является более выгодной;

— в органах полиции сформировано специальное подразделение, осуществляющее борьбу с должностной и коррупционной преступностью;

— установление в отношении чиновников особых видов уголовных наказаний, прежде всего, состоящих в лишении возможности в дальнейшем продолжать государственную службу, а также нечестные чиновники лишаются всех льгот и гарантий, которые им предоставлены по службе.

По результатам анализа положительного опыта зарубежных государств в сфере борьбы с коррупционной преступностью можно прийти к выводу о необходимости учреждения на территории РФ специализированного государственного органа по борьбе с коррупционной преступностью, а также учреждения должности Уполномоченного по борьбе с коррупцией. Также систематизировав и обобщив положительный опыт зарубежных стран в анализируемой сфере, признаем целесообразным реализовать на территории РФ следующие предупредительные меры в сфере борьбе с коррупционной преступностью: формирование во всех государственных (муниципальных) органах службы внутренней безопасности, которая занимается выявлением ошибок чиновников; введение принципа внепартийности профессиональной службы; введение принципа презумпции коррумпированности; поощрение неподкупности государственных (муниципальных) служащих.

Литература:

  1. Гутиева И. В. Международный и зарубежный опыт противодействия коррупции // Пробелы в российском законодательстве. ‒ 2020. ‒ Том 13. ‒ № 4. ‒ С. 216–221.
  2. Зонова Н. А. Международно-правовые средства противодействия коррупции и проблемы их имплементации в российское законодательство // Символ науки. — 2022. ‒ № 6–1. — С. 49–53.
  3. Киселев С. Г. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией на государственной службе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. ‒ 2020. ‒ № 2 (839). ‒ С. 24–30.
  4. Рассказов А. А. Зарубежный опыт противодействия коррупционным проявлениям и его интеграция в российскую действительность // Экономика и бизнес: теория и практика. ‒ 2021. ‒ № 3–2 (73). ‒ С. 128–133.
Основные термины (генерируются автоматически): коррупционная преступность, государственная служба, борьба, государственная власть, Китай, Независимая комиссия, Нидерланды, сфера предупреждения, сфера противодействия коррупции, территория РФ.


Похожие статьи

Феномен коррупции как фактор дестабилизации российского общества. Зарубежный опыт борьбы

В данной статье будет рассмотрен феномен коррупции, как фактор дестабилизации российского общества и национальной безопасности Российской Федерации. Рассматривается опыт борьбы с коррупцией в Соединенных Штатах Америки. Подводится вывод, о необходимо...

Антикоррупционный опыт Финляндии как ориентир для России

В настоящей статье рассмотрена проблема высокого уровня коррумпированности в Российской Федерации, выявлены основные причины неэффективности проводимой антикоррупционной политики, проанализирована антикоррупционная политика Финляндии.

Антикоррупционная политика Королевства Швеция

Цель статьи — это поиск путей совершенствования российской антикоррупционной политики на примере опыта Королевства Швеция. Основное внимание уделяется стратегии противодействия коррупции в Королевстве Швеция. Автор описывает особенности антикоррупц...

Актуальные вопросы цифровизации уголовного судопроизводства и использования электронных доказательств в зарубежных странах

Автором статьи изучаются вопросы правового регулирования использования электронных доказательств в уголовном процессе зарубежных стран. Изучается опыт Германии, США, Великобритании, Австрии, Китая, Грузии и других зарубежных стран. Изучено, законодат...

Роль и значение борьбы с коррупцией при реформировании страны

Данная статья посвящена изучению проблем, порождающих коррупцию. В статье раскрывается теоретическое понятие «коррупции», приведены политические мысли руководителей страны, проведен анализ нормативно-правовых актов, принятых в стране по противодейств...

Анализ современных методик борьбы с коррупцией и их эффективности

В статье приведено исследование методов борьбы с коррупцией. Был проведен анализ современных источников литературы и всех аспектов коррупции, теории ее возникновения и толкование термина. Для анализа были выбраны страны: Дания, Россия, Китай. Их оцен...

Противодействие коррупции в государственных закупках: опыт зарубежных стран

Настоящая статья посвящена анализу опыта противодействия коррупции в государственных закупках. Авторами исследуется российский и зарубежный опыт противодействия рассматриваемому негативному явлению.

Возможности применения зарубежного антимонопольного опыта в условиях российской экономики

В работе проанализирован зарубежный опыт антимонопольного регулирования и оценена возможность его применения на территории РФ. Проведено сравнение оценки эффективности мер РФ и зарубежных стран и анализ деятельности ФАС России.

Еще раз к вопросу об особенностях зарубежного опыта борьбы с коррупцией (на примере Азербайджанской Республики)

Автор рассматривает особенности понимания коррупции и коррупционных преступлений в Азербайджане, анализирует положительные стороны подходов к борьбе с коррупцией в этой республике и предлагает учесть позитивный опыт этой страны и предусмотреть ответс...

Эффективность правового регулирования противодействия коррупции в системе государственной службы

В статье рассматриваются проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы с позиции определения эффективности административно-правовых средств. В частности, в работе обращается внимание на систему административно-правовых средств п...

Похожие статьи

Феномен коррупции как фактор дестабилизации российского общества. Зарубежный опыт борьбы

В данной статье будет рассмотрен феномен коррупции, как фактор дестабилизации российского общества и национальной безопасности Российской Федерации. Рассматривается опыт борьбы с коррупцией в Соединенных Штатах Америки. Подводится вывод, о необходимо...

Антикоррупционный опыт Финляндии как ориентир для России

В настоящей статье рассмотрена проблема высокого уровня коррумпированности в Российской Федерации, выявлены основные причины неэффективности проводимой антикоррупционной политики, проанализирована антикоррупционная политика Финляндии.

Антикоррупционная политика Королевства Швеция

Цель статьи — это поиск путей совершенствования российской антикоррупционной политики на примере опыта Королевства Швеция. Основное внимание уделяется стратегии противодействия коррупции в Королевстве Швеция. Автор описывает особенности антикоррупц...

Актуальные вопросы цифровизации уголовного судопроизводства и использования электронных доказательств в зарубежных странах

Автором статьи изучаются вопросы правового регулирования использования электронных доказательств в уголовном процессе зарубежных стран. Изучается опыт Германии, США, Великобритании, Австрии, Китая, Грузии и других зарубежных стран. Изучено, законодат...

Роль и значение борьбы с коррупцией при реформировании страны

Данная статья посвящена изучению проблем, порождающих коррупцию. В статье раскрывается теоретическое понятие «коррупции», приведены политические мысли руководителей страны, проведен анализ нормативно-правовых актов, принятых в стране по противодейств...

Анализ современных методик борьбы с коррупцией и их эффективности

В статье приведено исследование методов борьбы с коррупцией. Был проведен анализ современных источников литературы и всех аспектов коррупции, теории ее возникновения и толкование термина. Для анализа были выбраны страны: Дания, Россия, Китай. Их оцен...

Противодействие коррупции в государственных закупках: опыт зарубежных стран

Настоящая статья посвящена анализу опыта противодействия коррупции в государственных закупках. Авторами исследуется российский и зарубежный опыт противодействия рассматриваемому негативному явлению.

Возможности применения зарубежного антимонопольного опыта в условиях российской экономики

В работе проанализирован зарубежный опыт антимонопольного регулирования и оценена возможность его применения на территории РФ. Проведено сравнение оценки эффективности мер РФ и зарубежных стран и анализ деятельности ФАС России.

Еще раз к вопросу об особенностях зарубежного опыта борьбы с коррупцией (на примере Азербайджанской Республики)

Автор рассматривает особенности понимания коррупции и коррупционных преступлений в Азербайджане, анализирует положительные стороны подходов к борьбе с коррупцией в этой республике и предлагает учесть позитивный опыт этой страны и предусмотреть ответс...

Эффективность правового регулирования противодействия коррупции в системе государственной службы

В статье рассматриваются проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы с позиции определения эффективности административно-правовых средств. В частности, в работе обращается внимание на систему административно-правовых средств п...

Задать вопрос