Меры по противодействию преступлениям коррупционной направленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.11.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Монгуш, А. А. Меры по противодействию преступлениям коррупционной направленности / А. А. Монгуш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85906/ (дата обращения: 28.01.2022).



Меры по противодействию преступлениям коррупционной направленности

Монгуш Аржаан Алексеевич, студент магистратуры

Научный руководитель: Севрюков Вячеслав Владимирович, кандидат юридических наук, доцент

Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Томск)

Статья посвящена противодействию преступлениям коррупционной направленности.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, борьба с преступностью.

В настоящее время для усиления мер по борьбе с преступлениями коррупционной направленности важно понимать сущность самого понятия «коррупция».

Так, по мнению Ю. П. Гармаева, «коррупция представляет собой сложное явление, затрагивающее различные сферы общественной жизни и тесно связанное с другими видами преступной деятельности» [1, с.261].

Следовательно, под коррупцией можно рассматривать получение кем-либо выгоды и (или) пользы при неправомерном использовании служебного положения в личных корыстных целях. Под выгодой следует понимать различные блага, например, деньги, услуги, незаконное выполнение или невыполнение определенных действий, получение имущественных прав, акций, имущества.

В вопросе противодействия коррупции следует четко разграничивать совершение таких незаконных действий, помимо физических лиц, и юридическими лицами, которые также являются коррупционным правонарушением.

На законодательном уровне не предусматривается каких-либо регламентированных мер противодействия коррупции, а лишь в некоторых отдельных нормативных актах можно встретить определения: «профилактика преступлений коррупционной направленности», «борьба с коррупцией».

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ под противодействием коррупции следует понимать «деятельность не только органов власти всех уровней, но и организаций всех форм собственности в пределах их полномочий». [2. с.3]

В последнее десятилетие в условиях глобализации, нормативно-правовых актов по вопросам борьбы с коррупционными явлениями становиться все больше. Для их соблюдения физическими и юридическими лицами необходимо убедиться в полном соблюдении определенных требований и условий.

Вопросы, связанные с профилактикой и борьбой с коррупцией, принято регламентировать как национальным законодательством, так и международными договорами.

Важнейший, но не единственный, на сегодняшний день в вопросе противодействия коррупции в Российской Федерации Закон — Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Следует отметить, для государственных органов существует много других нормативных актов, в том числе указы Президента России, постановления Правительства, регулирующие нормы о противодействии коррупционных правонарушений.

В частности, меры по противодействию коррупции отражены в следующих нормативных актах:

– Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3];

– Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

– Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [4];

– Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [5];

– Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 «О мерах по противодействию коррупции» [6];

– Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» [7];

– Указ Президента РФ от 08.07.2013 N 613 «Вопросы противодействия коррупции» [8];

– Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364 (ред. от 19.09.2017) «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» [9];

– постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [10] и другие.

В силу п. п. «а» п. 2 ст. 1 Закона Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «профилактика коррупции — это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции» [2. c.3].

Важнейшие меры профилактики коррупционных правонарушений описаны в ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ. Исходя из приведенных мер в каждом государственном органе принимаются определенные документы, также должны быть созданы рабочие комиссии по противодействию коррупции, издан план противодействия коррупции.

В обществе и, в частности в каждой организации, независимо от организационно-правовой формы, должна проводится работа по формированию нетерпимости к коррупции.

Борьба с коррупционными правонарушениями, наряду с их профилактикой, заключается также в выявлении и предупреждении таких преступлений на ранней стадии. Помимо этого, конечно же, она подразумевает раскрытие и расследование преступлений коррупционной направленности. Данная норма нашла свое отражение в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ.

Раскрытием и расследованием коррупционных преступлений, как правило, занимаются правоохранительные органы, такие как Следственный комитет Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и т. п. Общий надзор за деятельностью этих органов осуществляет Генеральная прокуратура РФ и прокуратуры субъектов РФ.

Важнейшую роль в вопросах противодействия коррупции играет также Центральный банк Российской Федерации. Так, Центральным банком РФ, на основании запросов Генеральной прокуратуры, выполняется функция регулятора финансового рынка, которая выражается в предоставлении необходимой информации о движении денежных активов граждан и организаций как за рубеж, так и внутри страны.

Как мы уже отмечали, меры по сокращению последствий коррупционных явлений в обществе законом не определены, но, зачастую, они напрямую связаны с ее профилактикой. Так, в государственным органе можно утвердить план противодействия коррупции, где будут определены данные меры, например, своевременное выявление коррупции или необходимость ротации кадров на ключевых местах организации.

Вместе с тем, следует согласиться с И. С. Алихаджиевой, «меры по раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений, как и любое противодействие, предполагает и адекватную государственную реакцию в виде применения строго регламентированных санкций» [11, c. 28].

Таким образом, комплекс мер по борьбе с преступлениями коррупционной направленности должен выполняться на разных сферах общества — политических, социальных и экономических. Применяемые меры должны быть сплочены общей целью: укоренением криминогенных последствий коррупции, причин, вызывающих коррупцию, созданием идеологии нетерпимости к коррупционным явлениям.

Литература:

  1. Ю. П. Гармаев «Междисциплинарный подход к формированию системы антикоррупционного комплаенса в Российской Федерации»// Вестник ВГУ. Серия: Право, 3, 2020г с. 261;
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции» //«Российская газета», N 266, 30.12.2008;
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» //«Российская газета», N 162, 31.07.2004;
  4. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» //«Российская газета», N 133, 22.07.2009;
  5. Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» //«Российская газета», N 100, 14.05.2013;
  6. Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 «О мерах по противодействию коррупции» // «Российская газета», N 108, 22.05.2008;
  7. Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» // «Российская газета», N 162, 23.07.2010;
  8. Указ Президента РФ от 08.07.2013 N 613 «Вопросы противодействия коррупции» // «Российская газета», N 148, 10.07.2013;
  9. Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364 (ред. от 19.09.2017) «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» // «Собрание законодательства РФ», 20.07.2015, N 29 (часть II), ст. 4477;
  10. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // «Собрание законодательства РФ», 08.03.2010, N 10, ст. 1084;
  11. Алихаджиева И. С. Комментарий к ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» // Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) / Под ред. С. Ю. Наумова, С. Е. Чаннова. М.: Юстицинформ, 2009. С. 28.
  12. https://minenergo.gov.ru/node/459
Основные термины (генерируются автоматически): противодействие коррупции, Российская Федерация, коррупционная направленность, Указ Президента РФ, акт, коррупция, мера, антикоррупционная экспертиза, борьба, план противодействия коррупции.


Задать вопрос