Государственная политика в сфере противодействия коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 02.02.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Негачи, Д. А. Государственная политика в сфере противодействия коррупции / Д. А. Негачи. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 194-197. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78156/ (дата обращения: 01.03.2021).



Статья посвящена исследованию системы совершенствования государственной политики в сфере противодействия коррупции. Автором на основании анализа компетентных источников выделены перспективные направления реализации антикоррупционной политики в современных условиях развития социально-экономических процессов. Выделена и обоснована роль эффективной и открытой системы принятия решений относительно мер предупреждения и борьбы с коррупцией в России.

Ключевые слова: коррупция, государственная политика, противодействие, антикоррупционная политика, общество, система.

Демократические преобразования, которые сейчас происходят в Российской Федерации (РФ), сопровождаются сложными процессами реформирования политических, экологических и правовых отношений. Одной из важнейших составных частей этого процесса является предотвращение и противодействие коррупции. На сегодня в России зафиксировано относительно высокий уровень коррупции, признанный не только отечественными и зарубежными аналитиками, экспертами, общественными и международными организациями, но и отечественными представителями высших органов законодательной и исполнительной власти. Таким образом, одним из самых актуальных вопросов современного развития РФ остается настоятельная необходимость совершенствования государственной антикоррупционной политики как неотъемлемой составляющей общей и всеобъемлющей внутренней политики страны. В этом контексте первоочередной задачей является разработка и научное обоснование механизмов противодействия коррупции.

Целью статьи является исследование современного состояния государственной политики России в сфере противодействия коррупции с установлением проблемных вопросов в процессе преодоления этого негативного явления и описанием перспективных направлений ее совершенствования.

Результаты анализа научных работ и публикаций по вопросам предотвращения и противодействия коррупции зарубежных и отечественных специалистов позволили прийти к выводу, что в России, как и во всем мире, коррупция отнесена к главным политическим, экономическим и социальным проблемам. Она признана одним из самых угрожающих явлений современности, способным мотивировать незаконную деятельность, тормозить экономическое развитие, нести угрозу многим элементам конституционного и общественного строя, а также национальной безопасности государства. Коррупция подрывает основы демократического устройства, доверие к власти, нарушает принципы права, справедливости и равенства перед законом, ответственности за совершенное деяние, честной конкуренции, приводит к росту теневой экономики и падению авторитета государства в международном сообществе [2].

С начала 1990-х годов правительство России принимало меры по разработке стратегии преодоления коррупции в государстве, разрабатывало соответствующие документы в форме государственных программ, планов, концепций и пр. При отсутствии системного противодействия коррупции со стороны государства и общества, это явление, независимо от его вида, способно к широкому распространению, поэтому эффективность предотвращения и противодействия коррупции в процессе социальной стабилизации и институционального становления российского государства приобретает особое значение. Концентрация власти в руках ограниченного круга лиц и их подотчетность способны привести к оказанию гипертрофированных полномочий административному аппарату, что приводит к ухудшению не только экономического, но и политического положения в государстве. В связи с этим особую опасность приобретает политическая коррупция, распространение которой приводит к торможению реформ, способствует деятельности коррумпированных кланов, организованной преступности, усложняет отношения с другими государствами и в целом дискредитирует отношение к стране и ее руководству как на внутреннем, так и на внешнем уровнях [4].

В России действует широкий круг законодательных документов и нормативных актов, ряд Указов и Постановлений Президента РФ, которые призваны содействовать антикоррупционной политике, среди них ключевым является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [7]. Также до конца 2020 г. действующими являются положения Указа Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» [8]. Кроме того, в стране реализуют свои функции множество специализированных институтов по борьбе и противодействию коррупции, среди них такие, как: Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет»; Общественная организация «Национальный антикоррупционный комитет»; Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией»; Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; Контрольно-профилактические подразделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации; Российское Антикоррупционное Партнерство; Комиссия Государственной Думы по Противодействию Коррупции и др.

Опыт борьбы с коррупцией — как отечественный, так и мировой — показывает, что уничтожить ее полностью как социальное явление невозможно. Реальной целью антикоррупционной политики могут быть уменьшение уровня и локализация коррупции в обществе, изменение ее характера, ограничения ее влияния на социально-политические и экономические процессы [5]. Анализируя антикоррупционную политику России, следует назвать факторы влияния на уровень коррупции:

– непрозрачность деятельности и не подотчетность органов государственной власти;

– отсутствие (или очень малый процент) политического влияния на предотвращение и противодействие коррупции, неэффективное участие в этой работе правоохранительных структур и органов национальной безопасности государства;

– разветвленность разрешительно-регуляторной системы;

– чрезмерное влияние определенных олигархических групп на принятие государственных решений и процедуру кадровых назначений.

Сегодня принятие антикоррупционного законодательства, создание соответствующих субъектов противодействия коррупции проходит под давлением гражданского общества на органы государственной власти. Поэтому не случайно, что имплементация антикоррупционного законодательства происходит при отсутствии политической воли относительно эффективности противодействия коррупции. Об этом свидетельствует и факт сложного формирования состава созданных институтов борьбы с коррупцией, промедление с началом их практической работы и трудностями, возникающими на пути их деятельности. Как результат, ожидаемые от антикоррупционной реформы изменения по уменьшению коррупционных проявлений, утверждение стандартов добропорядочного поведения в деятельности представителей властных структур и бизнеса, минимизация в их деятельности коррупционных рисков, повышение прозрачности и подотчетности как органов власти в целом, так и отдельных должностных лиц перед обществом не находит своего реального воплощения [3].

Несмотря на множество государственных и общественных институтов, многие исследователи отмечают несовершенство антикоррупционной политики, которое заключается в бессистемности и недостаточной продуманности некоторых законодательных положений. Общий анализ системы предотвращения коррупции в России позволяет сделать вывод, что пока власти не демонстрируют решимости к построению устойчивой и эффективной системы предотвращения коррупции, потому как носители политической воли оказываются незаинтересованными и не готовы реализовывать антикоррупционные реформы на практике. Учитывая вышесказанное, мероприятия по совершенствованию государственной антикоррупционной политики в РФ следует направлять на улучшение отечественных антикоррупционных законов и институциональной системы, а также учитывать необходимость популяризации антикоррупционных практик в частном секторе.

Специальные меры по борьбе с коррупцией должны разрабатываться индивидуально для различных подразделений, сфер деятельности, которые считаются наиболее уязвимыми. То есть специальные меры должны приниматься не по отдельности, а в сочетании с общими мерами или как дополнение к ним. Таким образом, одни рекомендации пригодны для нескольких целевых отраслей, а другие (особенно специализированные) могут быть применены лишь в ограниченных областях. В России созданы достаточные законодательные предпосылки для развития эффективного государственного механизма предотвращения и противодействия коррупции, но при создании новой отечественной антикоррупционной модели следует использовать универсальный подход к сочетанию деятельности множества общественных институтов в пределах одного учреждения превентивной и регрессивной функции.

Мировой опыт предотвращения и противодействия коррупции показывает, что эффективность любых антикоррупционных механизмов зависит, прежде всего, от политической воли руководителей государства — желания и намерений «очистить» от коррупционных проявлений государственную службу. Второе направление предусматривает формирование на начальном этапе доверия к действиям власти со стороны общества — это дает возможность получить достаточный временной промежуток для реализации поставленных долгосрочных целей, однако требует принятия и реализации политики полной нетерпимости к коррупции, а также демонстрацию быстрых и наглядных промежуточных результатов [2].

Следующее направление совершенствования государственной антикоррупционной политики — привлечение новых кадров. Отсутствие компетентных исполнителей в сфере государственного управления часто становится критической недостатком, препятствующим эффективному функционированию антикоррупционной модели. К реализации антикоррупционных мер должны привлекаться эксперты, компетентные специалисты сфер права и менеджмента, зарубежные консультанты.

Совершенствование государственной политики в сфере противодействия коррупции также должно предусматривать принятия нестандартных решений и обеспечение практического внедрения принципа «объединения и тесного взаимодействия». Это означает единство усилий ключевых политических лиц, ответственных за принятие антикоррупционных мер, и тесного взаимодействия между ними. Кроме того, в рамках принятия эффективных нестандартных решений целесообразно адаптировать международный опыт противодействия коррупции к местным условиям, что предполагает не только учет успешных зарубежных антикоррупционных практик, но и выяснение причин неудачных антикоррупционных кампаний [6].

Современные процессы информатизации общественных процессов и цифровизации экономики предполагает использование в системе государственной политики противодействия коррупции технологических достижений, что, во-первых, должно привести к уменьшению количества личных контактов граждан с государственными чиновниками, а во-вторых, будет способствовать повышению стандартов прозрачности и упрощению решения задач по обеспечению эффективного мониторинга качества предоставления административных услуг. Целесообразно отметить, что использование новейших технологий для целей государственной антикоррупционной политики будет способствовать повышению общей эффективности государственного управления. Кроме того, следует учитывать, что технологическое развитие также требует привлечения компетентных исполнителей.

Поскольку общество выступает основным заказчиком преодоления коррупции, его представители и активные деятели не должны оставаться за пределами модели государственной антикоррупционной политики. Для этого в рамках ее совершенствования необходимо обеспечить стратегическую коммуникацию [1]. В рамках антикоррупционной политики следует предусматривать возможность учета общественного мнения и преобладающих настроений в обществе для корректировки самой политики. Кроме того, возможности для принятия должностными лицами в одностороннем порядке решений ограничиваются в условиях прозрачности, открытости деятельности должностных лиц, существование единых, четких и понятных критериев оценки процесса принятия решений, наличия разработанных альтернативных вариантов решения, которые открыто обсуждаются и разрабатываются. Оптимальное решение должно приниматься взвешенно, экономически обоснованно, а результаты выполнения принятых решений должны быть измеряемыми с помощью соответствующих показателей. Основой государственной антикоррупционной политики должны стать показатели восприятия общественностью коррупционных проявлений и оценка их общественной опасности. Важным мероприятием по совершенствованию государственной антикоррупционной политики в рамках развития государственно-частного партнерства является разработка и внедрение типовой антикоррупционной программы юридических лиц, которая должна обязательно включать такие принципы и требования, как: системность целеполагания, абсолютная прозрачность бюджетных поступлений и расходов, избрание частного партнера на конкурентной основе, конструктивность.

Выводы . Итак, из вышеизложенного материала можно подытожить, что целями антикоррупционной политики в России должно стать снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач: предупреждение коррупционных правонарушений; создание правового механизма, препятствующего подкупу лиц, имеющих публичный статус; обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами; возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями; мониторинг коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики; формирование антикоррупционного общественного сознания; содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации; создание стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами.

Литература:

  1. Варыгина А. С. Пути совершенствования противодействия коррупции // Экономика и социум. 2017. № 9 (40). С. 69–73.
  2. Солдатов Я. В., Солдатова А. В. Противодействие коррупции в России: историко-теоретические аспекты // Вестник ТИСБИ. 2017. № 2. С. 214–220.
  3. Татаркова В. Ю. Противодействие коррупции в системе государственной службы // Очерки новейшей камералистики. 2017. № 3. С. 40–43.
  4. Трусов Н. А. Об отдельных критических взглядах на законодательство о противодействии коррупции России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4 (40). С. 39–45.
  5. Campbell J. W. Buying the honor of thieves? Performance pay, political patronage, and corruption // International Journal of Law, Crime and Justice. 2020. Vol. 63. Р. 439–456.
  6. Owusu E. K., Chan A. P. C., Reza H. M. Impacts of anti-corruption barriers on the efficacy of anti-corruption measures in infrastructure projects: Implications for sustainable development // Journal of Cleaner Production. 2019. Vol. 246. Р. 78–93.
  7. Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» (с изм. от 24.04.2020) // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (Дата обращения: 21.12.2020).
  8. Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» // Гарант. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877694/ (Дата обращения: 21.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): государственная антикоррупционная политика, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, Россия, государственная политика, коррупция, сфера противодействия коррупции, антикоррупционное законодательство, государственная власть, государственное управление.


Задать вопрос