Формирование познавательного интереса у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 05.01.2023

Статья просмотрена: 274 раза

Библиографическое описание:

Янгирова, В. М. Формирование познавательного интереса у младших школьников / В. М. Янгирова, Д. А. Мартынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 60-61. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98582/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье отражается формирование интереса к познанию младших школьников, описываются методы исследования.

Ключевые слова: интерес, познание, познавательный интерес.

Проблема формирования познавательных интересов и мотивов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов — потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой.

Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.

Вполне объяснимо поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.

Формирование познавательных интересов исследователи (Беляев М. Ф., Божович Я. И., Щукина Г. И., и др.) связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов учащихся.

Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей обучения и воспитания, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы. Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений и навыков, но и о нацеленности обучения на развитие школьника, на создание такой внутренней среды, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс к деятельности учителя и тем самым усиливала бы эффект развития, воспитания тех морально-трудовых качеств, тех индивидуальных свойств, которые необходимы гармонично развитой личности.

Особенности современного движения педагогической и психологической науки создают такую атмосферу деятельности учителя, в которой он не может обучать и воспитывать своих питомцев, не добиваясь развития их познавательных интересов.

Основы формирования познавательного интереса подробно разработаны педагогами, в частности Г. И. Щукиной [3]. Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы детей младшего школьного возраста характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью педагога над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов детей раннего подросткового возраста, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от педагога.

В учебно-познавательной деятельности интересы школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности ученика. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой педагогом, происходит постепенное овладение обобщёнными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес учащихся.

Таким образом, ведущим познавательным мотивом школьников признавался интерес к учебному предмету, которому свойственно три этапа развития:

а) эпизодическое переживание (любопытство, проявленное к занимательному факту, драматическому сюжету);

б) устойчивое эмоционально-познавательное отношение к предмету, обусловленное его эмоциональной и интеллектуальной привлекательностью для ученика;

в) личностный стойкий интерес, независящий от внешних обстоятельств.

Цель опытно-педагогического исследования — выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития познавательных интересов к познанию младших школьников на основе наглядных методов и средств обучения. Исследование проводилось в СОШ № 5 р.п. Приютово.

Нами были подобраны 3 методики для исследования познавательного интереса младших школьников:

  1. Анкета «Изучение познавательных интересов» (Юркевич В. С.);
  2. Диагностика уровней сформированности познавательного интереса младших школьников (Щукина Г. И.);
  3. «Определение познавательной активности» (Чебыкина М. В.).

Результаты диагностики познавательного интереса показали, что потребность в познаниях выражена сильно у больше чем половины детей, а предмет «Окружающий мир» любят и интересуются им только 47 % школьников, чем предмет «Математика». В основном у обучающихся средние и низкие показатели познавательного интереса, поэтому было решено провести уроки и проекты.

Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. Являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует ее формированию в целом, поскольку под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Исходя из этого исследователи обнаруживают в интересе определенную личностную направленность. В частности, Г. И. Щукина [3] определяет интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания и ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями.

Литература:

  1. Поздняк, С. Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов [Текст]/ С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2016. — № 3. — С. 52–56.-12
  2. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]: метод. пособие / А. И. Савенков. — М.: Просвещение, 2016. — 512 с.-14
  3. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, интерес, Щукино, познавательная деятельность, процесс обучения, учебный процесс, школьник.


Похожие статьи

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Статья раскрывает содержание понятия познавательный интерес и его развитие в процессе обучения. Познавательный интерес — это одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности.

О сущности познавательного интереса и его роли в обучении

На основе интереса к учебной деятельности у школьников формируются познавательные

Важным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках являются

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной

В работе приведены основные этапы развития познавательных процессов у учащихся на...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Познавательные мотивы сформированы меньше и учебный процесс их мало привлекает.

(1, 2). Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Учеб. пособие.

Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.

Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.

познавательный интерес, учебная деятельность, интерес...

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития

Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов у школьников.

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес...

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Познавательный интерес в подростковом возрасте

 В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности.

Фактором успешного обучения и развития личности школьника является познавательный интерес.

Процесс формирования и развития познавательного интереса...

Познавательный интерес — это важнейшая основа развития человека как деятеля, творца, преобразователя.

Любую деятельность человек, охваченный познавательным интересом, совершает более

Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

интерес, познавательный интерес, урок, познание деятельностью, предмет интереса, познавательный интерес учащихся, эмоциональный компонент, учебная деятельность, успешное обучение... Формирование интереса к учебной деятельности.

Формирование познавательных интересов обучающихся

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету.

Пути развития познавательного интереса у подростков

Одной из ключевых проблем педагогики на современной этапе можно считать — активизацию учебной познавательной деятельности учащихся. Активность школьника на уроке влияет на качество учения и результат обучения, которое выступает главным видом его деятельности.

Формирование познавательной культуры учащихся с помощью...

Познавательный интерес как важный мотив деятельности и поведения личности помогает выявлению возможностей каждого школьника [Щукина, стр.18]. Мы должны помнить, что познавательный интерес связан с ядром познавательной деятельности.

Похожие статьи

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Статья раскрывает содержание понятия познавательный интерес и его развитие в процессе обучения. Познавательный интерес — это одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности.

О сущности познавательного интереса и его роли в обучении

На основе интереса к учебной деятельности у школьников формируются познавательные

Важным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках являются

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной

В работе приведены основные этапы развития познавательных процессов у учащихся на...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Познавательные мотивы сформированы меньше и учебный процесс их мало привлекает.

(1, 2). Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Учеб. пособие.

Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.

Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.

познавательный интерес, учебная деятельность, интерес...

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития

Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов у школьников.

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес...

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Познавательный интерес в подростковом возрасте

 В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности.

Фактором успешного обучения и развития личности школьника является познавательный интерес.

Процесс формирования и развития познавательного интереса...

Познавательный интерес — это важнейшая основа развития человека как деятеля, творца, преобразователя.

Любую деятельность человек, охваченный познавательным интересом, совершает более

Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

интерес, познавательный интерес, урок, познание деятельностью, предмет интереса, познавательный интерес учащихся, эмоциональный компонент, учебная деятельность, успешное обучение... Формирование интереса к учебной деятельности.

Формирование познавательных интересов обучающихся

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету.

Пути развития познавательного интереса у подростков

Одной из ключевых проблем педагогики на современной этапе можно считать — активизацию учебной познавательной деятельности учащихся. Активность школьника на уроке влияет на качество учения и результат обучения, которое выступает главным видом его деятельности.

Формирование познавательной культуры учащихся с помощью...

Познавательный интерес как важный мотив деятельности и поведения личности помогает выявлению возможностей каждого школьника [Щукина, стр.18]. Мы должны помнить, что познавательный интерес связан с ядром познавательной деятельности.

Задать вопрос