Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 2430 раз

Библиографическое описание:

Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 366-367. — URL https://moluch.ru/archive/39/4627/ (дата обращения: 20.08.2018).

Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л. И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Р.Морозова.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т.Рибо);

- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Г.И. Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:

- как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

- как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- как мощный побудитель активности личности;

- и как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

Н.Р. Морозова характеризует интерес, тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов.

Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). (Скаткин М.Н.)

Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Таким образом, анализ современных психолого-педагогических исследований, позволяет определить познавательный интерес как ценное личностное образование, формирование и развитие которого необходимо начинать с раннего возраста, являющегося сензитивным периодом для данного процесса.


Литература:

  1. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей / Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 1969. - 264 с.

  2. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.

  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания./ Ананьев Б.Г. и др. 3-е изд. - СПб.: Питер., 2001. - 282с.

  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. - М.: Педагогика, 1989.

  5. Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя. - М.: Политиздат, 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, окружающий мир, познавательная деятельность, интерес, деятельность, Щукино, психический процесс человека.


Похожие статьи

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное образование, дошкольное детство, экспериментальный характер.

Формирование познавательных интересов обучающихся

Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов у школьников. Москва, «Просвещение» 1984 г. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.

Пути развития познавательного интереса у подростков

В статье рассматривается познавательный интерес подростка, как одно из необходимых существенных критериев, оказывающих влияние на эффективную учебную деятельность. Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес...

Познавательный интерес как средство обучения младших...

познавательный интерес, интерес, занимательность, глубокая теоретическая основа, чувство удивления, самая личность, процесс обучения, преодоление трудностей, познавательная деятельность, эпизодический интерес.

Развитие познавательной активности дошкольника при...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность. Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

Методика «Познавательная активность младшего школьника» (А. А. Горчинская).

Познавательная активность направлена на удовлетворение познавательного интереса, а её уровень

— 139 с. Поддъяков Н. Н. Очерки психического развития дошкольников.

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

познавательный интерес, учебная деятельность, интерес, окружающий мир, младший школьник, начальная школа, школьник, потребность, ребенок, познавательная деятельность.

О сущности познавательного интереса и его роли в обучении

интерес, познавательный интерес, урок, познание деятельностью, предмет интереса, познавательный интерес учащихся, эмоциональный компонент, учебная деятельность, успешное обучение...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное образование, дошкольное детство, экспериментальный характер.

Формирование познавательных интересов обучающихся

Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов у школьников. Москва, «Просвещение» 1984 г. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.

Пути развития познавательного интереса у подростков

В статье рассматривается познавательный интерес подростка, как одно из необходимых существенных критериев, оказывающих влияние на эффективную учебную деятельность. Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес...

Познавательный интерес как средство обучения младших...

познавательный интерес, интерес, занимательность, глубокая теоретическая основа, чувство удивления, самая личность, процесс обучения, преодоление трудностей, познавательная деятельность, эпизодический интерес.

Развитие познавательной активности дошкольника при...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность. Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

Методика «Познавательная активность младшего школьника» (А. А. Горчинская).

Познавательная активность направлена на удовлетворение познавательного интереса, а её уровень

— 139 с. Поддъяков Н. Н. Очерки психического развития дошкольников.

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

познавательный интерес, учебная деятельность, интерес, окружающий мир, младший школьник, начальная школа, школьник, потребность, ребенок, познавательная деятельность.

О сущности познавательного интереса и его роли в обучении

интерес, познавательный интерес, урок, познание деятельностью, предмет интереса, познавательный интерес учащихся, эмоциональный компонент, учебная деятельность, успешное обучение...

Задать вопрос