В данной статье рассматриваются проблемы, которые, по мнению автора, препятствуют наиболее частотному применению практики государственно-частного партнерства в России, положение современного института ГЧП, с какими трудностями приходится сталкиваться инвесторам и публичному партнеру, а также, государственно-частное партнерство не так популярно на практике, несмотря на то что выглядит привлекательно.
Ключевые слова: ГЧП, МЧП, государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, государственно-частное партнерство в России.
This article discusses the problems that, according to the author, hinder the most frequent application of the practice of public-private partnership in Russia. It determines the position of the modern PPP institution in Russia, what difficulties investors and public partners have to face, as well as the question of why public-private partnership is not so popular in practice, despite the fact that it looks attractive.
Keywords: PPP, MPP, Public Private Partnership, Municipal Private Partnership, Public Private Partnership in Russia, Municipal Private Partnership in Russia.
Чем так привлекательно государственно-частное партнерство (ГЧП) и муниципально-частное партнерство (МЧП)? Наиболее очевидным ответом являются ресурсы, а именно: эксперты, опыт, компетенции, деньги, инновации, новые схемы и методики. Исходя из сегодняшней ситуации на рынке проектов ГЧП, привлекательно это не для всех. Или же это ошибочное суждение?
Несмотря на то, что государственно-частное партнерство (ГЧП) и муниципально-частное партнерство (МЧП) открывают большие возможности и перспективы для развития социальной инфраструктуры, остаётся неясной причина низкой популярности данного вида сотрудничества частных инвесторов и государства.
В данной статье мы рассмотрим предполагаемые причины, которые могут влиять на сдерживание популяризации и на, собственно, развитие данного института в России, а также условия, которые могли бы способствовать более интенсивному его практическому применению.
Так как институт государственно-частного и муниципально-частного партнерства является составляющей экономических отношений, существовать обособленно от системы он не может. Из этого следует, что сама структура ГЧП (МЧП) подвергается воздействию различных факторов и условий из вне. Не все эти факторы благоприятно влияют на развитие института ГЧП (МЧП) в России и распространение практики применения такого вида сотрудничества.
Согласно исследованию IPT Group [1, с.6], проведенному в 2016 году, одной из причин, сдерживающих развитие института ГЧП, отмечалась экономическая ситуация в России, которая в том числе и негативно сказывалась на привлечении иностранных инвесторов. Привлечение иностранных инвесторов затруднялось в том числе и из-за политического фактора. Но даже по прошествии уже практически 6 лет указанные выше аспекты не теряют своей актуальности и снова оказывают влияние. Напрямую связанная с указанными выше данными проблема — отсутствие или малое количество инвесторов.
Еще одной из трудностей, с которой сталкиваются инвесторы, является длительность реализации проектов. Иногда причина кроется в бюрократическом процессе процедуры партнерства и несовершенности законодательной базы, а иногда в самом реализуемом проекте (долгосрочные проекты). Некоторые инвесторы менее охотно идут в долгосрочные проекты, особенно связанные со строительством, ввиду постоянного удорожания материалов. Долгосрочные проекты могут позволить себе только крупные компании, а для, так называемых, средних компаний, которых подавляющее большинство, краткосрочные проекты не имеют смыла ввиду их низкой рентабельности. Согласно аналитике сайта Росинфра, в 2021 году традиционно лидирует количество конкурсов в коммунально-энергетической сфере [2, с. 12].
Еще одной причиной является отсутствие опыта (либо его малое количество) и достаточного уровня компетентности участников рынка ГЧП в подготовке проектов, и, как следствие, низкое качество самой проектной документации, в том числе со стороны государства.
В прямой зависимости с предыдущим тезисом — факт отсутствия институционного, комплексного, подхода ко всесторонней реализации ГЧП. Отсутствие полной методической базы по обучению специалистов, в компетенции которых было бы ведение всей проектной документации «под ключ». Также можно предположить, что большим плюсом было бы создание отдельного ведомства, которое будет специализироваться непосредственно на проектах ГЧП (МЧП).
Немаловажной является проблема в коммуникации и взаимодействии частного бизнеса и государства.
Еще одна проблема, которую мы могли бы выделить, — скудная информированность потенциальных инвесторов о грядущих проектах и длительное согласование проектов, которые предполагается реализовать.
Не стоит упускать тот факт, что факторы и условия, препятствующие развитию ГЧП на федеральном и региональном уровне могут быть разными, а могут быть соотносимы или иметь свою иерархичность/частотность. Так, в качестве основных проблем реализации государственно-частного партнерства в субъектах можно выделить: отсутствие опыта реализации подобных проектов, отсутствие инвесторов, прочие законодательные сложности в рамках применения практики ГЧП. Как мы можем видеть, проблемы, в некотором роде, схожи.
В своей статье «Анализ основных сдерживающих факторов в реализации проектов ГЧП» М. Ф. Дриго [3] выделяет три крупные группы факторов, ограничивающих развитие института МЧП.
Обобщенные группы факторов : |
||
Отсутствие принципов практического осуществления партнерства между государством и бизнесом в России |
Отсутствие институционального подхода к организации системы подготовки кадров по реализации и совершенствованию механизма ГЧП |
Наличие общих сдерживающих факторов в развитии ГЧП |
[Таблица составлена автором]
Данные группы факторов не в полной мере обобщают приведенные нами данные, но создают общее понимание проблем, с которыми сталкивается институт ГЧП (МЧП) в России.
Заключение
Оглядываясь назад и сопоставляя данные, которые мы имеем, с теми, которые есть сейчас обновленные, нами сделаны некоторые выводы. Во-первых, несмотря на нестабильную экономическую обстановку в стране, институт ГЧП (МЧП) все же прогрессирует и развивается. В Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ до сих пор вносятся изменения и уточнения, что свидетельствует о том, что он становится более практикоориентированным, а это, в свою очередь, говорит о совершенствовании системы. Возможно, количество проектов в рамках государственного-частного сотрудничества сейчас в целом уменьшилось, но сумма привлеченных инвестиций увеличилась в 2021 году по сравнению с предыдущим годом [2]. Во-вторых, одна из проблем — отсутствие квалифицированных специалистов — на данный момент находится на стадии разработки и решения, в том числе на уровне высшего образования. Создаются специальные, ориентированные на изучение вопроса ГЧП, учебные планы, проводятся научные конференции, на которых поднимаются актуальные вопросы, касающиеся ГЧП. Эти факторы демонстрируют нам положительную тенденцию в изучении и в дальнейшем применении практики ГЧП. Однако же система всё еще не является идеальной, в законодательстве обнаруживаются несовершенства, чаще всего на практике реализация проектов ГЧП оказывается сложнее, чем в теории. Но динамика в развитии института ГЧП заметна, и это вселяет надежду, что данный механизм в скором времени заработает в полной мере.
Литература:
- «Ай Пи Ти Груп». Исследование. Рынок государственно-частного партнерства в России: проблемы и перспективы развития. — М., 2016. URL: https://iptg.ru/upload/iblock/5a5/5a5d4440ca6eec9837c16003dc2f69c2.pdf (дата обращения: 15.01.2022).
- Росинфра. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2021 года. Аналитический обзор. 2021. URL: https://rosinfra.ru/digest/documents/one/osnovnye-trendy-i-statistika-rynka-gcp-po-itogam-2021-goda-analiticeskij-obzor (дата обращения: 17.01.2022)
- Дриго Михаил Фёдорович. Анализ основных сдерживающих факторов в реализации проектов ГЧП // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osnovnyh-sderzhivayuschih-faktorov-v-realizatsii-proektov-gchp (дата обращения: 17.01.2022).
- Министерство экономического развития российской федерации. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики. — М., 2018.
- Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ