В данной статье проводится анализ современных достижений, проблем и перспектив ГЧП в современной России. Определяется понимание на каком этапе развития в России сейчас находится механизм ГЧП, какие направления развития существуют.
Ключевые слова: государственное-частное партнерство, инфраструктура, финансирование, социальная экономика, инновации, цифровизация.
This article analyzes the current achievements, problems and prospects of PPP in modern Russia. The understanding is determined at what stage of development in Russia the PPP mechanism is now, what directions of development exist.
Keywords : public-private partnership, infrastructure, financing, social economy, innovation, digitalization.
Вот уже в течении многих лет российская экономика сталкивается с кризисами, вызовами глобальных перемен, подстраивается под новые тенденции меняясь и развиваясь, особенно это коснулось внутреннего развития. Экономика России стоит на пути эволюции в инновационно-социальную экономику, поэтому на данном этапе претерпевает большие изменения, усиливается конкурентоспособность, значительно меньше становится актуальность экспортно-сырьевой экономической модели, все больше внимание уделяется интеллектуальному капиталу.
В такой обстановке не могло не стать актуальным развитие ГЧП, как объекта интеллектуального капитала. ГПЧ можно назвать своеобразным «мостом», соединяющим государство и бизнес. Его механизм зародился тогда, когда возник интерес между государством и предпринимателями [3, с. 414-419]. Начиная с момента появления ГЧП многие ученые занимались проблематикой этой темы, пытаясь улучшить механизм взаимодействия и усовершенствовать правовой механизм.
Но из-за своих особенностей в каждом регионе, недоступности информации в некоторых проектах, возникает проблема недостаточной научной изученности ГЧП на конкретных примерах, до сих пор не проработан механизм их реализации.
Нашей целью в данной работе является понять на каком этапе развития в России сейчас находится механизм ГЧП, какие проблемы существуют и направления развития.
Одной из проблем уже можно выделить, недостаток научного исследования данной темы, а именно сущности ГЧП на уровне региона.
Еще одной более важной проблемой является недостаточное выделение денежных средств на развитие ГЧП (см рис 1) [1, с. 34]
Российская экономика имеет низкую эффективность, и причиной тому служит недостаточная обеспеченность объектами инфраструктуры в социальной производственной сфере. Главной обязанностью государства в таком случае является усовершенствование механизма инвестирования бюджетных средств в данную отрасль, а также привлечение инвесторов. Одной из успешных форм привлечения инвестиций и внедрения эффективных механизмов развития является концессионное соглашение, концессия.
ГЧП определенно гибкий и защищенный «мост» между государством и бизнесом, который позволяет реализовывать инфраструктурные проекты.
Рис. 1. Источник проблем выделения средств на развитие ГЧП
Цели повышения благосостояния населения России через социально-экономическое развитие регионов требуют консолидации усилий государства и бизнеса для кардинального изменения системы управления развитием территорий, а также поиска инструментов и методов повышения эффективности их функционирования. Таким образом, на фоне долговременных вызовов, с которыми столкнулась Россия, вопросы повышения социального благосостояния и обеспечения экономического развития являются крайне актуальными.
Не мало важно отметить, что механизм ГЧП подразумевает под собой разделение рисков между государством и бизнесом, что является выгодным для обеих сторон. С каждым годом все больше растет интерес со стороны госкомпаний, осознавших эффективность ГЧП. Однако, разделение рисков, не должно приводить к снятию ответственности с предпринимателя в случае невыполнения своих обязательств. И это является еще одной проблемой механизма ГЧП.
Не редки случае, когда на практике сторона бизнеса не вкладывается в сроки, указанную сумму средств или просто оказывает не качественные услуги. И здесь до сих пор не отрегулирован механизм фильтрации недобросовестных исполнителей, поэтому данной вопрос все еще требует доработки, а именно грамотного определения модели взаимодействия государства и бизнеса, системы отбора проектов и контроля за их исполнением.
В 2013 году впервые был принят федеральный закон «Об основах ГЧП в Российской Федерации», с тех пор минуло лишь 9 лет и система правового регулирования взаимодействия государства и предпринимателей через ГЧП еще не совершенна [3, с. 414-419].
Что же происходит с ГЧП в 2021 году? Начиная с конца 2019 года, когда весь мир охватила новая коронавирусная инфекция COVID-19 в РФ сложилась сложная экономическая обстановка, рост интереса к изучению ГЧП резко возрос, это можно даже отследить по количеству публикуемых статей в этот период. Активно возросли общественные потребности, так как возник дефицит финансовых ресурсов, государство выбрало путь стимулирования для привлечения частных инвестиций в экономику регионов.
Вклад внебюджетных средств в развитие региональной инфраструктуры, расширения сфер применения проектов, реализуемых на основе механизма ГЧП служит триггером для восстановления экономики, способствует на региональном и муниципальном уровнях ходу реализации национальных проектов и достижению национальных целей.
Самой популярной сферой применения ГЧП в 2021 году остается коммунальная сфера. А что же касается здравоохранения? Ведь сложившаяся обстановка с вирусом потребовала вложения колоссальных средств. Это действительно так, однако в этой сфере до сих пор не хватает механизмов поддержки частных инвестиций
Несмотря на то, что научный интерес к теме ГЧП растет и количество научных статей на данную тему только увеличивается, к сожалению число запускаемых проектов ГЧП в течение года набирает обратную тенденцию. К концу 2020 года число проектов ГЧП сократилось на 40 % в отношении к прошлому году. В 2021 году учли ошибки прошлого года и разработали несколько программах подходов к поддержке инфраструктурных проектов, как сообщает Павел Селезнев, генеральный директор Национального Центра ГЧП [4].
Однако не смотря на все минусы Российская Федерация является одним из лидеров в позиции по уровню развития ГЧП в стране. Так как наша страна — одна из немногих, где применяются сразу несколько механизмов господдержки ГЧП [2, с.62-67.]:
- Налоговое стимулирование;
- Госгарантия;
- Капганты;
- Помощь по сделкам с недвижимостью.
Также в России на данный момент существует специализированный центр развития ГЧП — Национальный Центр Государственного-частного партнерства.
Активное использование механизмов ГЧП в рамках реализации национальных проектов в ближайшей перспективе может решить проблему дефицита инфраструктурных инвестиций. В России на стадии инициирования находится более тысячи потенциальных проектов, где возможно использование механизмов ГЧП.
В итоге стоит острая необходимость в эффективном управлении бюджетными средствами, включая планирование, осуществление и мониторинг их расходования. Ответом на данную проблему может служить внедрение цифровых технологий в сфере управления инфраструктурным развитием.
Литература:
- Государственно-частое партнерство: учеб./ С.А. Кочеткова. — М. : — 2019. — Изд-во: Компания КноРус. .
- Парахина В.Н. О необходимости применения государственно-частного партнерства в развитии цифровой экономики / В.Н. Парахина, О.А. Борис, Р.М. Устаев, Г.В. Воронцова, О.Н. Момотова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2019. — № 2 (71).
- Фомина О. И., Кочеткова С. А. Государственно-частное партнерство как современный инструмент федеральных и региональных инвестиционных проектов / О.И. Фомина, С.А. Кочеткова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — М.: — 2017. — РАЕ.
- Российская газета: [сайт]. URL: https://rg.ru/2021/09/22/v-pandemiiu-kolichestvo-gchp-proektov-sokratilos-na-40.html