Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 24.12.2022

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Четвертакова, В. А. Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка / В. А. Четвертакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 238-239. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98212/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье приведён краткий обзор приема кластера, способы его применения с помощью онлайн-приложения MindMeisterвпреподавательской деятельности. Приведены планируемые результаты работы и практического применения данной формы в познавательной деятельности учащихся.

Ключевые слова: кластер, учебно-познавательные компетенции, критическое мышление, ментальная карта, русский язык, онлайн-приложение.

На данный момент одной из главных задач современного педагогического образования является формирование у обучающихся умения осознанно мыслить, самостоятельно анализировать, искать и систематизировать информацию. Помимо формирования у обучающихся творческого мышления, учителям необходимо также применение нестандартных методов и технологий в преподавании русского языка. Одним из таких методов, которые способствуют развитию мыслительной деятельности обучающихся, является педагогический метод кластера.

Кластер («гроздь») — это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди» [1]. Кластеры можно использовать на любых этапах урока. С помощью данного приема обучающиеся могут обобщить учебный материал, что является огромным плюсом. Наглядная информация запоминается гораздо лучше.

Кластер — это один из методов формирования у обучающихся критического мышления. Критическое мышление, в свою очередь, развивает следующие компетенции: коммуникативные, исследовательские, учебно-познавательные, информационные, ценностно-смысловые и мыслительные.

При работе с кластером обучающийся имеет абсолютную творческую свободу: он может записывать всё, что приходит на ум, не боясь ошибиться. При работе в группе обучающиеся смогут сравнить свое мнение с другими, порассуждать об этом и прийти к лучшему решению поставленной задачи. Этот прием крайне эффективен как в сильных, так и слабых классах, поскольку обучающиеся смогут запомнить не только факты, но и какие-то важные части темы. То есть они не смогут изучить материал поверхностно.

Данный метод можно применить при систематизировании довольно большого объема информации: это поможет легкому её усвоению. С помощью онлайн-приложения MindMeister учитель сможет не только показать информацию наглядно, но и работать вместе с обучающимися. MindMeister — это онлайн-приложение для составления карт разума, которое позволяет пользователям визуализировать, делиться и представлять свои мысли через облако [2].

Прием ментальной карты очень схож с кластером, однако у них есть отличия. Ментальные карты ассоциативно структурируют, систематизируют информацию для запоминания, для восприятия; в конце работы над картой формулируется вывод. Кластеры же используются на предварительном этапе работы с информацией с целью — направить на решение проблемы, спланировать действия; и на основном этапе с целью установить причинно-следственные связи между гроздьями-элементами.

Используя возможности онлайн-приложения MindMeister можно создать не только ментальную карту, но и сам кластер.

Первым этапом работы является создание кластера посредством нахождения «ядра» изучаемой идеи или темы урока. Далее вокруг этой темы нужно составить крупные смысловые единицы — «спутники». После этого этапа необходимо найти логическую связь и объединить данные единицы между собой ключевыми понятиями. Нужно помнить, что работу необходимо продолжать, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

Несмотря на то, что онлайн-приложение MindMeister были создано для создания ментальных карт, в нем также возможно создать ранее описанный кластер. Ученики могут редактировать свои ответы, оставлять комментарии и эмодзи.

Приложение дает возможность устанавливать связи между «спутниками», редактировать их стиль и в целом весь внешний вид кластера. По мере изучения материала можно добавлять, перемещать и изменять элементы кластера. Также в этом онлайн-приложении можно вставить различные ссылки и медиа файлы.

Этот подход дает возможность вовлечь всех обучающихся на уроке, повысить их мотивацию к учёбе. Обучающиеся смогут научиться правильно ставить вопросы, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать и приводить аналогии. Стоит упомянуть, что применение данного онлайн-приложения дает возможность выполнять кластер в дистанционном формате.

Таким образом, применения приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister позволит не только развить познавательный интерес у обучающегося, но и эффективно усвоить учебный материал. Благодаря такой наглядности, уроки русского языка станут гораздо интереснее. Данный метод также поможет создать благоприятную обстановку для коллективной работы в классе, что способствует развитию коммуникативной компетенции.

Литература:

  1. Заир С. И.-бек, И. В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2014–175с.
  2. Джина Трапани (14 июля 2008 г.). «Ускорьте сеанс мозгового штурма с помощью MindMeister». Лайфхакер.ру.
  3. www.mindmeister.com
  4. Яфарова, М. П. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации / М. П. Яфарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 222–229.
Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, кластер, критическое мышление, ментальная карта, помощь онлайн-приложения, русский язык, учебный материал.


Похожие статьи

Использование электронного приложения LearningApps на уроках русского языка

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения LearningApps на уроках русского языка для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разр...

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Методические рекомендации по применению смарт-технологий в высшем образовании

В статье рассматриваются проблемы применения смарт-технологий в вузе. А также представлены методические рекомендации по использованию интерактивной доски Smart Board в высшем учебном заведении, которые могут быть использованы преподавателями, а также...

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся

В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.

Использование платформы Umaigra в работе с учащимися на уроках литературы

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения Umaigra на уроках литературы для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разработки за...

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.

Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.

Практическая реализация и внедрение технологии портфолио в образовательный процесс с помощью информационных технологий

В статье рассмотрены способы практической реализации и особенности внедрения технологии портфолио в образовательный процесс посредством информационных технологий. Представлены предложения и эффективные методы использования электронного дневника студе...

Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке

Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...

Похожие статьи

Использование электронного приложения LearningApps на уроках русского языка

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения LearningApps на уроках русского языка для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разр...

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Методические рекомендации по применению смарт-технологий в высшем образовании

В статье рассматриваются проблемы применения смарт-технологий в вузе. А также представлены методические рекомендации по использованию интерактивной доски Smart Board в высшем учебном заведении, которые могут быть использованы преподавателями, а также...

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся

В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.

Использование платформы Umaigra в работе с учащимися на уроках литературы

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения Umaigra на уроках литературы для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разработки за...

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.

Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.

Практическая реализация и внедрение технологии портфолио в образовательный процесс с помощью информационных технологий

В статье рассмотрены способы практической реализации и особенности внедрения технологии портфолио в образовательный процесс посредством информационных технологий. Представлены предложения и эффективные методы использования электронного дневника студе...

Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке

Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...

Задать вопрос