Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никитина, А. В. Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся / А. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 20-31. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33512/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье приведен краткий исторический обзор развития кластера, описаны способы его применения в преподавательской деятельности. Приведены результаты работы и примеры практического применения данной формы познавательной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: кластер, мотивация, обучение, познавательная деятельность, обучающиеся.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы кластера, как одну из форм познавательной деятельности обучающихся, которая дает возможность личностного роста учащегося, развития его индивидуальности.

Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых способов и форм работы на уроках экономических дисциплин, которыми пользуюсь как на очной так и на заочной формах обучения. Предмет моей работы – кластер, как одна из форм познавательной деятельности обучающихся. Объект – сахалинский промышленно-экономический техникум. В настоящее время, тема кластер очень актуальна и статей преподавателей учебных заведений нашей страны, достаточно много. В связи с этим, много разнообразных мнений, позиций, в том числе спорных. Моя гипотеза - предположение, что кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся, позволяет повысить качество и мотивацию в обучении.

Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Основоположником кластерной теории признанно считается профессор Гарвардской школы Майкл Портер, являющийся одним из самых уважаемых авторов концепции стратегии конкурентоспособности. В своей книге «Конкуренция» он подчеркивает, что наличие устойчивой стратегии развития является одним из важных факторов для успешного развития кластера. По мнению Майкла Портера: «кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики».[4]

Главное, на что нацелены кластеры – это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Кластеры состоят из предприятий, специализированных в определенном секторе экономики и локализованных географически.

В своих работах известный экономист ХIХ века Альфред Маршал писал, что значительную роль в кластеризации играют ассоциации предпринимателей. В истории развития кластерного подхода выделяется много последователей, основные из них представлены в таблице 1.

Таблица 1

Хронология развития теории кластерного подхода

Теории кластерного подхода

Авторы

Новая экономическая география, региональная экономика А.Маршалл, экстерналии, индустриальные районы

Marshall (1890)

Национальный институт конкурентоспособности: Теория инноваций; Институционализм; Традиционная экономическая география; Классическая теория размещения

Weber (1929), Hoover (1937) и др.

Постфордизм, гибкая специализация

Piore and Sabel (1984) идр .

Теории и модели экономии от агломерации Новые индустриальные районы

Brusco (1982)

Bellandi (1989), Becattini (1990) и др.

Неоклассическая пространственная экономическая теория

Lucas (1988) и др .

Стратегический менеджмент, организация промышленности

Porter (1990), Enright (1990)

В настоящее время кластерный подход широко используется в разных отраслях экономики и направлениях: в информационных технологиях, математике, астрономии, лингвистике, градостроительство, музыке и т.д. Слово «кластер» вошло в русский язык в эпоху зарождения интернета, когда несколько серверов стали объединять в блоки (кластеры) чтобы повысить устойчивость системы к высоким нагрузкам.

Такой метод как кластер, не мог остаться не замеченным в педагогической деятельности. Его активно начали применять в XXI веке. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала. Так как, практически все учебные заведения отмечают снижение мотивации у обучающихся. А одна из причин снижения учебной мотивации – неумение учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной (графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна строиться на уроке при работе с текстом.

С помощью графических схем можно обобщить и систематизировать учебный материал, графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

- выделять ключевые слова;

- систематизировать необходимую информацию;

- анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

- развивать монологическую речь.

Задача преподавателя – оказать помощь обучающимся в развитии навыка преобразования информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную) [1].

Конечный результат деятельности обучающихся– адекватное восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.

Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники [2].

Этапы работы при составлении кластера.

- Первый этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

- Второй этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

- Третий этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

- Четвертый этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы (рис.1).

http://www.vipkro.wladimir.ru/do/protected/Images/Claster%20K.GIF

Рис.1 Пример составления кластера

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: не бояться записывать все, что приходит на ум; дать волю воображению и интуиции; продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Способы работы учащихся с кластерами:

 Составление нового кластера.

 Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

 Коррекция и совершенствование готового кластера.

 Анализ и завершение неполного кластера:

 без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;

 без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Формы работы с кластерами

 Самостоятельно при выполнении домашней работы.

 Самостоятельно на практическом занятии.

 В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину.

 В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер.

 При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера [2].

В своей преподавательской деятельности я применяю разные способы и формы работы с кластерами. В частности, активно применяю способ составления нового кластера. В рамках самостоятельной домашней работы. Как на очной и заочной формах обучения. В своей статье я приведу примеры составленных кластеров студентами выпускной группы специальности: «Компьютерные системы и комплексы» по дисциплине: «Основы экономики». Обучающимися была изучена тема: «Товарно – денежное обращение на рынке» на лекции и на семинарском занятии «Деньги – главное изобретение рынка». Обучающиеся получили домашнее задание составить кластер по теме «Деньги» с целью закрепления и систематизации знаний. Все обучающиеся справились с этим заданием [Приложение 1].

Очень интересно и эффективно был применен аналогичный способ, и форма работы с кластерами по дисциплине «Рынок ценных бумаг». С выпускной группой заочной формы обучения по специальности: «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». После изучения ФЗ «О рынке ценных бумаг», обучающиеся составили кластер, систематизировав полученные знания, что помогло им в дальнейшем успешно выполнить итоговый тест на зачетном занятии [Приложение 2].

В целях повышения мотивации и активизации деятельности студентов на занятии можно применять способ составления кластера по готовому тексту в малых группах. В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер. Такая форма работы позволяет развивать умение выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развивать монологическую речь. [Приложение 3].

Можно успешно использовать на занятиях обратный способ применения кластера. В составе малой группы, составлять конспект и краткий рассказ по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

Таким образом, использование кластеров в учебной деятельности имеет ряд преимуществ:

  1. Кластер, созданный руками обучающихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание обучающимися темы.
  2. Для самих обучающихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.
  3. Кластер – это отражение нелинейности мышления, он тесно связан с тем, как работает наш мозг. (Особенно у современного поколения с "клиповым сознанием")
  4. Работа с кластером - письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.
  5. Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.
  6. В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность обучающимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
  7. Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой - свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером [1]

В целях подтверждения или опровержения гипотезы - предположение, что кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся, позволяет повысить качество и мотивацию в обучении. Мною был проведен социологический опрос обучающихся, в группах в которых я работаю. Опрошено пятьдесят три обучающихся. Было задано четыре вопроса. Первый вопрос, который меня интересовал, какая форма урока предпочтительнее моим студентам: лекции или комбинированные уроки, на которых мы совместно изучаем новый материал. Практически все студенты ответили пятьдесят на пятьдесят, т.е. они предпочитают и лекции, и комбинированные уроки в равной степени. Тогда я попросила обучающихся ответить на вопрос, что дает им лекция? Студенты дружно ответили – знания. Но вот на вопрос, что дают им уроки, на которых мы совместно изучаем материал, работаем с текстами, со схемами, мои студенты, в большинстве своем, ответили, лучшее запоминание нового материала. И конечно, я поинтересовалась у них, какие они хотят видеть занятия. Обучающиеся честно сказали, разнообразные. Особенно отметили, что хотели бы видеть больше наглядности, презентации, видеофильмы. Хотят видеть больше активных уроков, где больше общения и меньше простого конспектирования.

Таким образом, выбранная форма познавательной деятельности как кластер, позволяет активизировать деятельность обучающихся и повысить мотивацию. Многообразие способов и форм применения дает возможность разнообразить учебные занятия. При этом прием кластера развивает системное мышление, учит обучающихся систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит студентов вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Учебные занятияс применением метода кластера дают обучающимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в учащихся чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Литература:

  1. Заир С.И. – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014 – 175с.
  2. Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2015 – №5 с.13-21.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2013 – 272с.

Приложение 1



Приложение 2




Приложение 3.

Цена в рыночной экономике

Ценообразование – это одна из главных функций рынка. Все сведения и информация на рынке воплощены в ценах.

Цены выступают:

а) вознаграждением за усилия в предпринимательстве;

б) наказанием за неудачный выбор, просчет в экономических решениях.

Ценообразованием называется процесс формирования и изменения цен с учетом:

а) уровнем затрат на производство продукции;

б) соотношением данной цены с другими ценами (с ценами конкурентов);

в) размером платежеспособного спроса.

Цена – стоимость товара выраженное в деньгах.

Свободное движение цен и есть «рыночная экономика». Различают два метода регулирования цен:

1. Рыночный метод. Ему присуще опосредованное воздействие на цены. Рыночный метод обеспечивает возникновение системы равновесных цен, как результата свободного взаимодействия спроса и предложения.

2. Административный метод – это прямое воздействие на цены.

Цена в рыночной экономики выполняет следующие функции.

1. Цена даёт информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов.

2. Цена стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса.

3. Через цену происходит главное в рыночной экономике – распределение доходов между её участниками.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспечено свободное

движение. А такая свобода достижима только при отсутствии инфляции и монополизма, ограничивающих подлинную динамику цен и тем превращающих цену в лже- информацию, лже-истину и лже-распределение доходов.

В рыночной экономике, различают следующие виды цен.

1. Договорные цены – подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут быть спекулятивно завышены или занижены, и нарушить равновесное состояние рынка. Именно удельный вес договорных цен определяет степень «рыночности» экономики данной страны.

2. Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

а) продукцию предприятий – монополистов;

б) базовые ресурсы (для экономики данной страны);

в) социально – значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов:

1. фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством;

2. регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование цены состоит в установлении её предельного уровня, или предела её допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены.

3. Мировые цены применяются в международной торговле. По мере развития мере развития международной специализации их роль возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров.

Мировой ценой считают цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно – импортные сделки. Эти цены всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Как правило, мировые цены ориентируются на базисные цены, отражающие динамику цен на данный товар за ряд лет.

Мировая цена может отклонятся под влиянием двух факторов:

1. условий транспортировки данного товара;

2. объема покупки (оптовая и розничная цена).

Особую разновидность мировых цен представляют трансфертные цены. Эти цены применяются международными корпорациями в сделках между их подразделениями, расположенными в разных странах.


Приложение 4.

Памятка по составлению кластера.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.

Для создания кластера нужно:

1) Ознакомиться с текстом;

2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.

3) Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи;

4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

6) Схема кластера должна быть аккуратной. Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.

7) В итоге появляется запись- структура, которая отражает размышления.

http://www.vipkro.wladimir.ru/do/protected/Images/Claster%20K.GIF

1

Основные термины (генерируются автоматически): кластер, познавательная деятельность обучающихся, форма работы, кластерный подход, обучающийся, главный термин, готовый кластер, работа, составление кластера, учебный материал.


Похожие статьи

Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов

В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обу...

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Общенаучные и дидактические концепции активизации обучения школьников

В статье проанализированы общенаучные и дидактические концепции активиза-ции обучения школьников, представлен ретроспективный анализ педагогической, мето-дической и психологической литературы по исследуемой проблеме.

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Структурные основы педагогической деятельности

В статье в свете современной теории обучения отражены структурные основы педагогической деятельности, а также указаны приоритетные направления развития педагогической мысли.

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Формирование патриотизма у обучающихся посредством проектной деятельности

В статье рассматриваются понятия «патриотизм» и «проектная деятельность», также описывается опыт работы по формированию патриотического воспитания школьников.

Похожие статьи

Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов

В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обу...

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Общенаучные и дидактические концепции активизации обучения школьников

В статье проанализированы общенаучные и дидактические концепции активиза-ции обучения школьников, представлен ретроспективный анализ педагогической, мето-дической и психологической литературы по исследуемой проблеме.

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Структурные основы педагогической деятельности

В статье в свете современной теории обучения отражены структурные основы педагогической деятельности, а также указаны приоритетные направления развития педагогической мысли.

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Формирование патриотизма у обучающихся посредством проектной деятельности

В статье рассматриваются понятия «патриотизм» и «проектная деятельность», также описывается опыт работы по формированию патриотического воспитания школьников.

Задать вопрос