Ключевые слова : самостоятельность, выбор, инициатива
Говоря о концепции развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, мы имеем в виду ее предметное содержание, особенности организации в пространстве и во времени.
Какие творческие способности можно развить в ребенке, опираясь на предметно-пространственную среду? Отвечая на этот вопрос, перво-наперво, необходимо учитывать интересы и предпочтения самих детей для того, чтобы всю эту организацию в пространстве обустроить и особенности образовательного процесса в ДОУ поддержать. В нашем детском саду глубоко отрабатываются такие целевые ориентиры, как инициатива, самостоятельность и выбор, работа над которыми выстраиваются исходя из предпочтений ребенка и, соответственно, пространственная среда организуется «по запросам детей». Материальные возможности, образовательные цели, задачи, возрастные и индивидуальные возможности детей — это то, из чего состоит предметное содержание нашей деятельности. Необходимо также учитывать временные особенности организации среды. Дело в том, что мы придерживаемся гибкого расписания. Соответственно, мы должны учитывать особенности режима работы детских групп, подстраиваться и быстро менять свои планы в работе. Это все учтено в нашем гибком расписании, и мы варьируем между тем, что необходимо, и тем, что мы предполагаем достичь, используя гибкое расписание, то есть, степень свободы выбора, инициативы и самостоятельности ребенка обязательно должна присутствовать. Динамика накопления и обобщения опыта детьми — это тоже важный момент. Именно это закладывает основу для развития способностей детей. И здесь также важны самостоятельность, активность и выбор самого ребенка! Он должен это делать сам и понимать, для чего он овладевает теми или иными практиками, что нового он узнал и где может применить. Вот тогда и происходит качественное изменение в развитии ребенка, в чем и заключается основная наша задача.
Что касается самой творческой мастерской, хочу отметить, что в 2017 году мы начинали работать в изостудии. Она объединяла в себе несколько направлений: юные художники, волшебная бумага, увлеченные ткачи, шерстяные истории, активные игры. С течением времени мы поняли, что дети наши требуют большего и что мы можем дать им это, преобразовав предметно-пространственную среду. И изостудия расширила свои границы, превратившись в Творческую мастерскую, где мы не просто рисуем, здесь дети творят каждый свою историю, и не только на бумаге. Появились у нас художники по костюмам, любители природы, архитекторы-строители, создатели виртуальных фантазий! Все это перемежается с активной игрой детей разного возраста, потому что игра для ребенка есть способ познания и развития, творчества в том числе, а также игра в разновозрастных сообществах детей — это верный путь к позитивной социализации, когда ребенок учит другого ребенка.
Итак, алгоритм создания развивающей предметно-пространственной среды. Чтобы среда заработала и увлекла ребенка, развила в ребенке самостоятельность, инициативу и умение выбирать, мы проделали несколько основополагающих для нас шагов. Первый шаг, считаю, самый важный — мы проанализировали основную образовательную программу, сформулировали цели и задачи, определили для себя приоритетные направления развития детей в нашем детском саду. Вторым шагом было наполнение предметно-пространственной среды художественной литературой, играми, материалами для самостоятельной деятельности детей. Был создан перечень необходимого инструментария, в том числе, конечно, и цифрового, потому что время диктует свои условия. Так, к имеющимся традиционным художественным инструментам мы добавили технологию и цифровое оборудование Погумакс — проекционный дизайн. Проекционный дизайн превращает помещение в волшебное пространство: космос, зимний сад, художественную галерею, подводный мир и т. д. Дети отправляются в виртуальное путешествие, устраивают необычные фотосессии…. Фантазии нет границ!
Третий шаг — определение пространства размещения зон творчества. Как на одном пространстве обустроить локации, совершенно разные по наполнению и содержанию? Но при всем этом многообразии зоны должны быть объединены тем, что они интересны ребенку и что ребенок, проходя от одной локации к другой, в своем темпо-ритме и в свободной последовательности приобретает определенные качества и знания. Мы создаем своеобразный план-схему творческих зон, из которых дети выбирают то, что им нужно в данный момент. Это может быть связано с теми мыслями и идеями, которые были озвучены на Детском совете. Все должно быть достаточно гибко и свободно. В этом — наша идея!
Наполнение пространства оборудованием, инструментарием, пособиями, а также и сам запуск работы Творческой мастерской — это, наверное, для меня были самые простые и понятные шаги. Самым определяющим и трудным моментом в построении развивающей предметно-пространственной среды считаю определение целей и задач работы с детьми в Творческой мастерской. Для меня основополагающими целевыми ориентирами стали позитивная социализация ребенка, развитие инициативы, самостоятельности, фантазии и умения выбирать через творческое воплощение детских идей!
Мы не останавливаемся на достигнутом и строим планы на будущее! Следующий этап метамарфоз — освоение детьми гончарного дела и мраморирования. Но будет ли это называться Творческой мастерской? Вряд ли. Скорее, это будет уже Город Мастеров. Но мы еще над этим подумаем!