В статье рассматриваются проблемные вопросы внесудебной процедуры банкротства физических лиц. Автор формулирует предложения по повышению эффективности применения внесудебной процедуры банкротства физических лиц, расширению применения данной процедуры и снижению нагрузки на арбитражные суды.
Ключевые слова : право, внесудебное банкротство, арбитражный суд, закон.
The article deals with problematic issues of out-of-court bankruptcy procedure of individuals. The author formulates proposals to improve the effectiveness of the out-of-court bankruptcy procedure for individuals, expanding the application of this procedure and reduce the burden on arbitration courts.
Keywords : law, out-of-court bankruptcy, arbitration court, law.
В данный период времени совершенствование правового института банкротства физических лиц имеет большое значение для развития российской экономики, поскольку позволит повысить стабильность оборота имущества.
Так, согласно статистическим данным с Федресурса [6], количество обращений с заявлениями о несостоятельности из года в год увеличивается: в 2021 году банкротами признаны 192 846 гражданина, включая индивидуальных предпринимателей.
Необходимо отметить, что далеко не каждый должник физическое лицо имеет возможность на проведение процедуры банкротства. Данное обстоятельство связано в первую очередь с ценой данной процедуры. Например, финансовый управляющий получает 25 000 рублей за проведение одной судебной процедуры (п. 3 ст. 20.6 Закона о банкротстве), поскольку таких процедур в деле о банкротстве физического лица может быть две — процедура реструктуризации задолженности и процедура реализации имущества, только вознаграждение арбитражного управляющего составит 50 000 рублей.
В процедуре банкротства физического лица есть и иные затраты, проведение которых зависит от количества имущества должников, такие как почтовые, информационные — связанные с публикацией статей в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФСРБ), привлечение экспертов, хранителей имущества и прочее.
В связи с этим средняя стоимость процедуры несостоятельности для должника составляет существенную сумму, что при обстоятельстве несостоятельности гражданина фактически исключает для него возможность прибегнуть к процедуре банкротства физического лица в судебном порядке.
Основной целью законодательства о банкротстве физических лиц должно являться соблюдение баланса интересов всех сторон — ведь в число кредиторов гражданина-банкрота также могут входить и граждане-кредиторы, справедливо отмечает А. Плашов, и с точки зрения равноправия участников гражданских правоотношений освобождение банкрота от долговых обязательств без представления кредиторам встречного удовлетворения нарушает их права [7].
Законодатель, внося изменения в Закон о банкротстве по отношению к физическим лицам, считал, что приоритетной целью является освобождение неплатежеспособного должника от неисполненных обязательств, при этом, удовлетворение интересов кредиторов отходило на второй план.
В связи с дороговизной судебной процедуры банкротства законодатель ввёл новый правовой институт — внесудебное банкротство физических лиц (Федеральный закон от 31.07.2020 N 289-ФЗ).
Изначально процедура должна была охватывать более широкий круг лиц и финансироваться за счет фонда национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих за счет их ежемесячных выплат [3]. В последующем проект закона в Государственной Думе РФ изменился кардинально.
Процедура не стала актуальной по причине требования к должникам, имеющим право на подачу заявления о признании банкротом. В предложенном порядке внесудебной процедуры банкротства физических лиц обращение должника должно осуществляться во многофункциональные центры (МФЦ). Подразумевается, что во внесудебной процедуре банкротства физическое лицо не будет нести расходы по данной процедуре признания его банкротом.
Законодатель установил ряд условий, при которых физическое лицо может подать заявление во многофункциональный центр. В первую очередь, должник вправе подать на банкротство во внесудебном порядке в случае наличия задолженности в размере от 50 000 до 500 000 рублей.
Во-вторых, для оформления банкротства через многофункциональный центр требуется вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончания исполнительного производства.
В-третьих, срок процедуры составляет 6 месяцев, без возможности его продления (п. 1 ст. 223.6 Закона о банкротстве) [1].
Если с суммой задолженности вопросов не возникает, то касаемо наличия постановления об окончании исполнительного производства далеко не всё ясно простым гражданам.
Исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ) должен быть возвращен взыскателю на основании п. 4 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», то есть в связи с отсутствием имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Другие исполнительные производства не должны возбуждаться после возвращения исполнительных документов на момент проверки многофункциональным центром должника.
Заявление о банкротстве во внесудебном порядке подается должником в МФЦ по месту жительства, при этом необходимо приложить Список кредиторов и должников гражданина, установленный Приказом Министерства экономического развития РФ от 05 августа 2015 г. № 530. Приложение 1.
В случае неуказания обязательств и кредиторов в Списке кредиторов и должников, данные обязательства не будут списаны в процедуре банкротства, и должник будет иметь действующее обязательство для исполнения перед кредитором.
На период процедуры прекращается начисление неустоек и штрафов по всем обязательствам должника, кроме требований не указанных должников в установленной форме Приложения № 1 Списка кредиторов и должников, а также по деликтным обязательствам, требованиям о выплате алиментов и возмещении морального вреда (п. 2 ст. 223.4 Закона о банкротстве).
В случае улучшения имущественного положения физического лица должника, которое позволило бы ему в значительной мере исполнить обязательства, должник обязан сообщить об этом многофункциональный центр (п. 1 ст. 223.5 Закона о банкротстве).
Стоит отметить, что внесудебная процедура банкротства подразумевает признание должника банкротом в связи с наличием безнадежной задолженности, поскольку требует окончание исполнительного производства в связи с отсутствием имущества, подлежащего реализации на торгах.
Поэтому права кредиторов в данном случае могут быть ущемлены, если данное имущество было утаено от судебного пристава или кредиторов.
Следовательно, для противодействия подобных недобросовестных действий со стороны должников было установлено право кредиторов инициировать судебное банкротство, в случае если кредитор не был указан в Приложении № 1 Списка кредиторов и должников, либо задолженность была занижена.
Также проблемой внесудебного банкротства является отсутствие в Законе возможности пересмотра его результатов, в случае последующего обнаружения фактов сокрытия имущества [2].
Также в случае обнаружения имущества, подлежащего последующей реализации на торгах, кредитор вправе инициировать судебную процедуру банкротства.
Другими двумя обстоятельствами, позволяющими перейти из внесудебной процедуры в судебную, являются признание судом сделки недействительной в связи с исковым заявлением кредитора, а также ненаправление во многофункциональный центр сведений, свидетельствующих об улучшении имущественного положения.
Процедура банкротства завершается через 6 месяцев, о чем многофункциональным центром в ЕФРСБ указывается информация о завершении процедуры.
Новая процедура имеет недостатки, которые необходимо урегулировать в ближайшее время.
Например, 63 % заявлений о внесудебном банкротстве было возвращено [4], что показывает следующую проблему — незнание граждан требований, порядка и оснований для подачи с заявлением о банкротстве во внесудебном порядке.
Основной причиной отказа являлись действующие исполнительные производства по имущественным взысканиям, возбужденных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю [5].
Для исключения соответствующей проблемы предлагается установить обязательное посещение юридического консультанта при многофункциональном центре с обязательной оплатой консультации в размере до 2000 рублей, о чем необходимо внести изменения в Закон о банкротстве.
Данная сумма обяжет граждан внимательнее изучать основания и порядок подачи заявления, чтобы в последующем обращаться с заявлением о банкротстве.
Юридический консультант проверяет возможность банкротства конкретного физического лица, указывает на необходимость сбора нужных документов и в последующем выдает документ, подтверждающий обращение и получение консультации, что должно привести к многократному снижению возвратов заявлений и их фактической минимизации до нуля.
Также предлагается смягчить требования к подаче заявления о признании должника банкротом во внесудебной процедуре банкротства физических лиц. Внести изменения в п. 1 ст. 223.2 Закона о банкротстве,
Подводя итог вышеизложенному, делаем вывод, что, не смотря на нечастое использование процедуры внесудебного банкротства физических лиц, она имеет большой потенциал и способна разгрузить Арбитражные суды от безнадежных процедур банкротства, в которых фактически исключается возможность получить с должника исполнение по обязательству.
Литература:
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 28.06.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002 г. № 43. Ст. 4190.
- Агатов К. Д. Актуальные проблемы процедуры внесудебного банкротства граждан // Образование и право. 2021. № 3. С. 362–364.
- Лаврентьев М. Е. Актуальные проблемы внесудебного банкротства граждан в Российской Федерации // Вестник магистратуры. 2021. № 4–1 (115). С. 80–81.
- Машковцева А. К. Внесудебное банкротство // Скиф. 2022. № 5 (69). С. 67–71.
- Юхнин А. В. Банкротство граждан: первые итоги новой внесудебной процедуры и перспективы развития института // Имущественные отношения в РФ. 2021. № 11 (242). С. 101–105.
- Федресурс. Федеральный мониторинг банкротств РФ, // [Электронный ресурс]. https://fedresurs.ru/monitoring
- Плашов А.С. Внесудебное банкротство физических лиц // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 6 (58). С. 52-56.