В статье автор пытается определить особенности развития коммуникативных способностей средствами видео-блога в процессе подготовки к итоговому собеседованию.
Ключевые слова: итоговое собеседование, видео-блог, развитие речи.
Для того чтобы научиться говорить, нужно говорить как можно больше, воспроизводить монологическую речь, вступать в диалог с незнакомыми людьми.
Марина Геннадьевна Низенькова, методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник».
С 2018 года в школах проводится устное собеседование по русскому языку для учащихся 9-х классов. Оно внедрено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Прохождение итогового собеседования является для выпускников 9-х классов допуском к ОГЭ.
Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи, поэтому перед учителями русского языка и литературы была поставлена задача — сформировать и развивать навыки коммуникации учащихся для успешного прохождения итогового собеседования. Согласно основным концепциям обучения, коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.
Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития человека развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.
Проанализировав ряд особенностей технологии коммуникативного обучения — обучение на основе общения — был сделан вывод, что эта технология является основой всех активных технологий обучения любому языку.
Е. И. Пассов [1] пишет, что овладение языком как средством общения предполагает формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, означающей не только знание системы языка, но и способность правильно пользоваться единицами языка для реализации целей общения. Рассмотрение в качестве единиц коммуникативной компетенции сфер коммуникативной деятельности, тем и ситуаций общения и программ их развертывания, тактик коммуникации, социальных ролей участников общения, а также выделение разных видов компетенций (речевой, прагматической, языковой, социокультурной и др.) способствовало обеспечению коммуникативной направленности обучения за счет более четкого представления целей обучения и способов их достижения на разных этапах и уровнях владения языком.
Так как же обеспечить коммуникативную практику учащимся, чтобы это было, в первую очередь, им интересно? Подростков сложно чем-либо заинтересовать, еще сделать так, чтобы это было не одноактное действие, а постоянная деятельность.
В этом мне помогла, как ни странно, «Пушкинская карта», благодаря которой мы смогли увидеть лучшие культурные новинки творческих центров нашего города. В одну из поездок, некоторые ребята не смогли попасть, и вот здесь нас выручил блог. Ребята-участники выпустили блог, для тех, кто отсутствовал. И мне пришла в голову идея, что в подготовке к собеседованию блог очень поможет, как с точки зрения акта говорения, так и с психологической составляющей.
Идея использования блогов при обучении не нова. Методический потенциал блог-технологии описывает Сысоев П. В. [2]. Автор выделяет такие дидактические свойства блог-технологии как: публичность (сетевое взаимодействие на расстоянии, социокультурная компетенция); линейность (информация располагается в хронологическом порядке, не может быть изменена или отредактирована, только удалена автором); авторство и модерация (индивидуальный голос каждого человека); мультимедийность (использование материалов разных форматов и жанров).
То есть дидактические свойства блог-технологии, по мнению автора, представляют возможности для развития таких навыков речевой деятельности, как чтение и письмо: чтение постов и написание комментариев или собственных размещаемых работ. А устная речь? — Огромное количество вариантов. Поскольку ключевой целью в обучении языку является овладение навыками спонтанного общения, то именно видео блог может существенно помочь этому.
Блог-технологию представляется возможным использовать как в классе, так и при самостоятельной работе дома. Предлагаемый здесь вариант — видео блог-технология. Ребята создали целое сообщество, где освещают все посещаемые ими центры культурного развития: театры, филармонии, музеи, кинотеатры. Их блог позволяет другим ребятам узнать, куда можно сходить и с пользой провести время, использовав «Пушкинскую карту». Мы побывали в кино, увидев культовую картину «Петр I», в ТЮЗе, в Нижегородском академическом театре оперы и балета им. А. С. Пушкина и др. Используем все виды блога, каждый из которых способствует развитию коммуникативных способностей, как устной, так и письменной речи. На фото — заставка.
Сами учащиеся отмечают, что ведение блога способствовало развитию речевых умений, формированию чуткости в использовании речевых конструкций, и в целом — общей грамотности.
Таким образом, очевидное развитие подросткового видеоблогинга следует рассматривать как потенциальный ресурс речевого развития. В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.
Литература:
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие преподавателей русского языка как иностранного / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. — М.: Русский язык. Курсы, 2010–568 с.
- Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // cyberleninka.ru/article/n/blog-tehnologiya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku
- Ануфриева Н. А. Видеоблогинг как источник заимствованной лексики в современном русском языке // Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации: сборник материалов III Всероссийской научно-методической конференции. 2016. С. 8–11.