Влияние музыкотерапии на агрессивность студентов-психологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 13.12.2022

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Дворцова, Е. В. Влияние музыкотерапии на агрессивность студентов-психологов / Е. В. Дворцова, П. Н. Хаимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 476-479. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97622/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматривается, как музыкотерапия влияет на показатели агрессивности у студентов-психологов в виде краткого обзора экспериментального исследования.

Ключевые слова: музыкотерапия, музыка, агрессивность, агрессивное поведение, агрессия, студенты-психологи, эксперимент.

Ни для кого не секрет, что проблема человеческой агрессивности никогда не утратит своей актуальности. Это явление является объектом самого широкого научного, практического и житейского интереса всю историю человечества. Число исследований, относящихся к этому вопросу, возрастает значительно быстро.

Сегодня всем известно, что оптимальный уровень агрессивности способен помочь человеку многого добиться, а вот неуправляемая агрессия является разрушительной.

Особенно актуальна эта проблема для студентов, ведь они находятся в обстановке, где множество факторов могут способствовать агрессивному поведению: экзамены, конфликты внутриличностного и межличностного характера, профессиональное становление и многое другое.

На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных агрессивности, однако нет работ, связанных с изучением агрессивности студентов-психологов. А ведь для них особенно важным является вопрос поддержания оптимального уровня агрессии, т. к. их будущая профессиональная деятельность предполагает личностную зрелость.

В такой связи представляется актуальным поиск способов снижения агрессии, управления агрессивным поведением.

Музыкотерапия может быть таким действенным способом, т. к. она является социально-приемлемой формой высвобождения негативных эмоций, а также способствует творческому развитию. Элементы музыкотерапии просты в применении, отвечают современности, а также могут подходить любой возрастной категории.

Таким образом, выбранная нами тема «Влияние музыкотерапии на агрессивность студентов-психологов» является актуальной, требует дальнейшего изучения и фактического подтверждения.

Гипотеза: музыкотерапия влияет на агрессивность студентов-психологов, а именно: снижает физическую агрессивность, раздражительность, вербальную агрессивность, общий индекс агрессивности, нетерпимость к мнению других, негативную агрессию и агрессивность.

Цель: исследование влияния музыкотерапии на агрессию студентов-психологов.

Задачи:

  1. Изучить определения «агрессивности» и «музыкотерапии» в отечественной и зарубежной психологии.
  2. Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния музыкотерапии на агрессивность.
  3. Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования.
  4. Разработать эксперимент по исследованию влияния музыкотерапии на агрессивность студентов-психологов.
  5. Провести первичную диагностику агрессивности студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах.
  6. После воздействия провести вторичную диагностику агрессивности у студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах.
  7. Выявить влияние музыкотерапии на агрессивность студентов-психологов.

Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, экспериментальный метод, метод математико-статистической обработки данных — оценка достоверности отличий (t-критерий Стьюдента).

Методики:

  1. «Опросник агрессивности», А. Басс, А. Дарки [1];
  2. «Личностная агрессивность и конфликтность», Е. П. Ильин, П. А. Ковалев [2];
  3. «Оценка агрессивности в отношениях», А. Ассингер [3].

Выборка: 24 студентов-психологов специальности «Психология служебной деятельности», обучающихся на 5 курсе, из них 12 студентов в экспериментальной группе и 12 — в контрольной.

Основные результаты экспериментального исследования:

Для выявления влияния музыкотерапии на агрессивность студентов-психологовнами был составлен квазиэкспериментальный план исследования с тестированиемдо и после воздействия, согласно которому расчет оценкидостоверности различий при помощи t-критерия Стьюдента осуществлялся по дельта-показателям входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальнойгрупп. Данные расчеты представлены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1

Эффективность влияния музыкотерапии на физическую агрессию (ФА), вербальную агрессию (ВА), раздражение (Р) и общий индекс агрессивности (ИА) студентов-психологов

Экспериментальная группа

ФА до

Р до

ВА до

ИА до

Эксперимент

ФА после

Р после

ВА после

ИА после

∆ФА

∆Р

∆ВА

∆ИА

Ср. арифм

5,25

4,92

2,08

14,25

3,58

4

3,5

11,08

-1,67

-0,92

-0,058

-3,17

Ср.кв.

откл

1,14

1,08

1

2,18

0,67

0,74

1

1,51

0,78

0,79

0,51

1,64

Контрольная группа

ФА до

Р до

ВА до

ИА до

Эксперимент

К

С

П

Е

Р

И

М

Е

Н

Т

ФА после

Р после

ВА после

ИА после

∆ФА

∆Р

∆ВА

∆ИА

Ср. арифм

4,66

4,66

3,83

13,16

4,91

4,58

4,33

13,83

0,25

-0,08

0,5

0,66

Ср.кв.

откл

1,72

1,82

0,83

3,68

1,5

1,5

0,77

3,48

0,86

1,08

0,67

2,01

t-критерий Стьюдента

-5,70

-

-4,42

-5,11

р — уровень значимости

p≤0,01

-

p≤0,01

p≤0,01

Согласно результатам, обнаружены значимые отличия в дельта-показателях физической агрессии, раздражимости и общего индекса агрессивности испытуемых до и после проведения эксперимента между обеими группами (при p≤0,01), так как t-эмп=-5,70, t-эмп=-4,43 и t-эмп=-5,11 по шкалам «Физическая агрессия», «Вербальная агрессия» и «Индекс агрессивности» соответственно при t-крит=3,11. Значимых отличий по шкале «Раздражение» не обнаружено (при p≤0,05, при p≤0,01 и при р≤0,001). Данный результат противоречит найденным значимым отличиям при сравнении показателей экспериментальной группы до и после эксперимента и объясняется тем, что в контрольной группе этот показатель также понизился, а итоговая разница между экспериментальной и контрольной группой после проведения эксперимента по показателю раздражимости не значим.

Таблица 2

Влияние музыкотерапии на нетерпение к мнению других (Н), мстительность (М), негативную агрессивность (НА) студентов-психологов

Экспериментальная группа

Н до

М до

НА до

Эксперимент

Н после

М после

НА

после

∆Н

∆М

∆НА

Ср. арифм

5,17

4,42

9,58

4,17

3,83

8

-1

-0,58

-1,58

Ср.кв.

откл

1,11

1,62

2,43

1,03

1,34

2,09

0,6

1,16

1,38

Контрольная группа

Н до

М до

НА до

Эксперимент

К

С

П

Е

Р

И

М

Е

Н

Т

Н после

М после

НА

после

∆Н

∆М

∆НА

Ср. арифм

4,75

4,33

9,08

4,83

4,41

9,25

0,08

0,08

0,16

Ср.кв.

откл

1,86

1,07

2,46

1,4

1,67

2,76

1,16

1,5

0,93

t-критерий Стьюдента

-2,86

-

-3,64

р — уровень значимости

p≤0,05

p≤0,01

p≤0,01

Согласно результатам, обнаружены значимые отличия в дельта-показателях нетерпения к мнению других и негативной агрессивности испытуемых до и после проведения эксперимента между обеими группами (при p≤0,05, при p≤0,01), так как t-эмп=-3,64 по шкале «Негативная агрессивность» при t-крит=3,11 и t-эмп=-2,86 при t-крит=2,20. Значимых отличий по шкале «Мстительность» не обнаружено (при p≤0,05, при p≤0,01 и при р≤0,001).

Таблица 3

Влияние музыкотерапии на агрессивность в отношениях (А) на студентов-психологов

Экспериментальная группа

А до

Эксперимент

А после

∆А

Ср. арифм

26,67

23,67

-3

Ср. кв. откл

2,99

3,28

1,65

Контрольная группа

А до

Эксперимент

А после

∆ А

Ср. арифм

25

26,5

1,50

Ср. кв. откл

4,55

4,03

2,90

t-критерий Стьюдента

-4,66

р — уровень значимости

p≤0,01

Согласно результатам, обнаружены значимые отличия в дельта-показателях агрессивности в отношениях испытуемых до и после проведения эксперимента между обеими группами (при p≤0,01), так как t-эмп=-4,66 при t-крит=3,11. Следовательно, музыкотерапия повлияла на показатель агрессивности в отношениях, понизив его у испытуемых экспериментальной группы.

Таким образом, музыкотерапия действительно повлияла на агрессивность студентов-психологов, понизив показатели физической агрессии, вербальной агрессии и общего индекса агрессивности, а также понизив показатели нетерпимости ко мнению других, негативной агрессивности и агрессивности в отношениях, но не повлияв на показатели раздражимости и мстительности.

Следовательно, наша гипотеза о том, что музыкотерапия влияет на агрессивность студентов-психологов, а именно: снижает физическую агрессивность, раздражительность, вербальную агрессивность, общий индекс агрессивности, нетерпимость к мнению других, негативную агрессию и агрессивность, частично подтвердилась.

Литература:

  1. Банщикова, Т. Н. Диагностика агрессивности / Т. Н. Банщикова. - М.: Национальный книжный центр, 2011. — 136 с. ISBN 978–5216–00134
  2. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития: методика «Личностная агрессивность и конфликтность» / И. Б.Дерманова. — СПб: Питер, 2002. — С.142–146.
  3. Печеркина, А. А. Современные методы практической психологии / А. А. Печеркина. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 169 с. ISBN 978–5-7996–1640–3. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, экспериментальная группа, агрессивность студентов-психологов, общий индекс агрессивности, проведение эксперимента, агрессивное поведение, агрессивность, уровень значимости, физическая агрессия, эксперимент.


Похожие статьи

Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников

В работе приведены результаты экспериментального исследования влияния тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников.

Влияние аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС

В статье рассматривается, как аутотренинг влияет на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС в виде краткого обзора экспериментального исследования.

Музыкотерапия как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога

Статья посвящена актуальности синдрома выгорания в современном мире, понятию синдрома эмоционального выгорания и музыкотерапии как аспекта профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога.

Взаимодействие психолога и психиатра в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии на примере лечения панического расстройства.

В статье рассматриваются особенности работы психолога и психиатра с паническим расстройством в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии.

Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде

Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.

Изотерапия как действенный метод психотерапии

В статье рассматривается эффективность и различные техники направления арт-терапии — изотерапии.

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента у студентов младших курсов различных специальностей

В статье рассматривается взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента на примере студентов клинической психологии и студентов технических направлений. Представлены основные результаты исследования и их интерпретация.

Влияние музыкальной терапии на изменение психического состояния детей подросткового возраста

Исследование влияние йоги на физическую подготовленность студентов группы ЛФК

В статье рассматривается влияние йоги на физическую подготовленность студентов, занимающихся в группе ЛФК, приведены основные физические тесты на определение важнейших мышечных групп.

Похожие статьи

Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников

В работе приведены результаты экспериментального исследования влияния тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников.

Влияние аутотренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС

В статье рассматривается, как аутотренинг влияет на психоэмоциональное состояние сотрудников МЧС в виде краткого обзора экспериментального исследования.

Музыкотерапия как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога

Статья посвящена актуальности синдрома выгорания в современном мире, понятию синдрома эмоционального выгорания и музыкотерапии как аспекта профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога.

Взаимодействие психолога и психиатра в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии на примере лечения панического расстройства.

В статье рассматриваются особенности работы психолога и психиатра с паническим расстройством в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии.

Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде

Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.

Изотерапия как действенный метод психотерапии

В статье рассматривается эффективность и различные техники направления арт-терапии — изотерапии.

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента у студентов младших курсов различных специальностей

В статье рассматривается взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента на примере студентов клинической психологии и студентов технических направлений. Представлены основные результаты исследования и их интерпретация.

Влияние музыкальной терапии на изменение психического состояния детей подросткового возраста

Исследование влияние йоги на физическую подготовленность студентов группы ЛФК

В статье рассматривается влияние йоги на физическую подготовленность студентов, занимающихся в группе ЛФК, приведены основные физические тесты на определение важнейших мышечных групп.

Задать вопрос