Исследование влияния классической и рок-музыки на концентрацию и утомляемость внимания у студенток РНИМУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Блинова, Л. В. Исследование влияния классической и рок-музыки на концентрацию и утомляемость внимания у студенток РНИМУ / Л. В. Блинова, Н. А. Шевченко, А. Е. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1.1 (187.1). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47686/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная работа посвящена исследованию влияния классической и рок-музыки на концентрацию внимания и утомляемость у студенток психолого-социального факультета. Представлены результаты корректурных проб и методик отсчета по Крепелину, проведенных с участием испытуемых, прослушивающих в процессе выполнения заданий классическую музыку, рок-музыку, а также контрольной группы (без музыки). Дается сравнительная характеристика результатов каждой группы для разных методик и общие выводы о влиянии разных стилей музыки на концентрацию и утомляемость.

Ключевые слова: психология, музыка, внимание, концентрация внимания, утомляемость, отвлекаемость.

Из множества явлений окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, о чем-то размышляет, о чем-то думает. Эту особенность сознания как раз и связывают с таким его свойством, как внимание. Нас же интересует какую роль у студентов играет умение концентрировать внимание (сосредотачиваться) на определённом виде деятельности при воздействии раздражителя и без него. Сосредоточенность (концентрация внимания) на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, прямо с ними не связанного, временное игнорирование других объектов. Часто проблемы памяти связаны с неумением человека концентрировать свое внимание на запоминаемом материале, неустойчивостью ко внешним помехам [1]. Всем известно, что многие раздражители такие, как шум, гул, различные посторонние звуки, разговоры, болезненное состояние и даже голод, по-разному влияют на когнитивные функции студентов. Так как в процессе обучения и запоминания студенты подвержены длительной и напряженной умственной работе, нашей целью является узнать, при прослушивании какого жанра музыки повышается качество организации познавательной и самостоятельной работы студенток РНИМУ им. Н.И. Пирогова 2 курса клинической психологии. Не секрет, что есть музыка, улучшающая концентрацию внимания, и музыка, которая способствует более быстрому усвоению предлагаемой информации [2]. Какой же стиль музыки необходимо выбрать для улучшения концентрации и устойчивости и снижения утомляемости внимания, чтобы делать работу лучше, мы проанализируем в нашем исследовании.

Есть мнение что классическая музыка повышает концентрацию внимания и понижает утомляемость, а рок-музыка повышает утомляемость и понижает концентрацию. Если это предположение подтвердится, то будет допустимым считать, что музыку можно использовать в процессе расслабления и отдыха, а также для создания рабочей атмосферы. Некоторые жанры могут положительно влиять на интеллектуальную работоспособность студентов, а некоторые – понижать эффективность работы и повышать утомляемость.

Экспериментальную выборку составили 13 студенток 2 курса факультета клинической психологии РНИМУ (2017 г.) в возрасте 18-20 лет, проживающих в Москве. Исследование проводилось во второй половине дня, на момент проведения студентки находились в равных условиях: в тихом помещении, без посторонних людей, кроме двух исследователей, девушки были относительно здоровы, т.е. у них отсутствовали острые заболевания и не было обострения хронических, были относительно сытыми и работоспособными.

Методика Крепелина «Вычитание 7» исследует состояние счета и счетных операций, устойчивость внимания и степень подвижности интеллектуальных процессов.

Из полученных результатов (см. таблицу 1) видно, что наивысший показатель среднего количества верно просчитанных значений составляет 27,62 у студенток, которые выполняли задания без раздражителя, несколько более низкий показатель был обнаружен при выполнении этого задания под рок музыку и составляет 26,92. Самые низкие показатели были обнаружены при выполнении испытуемыми этого задания под классическую музыку – 22,23. Стандартное отклонение в каждой пробе на общем низком уровне, что свидетельствует о небольшой разнице между фактическим и средним показателем [6].

Таблица 1

Средние показатели успешности прохождения студентками методики Крепелина «Вычитание 7»

норма, успех

классика, успех

рок, .успех

Среднее

27,6154

22,2308

26,9231

N

13

13

13

Стандартное отклонение

6,06271

7,39542

7,34236

Сравнение среднего количества верно просчитанных значений показало, что музыка мешает выполнять счетные операции. Классическая музыка затрудняет и замедляет темп работы при вычитании у девушек 2 курса, у некоторых испытуемых во время второй пробы, начинало ослабевать и истощаться внимание, это объяснялось тем, что девушки допускали ошибки с пропуском сотен в меньшей степени, с пропуском единиц – в большей, в первом случае ошибка оставалась незамеченной, во втором чаще ее замечали и исправляли. Рок же наоборот, задает быстрый темп отсчитыванию, поэтому количество правильно просчитанных значений было больше, чем при прослушивании классики. В ходе эксперимента были выявлены случаи, когда некоторые девушки просчитывали алгоритм решения и выдавали результаты на автомате, но все же музыка их либо отвлекала и они, либо допускали одну ошибку, либо не допускали ни разу, либо не отвлекала, за счет чего их результат был выше по сравнению с пробой без музыки.

Метод счета по Крепелину с модификацией И. Н. Курочкина используется для изучения работоспособности, выявления утомляемости, а также измеряет переключение внимания между арифметическими операциями сложения и вычитания в пределах 2-х десятков [5].

По результатам методики «Счета по Крепелину» выявлено, что музыка так же была сильным отвлекающим фактором при выполнении счетных операций на сложение и вычитание. Меньше всего времени испытуемые потратили на выполнение задания без раздражителя и среднее время в секундах составило 68,86 (см. таблицу 2), то есть в тишине внимание девушек было полностью сконцентрировано на подсчитывании рядов, поэтому они быстрее справились с поставленной целью, чего нельзя сказать про счет под музыку. Здесь же среднее время на выполнение задания под рок-музыку составило 75,08 секунд, под классическую – 77,49. Дольше всего девушки считали под классику, так как ее медленный темп придавал им ощущение «расширения времени», замедляя ритм работы разума и тела, поэтому они не торопясь высчитывали каждое значение. Внимание девушек было рассеяно. Рок – это энергичная быстрая музыка, которая побуждает человека к активному движению или его подобию, что в свою очередь отвлекало девушек от интеллектуальной деятельности [4]. Также некоторые испытуемые во время похождения говорили, что операция сложения им давалась легче, чем вычитание и они невольно задумывались о том, что нужно сделать с парой чисел (операцию сложения/вычитания) вначале каждого этапа, т.е. переключение внимания у некоторых девушек было низким, в результате чего общее время на выполнение задания было увеличено.

Стандартное отклонение на общем высоком уровне относительно среднего значения, потому что существенной разницей между фактическим и средним значением является то, что время, затраченное девушками на каждую пробу по отдельности, отличается [6]. Такой высокий разброс значений объясняется разным уровнем математических способностей испытуемых, при том условии, что не было допущено ни одной ошибки во время испытания.

Таблица 2

Среднее время прохождения студентками методики «Счета по Крепелину»

норма, время

классика, время

рок, время

Среднее

68,8577

77,4908

75,0785

N

13

13

13

Стандартное отклонение

15,26477

16,73170

17,82841

Последний метод Корректурной пробы (тест Бурдона) мы использовали с целью выявить утомляемость, оценить концентрацию и устойчивость внимания студенток [7].

Таблица 3

Среднее количество строк, которое прошли студентки по методу Корректурной пробы

норма, кол-во строк

классика, кол-во строк

рок, кол-во строк

Среднее

12,5485

12,7938

13,3323

N

13

13

13

Стандартное отклонение

2,35557

1,87102

2,44188

В ходе тестирования испытуемых были получены следующие результаты. Видно, что средние значения на общем уровне, но с тенденцией к небольшому увеличению показателей после каждой пробы, это значит, что у девушек частично улучшилась врабатываемость показателя изменения скорости работы, т.е. увеличился период устойчивой работоспособности, повысилась скорость работы и выносливость, но точность от этого пострадала, т.к. в ходе поиска были упущены некоторые цифры из-за проблемы низкой концентрации и рассеянности внимания [8]. Так наивысшее среднее количество строчек 13,33 (см. таблицу 3) показали студентки, прошедшие Корректурную пробу при прослушивании рок-музыки, возможно благодаря ритмичному темпу песни и в результате врабатывания большинство девушек приспособилось к безошибочному выполнению рутинной работы, а значит утомляемость студенток на момент проведения последней пробы была снижена. Несколько более низкие показатели были отмечены у девушек при прослушивании классической музыки, среднее количество строчек составило 12,79, возможно потому, что проба шла второй по очереди и девушки еще не адаптировались к устойчивой работоспособности, а медленная музыка затрудняла быстрый темп работы При проведении корректурной пробы без раздражителя среднее количество строчек оказалось наименьшим и равным 12,55, очевидно, что на первых парах девушки не были приспособлены к выполнению однообразной работы, которая требует сосредоточенности внимания.

Исходя из приведенных выше данных можно сделать вывод, что музыка может повышать утомляемость и снижать концентрацию внимания при выполнении рутинной работы, а может снижать утомляемость и повышать концентрацию внимания, при этом рок музыка улучшает показатели в положительную сторону, но стоит заметить, что имеется небольшая категория студенток, которым музыка мешала концентрироваться, в результате чего их результаты ухудшились по сравнению с пробой без музыки, о чем свидетельствует снижение разброса между фактическим и средним значением.

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что музыка по-разному влияет на мыслительную деятельность студенток 2 курса. Чаще всего она действует как отвлекающий фактор при выполнении арифметических операций. Но существуют определенные жанры, которые помогают улучшить концентрацию и устойчивость внимания, а также снизить ее утомляемость. Рок, как выяснилось, положительно влияет на перечисленные выше особенности внимания именно при выполнении студентками однообразной работы особенно в период устойчивой работоспособности, когда устанавливается оптимальный режим работы и вырабатывается определенная стабилизация показателей [8]. Классический жанр своей расслабляющей, успокаивающей музыкой увы не настраивает на выполнение счетных операций, а только истощает внимание девушек, делает их рассеянными.

Литература:

  1. Никитина Т. Б. Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания); Серия: САМ (Самостоятельно от Азов к Мастерству). М.: Международное Агентство «A.D. & T.». 2002. – 27 с.
  2. https://infourok.ru/kak-muzika-vliyaet-na-cheloveka-ego-razvitie-i-obuchenie-2202488.html;
  3. http://old.iro.yar.ru/resource/distant/psychology/sekret/psix25.htm
  4. https://skorochtenie64.ru/poleznaya_informatsiya/klassicheskaya_muzyka_pomogaet_razvit_pamyat_uluchshaet_vnimanie_i_ne_tolko/
  5. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Счёт_по_Крепелину
  6. https://www.fxmag.ru/pub/32/standartnoe_otklonenie/
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Корректурная_проба
  8. https://psyera.ru/sostoyanie-vrabatyvaemosti-optimalnoy-rabotosposobnosti-utomleniya-monotonnosti-974.htm
Основные термины (генерируются автоматически): концентрация внимания, музыка, среднее, стандартное отклонение, корректурная проба, внимание девушек, выполнение задания, девушка, рок, устойчивая работоспособность.


Похожие статьи

Диагностика мыслительных способностей у первоклассников как определение уровня развития интеллектуальных операций

Статья посвящена проблеме несформированности мышления у первоклассников, что является одной из основных причин школьной неуспеваемости. На примере комплекса методик для диагностики системного мышления представлены результаты экспериментальной работы....

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление количества студентов всех курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера с помощью опросника В. В. Бойко (в мо...

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования органи...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Изучение самооценки младших школьников

Статья посвящена изучению самооценки младших школьников. Представлены результаты констатирующего эксперимента и составлены рекомендации педагогам и родителям по оптимизации самооценки младших школьников.

Уровень тревожности и отношение к болезни студентов-аллергиков

В статье раскрывается уровень тревожности студентов-аллергиков, их стрессоустойчивость и тип отношения к своей болезни. Описано исследование, которое было проведено на студентах-аллергиках РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Были выявлены уровни ситуационной и...

Особенности стрессоустойчивости у студентов разных медицинских специальностей

В данной работе рассматриваются особенности совладающего поведения и стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Осуществляется сравнение особенностей копинг-стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов-психологов и студентов-медико...

Похожие статьи

Диагностика мыслительных способностей у первоклассников как определение уровня развития интеллектуальных операций

Статья посвящена проблеме несформированности мышления у первоклассников, что является одной из основных причин школьной неуспеваемости. На примере комплекса методик для диагностики системного мышления представлены результаты экспериментальной работы....

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление количества студентов всех курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера с помощью опросника В. В. Бойко (в мо...

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования органи...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Изучение самооценки младших школьников

Статья посвящена изучению самооценки младших школьников. Представлены результаты констатирующего эксперимента и составлены рекомендации педагогам и родителям по оптимизации самооценки младших школьников.

Уровень тревожности и отношение к болезни студентов-аллергиков

В статье раскрывается уровень тревожности студентов-аллергиков, их стрессоустойчивость и тип отношения к своей болезни. Описано исследование, которое было проведено на студентах-аллергиках РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Были выявлены уровни ситуационной и...

Особенности стрессоустойчивости у студентов разных медицинских специальностей

В данной работе рассматриваются особенности совладающего поведения и стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Осуществляется сравнение особенностей копинг-стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов-психологов и студентов-медико...

Задать вопрос