Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 17.12.2021

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Каримова, Е. А. Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов / Е. А. Каримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 450-452. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86983/ (дата обращения: 21.11.2024).



В данной статье представлен краткий обзор экспериментального исследования на тему «Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов».

Тревожность — одна из самых актуальных проблем в современной психологии. Несмотря на то, что эволюцией она заложена для защиты от реальных угроз, тревожность возникает и на фоне угроз несуществующих. Данное явление вызывает в человеке такие состояния, как напряженность, беспомощность, неврозы, а на поведенческом уровне она проявляется через дезорганизацию и снижение продуктивности деятельности, негативно сказываясь на всех сферах жизни. Одним из последствий столкновения человека с тревожностью могут стать соматические заболевания.

На разных этапах обучения в вузе на личность студента воздействуют множество факторов, которые препятствуют профессиональному становлению. Тому пример личностная тревожность. Она не только мешает продуктивной учебной деятельности, но и делает студента более подверженному стрессу, успеваемость начинает снижаться и замедляется развитие студента как специалиста. Отсюда вытекает необходимость в снижении тревожности у студентов.

Одним из эффективных способов борьбы с тревожностью выступает игротерапия. В практической психологии данный способ считается психотерапевтическим методом воздействия как на детей, так и на взрослых. Помимо налаживания контакта между участниками в группе, процесс игры способствует снятию напряжения, страха, тревоги, повышает самооценку и укрепляет уверенность в собственных силах.

Гипотезой нашего исследования выступило предположение о том, что игротерапия снижает показатели тревожности студентов-психологов.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие «тревожность» в отечественной и зарубежной литературе;
  2. Провести психологический анализ особенностей студентов;
  3. Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов;
  4. Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования;
  5. Разработать эксперимент, изучающий влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов;
  6. Провести первичную диагностику тревожности у студентов психологов в экспериментальной и контрольной группах;
  7. После проведенного эксперимента провести вторичную диагностику тревожности у студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах;
  8. Выявить влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов.

Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, эксперимент, математико-статистическая обработка данных (t-критерий Стьюдента).

Методики:

  1. Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина;
  2. «Интегративный тест тревожности (ИТТ)» А. П. Бизюка;
  3. «Шкала тревоги» А. Бека.

Выборка: 36 студентов специальности «Психология служебной деятельности».

Основные результаты экспериментального исследования. Для выявления влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов нами был составлен квазиэкспериментальный план исследования для двух неэквивалентных групп с тестированием до и после воздействия, согласно которому расчет оценки достоверности различий при помощи t-критерия Стьюдента осуществлялся по дельта-показателям входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп. Данные расчеты представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Эффективность влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов

Экспериментальная группа

РТ до

ЛТ до

Эксперимент

РТ после

ЛТ после

∆ РТ

∆ ЛТ

Ср. арифм

36,92

45,00

33,92

35,77

-4,17

-9,23

Ср. кв. откл.

9,57

13,94

8,32

10,37

5,47

8,03

Контрольная группа

РТ до

ЛТ до

РТ после

ЛТ после

∆ РТ

∆ ЛТ

Ср. арифм

45,43

43,50

37,59

43,26

-7,18

-1,18

Ср. кв. откл.

12,40

10,15

10,57

10,55

7.36

3,10

t-критерий Стьюдента

1,35

-3,46

р — уровень значимости

-

0,001

В ходе исследования было выявлено значимое различие между дельта-значениями личностной тревожности при помощи t-критерия Стьюдента (tэмп = -3,46 больше tкрит = 3,29 на уровне p≤0,001), что говорит о статистической значимости влияния игротерапии на личностную тревожность студентов-психологов. Значимого различия между дельта-значениями реактивной тревожности (tэмп = 1,35) выявлено не было.

Таблица 2

Эффективность влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов

Экспериментальная группа

Бизюк

Бэк

Эксперимент

Бизюк

Бэк

Бизюк

Бэк

СТ-С до

СТ-Л до

УТ до

СТ-С после

СТ-Л после

УТ после

∆ СТ-С

∆ СТ-Л

∆ УТ

Ср. арифм,

4,31

6,38

11,92

1,82

4,54

5,92

-1,82

-1,85

-6,00

Ср. кв. откл.

3,07

2,60

8,79

1,47

3,13

5,31

2,04

1,95

5,87

Контрольная группа

СТ-С до

СТ-Л до

УТ до

СТ-С после

СТ-Л после

УТ после

∆ СТ-С

∆ СТ-Л

∆ УТ

Ср. арифм

4,96

6,26

20,96

3,87

6,17

16,05

-1,09

-0,09

-4,05

Ср. кв. откл.

2,69

2,58

10,35

2,70

2,55

9,14

2,21

0,95

8,56

t-критерий Стьюдента

-0,95

-3,05

-0,80

р — уровень значимости

-

0,01

-

В ходе исследования было выявлено значимое различие между дельта-значениями личностной тревожности при помощи t-критерия Стьюдента (tэмп = -3,05 больше tкрит = 2,58 на уровне p≤0,01), что подтверждает статистически значимое влияние игротерапии на личностную тревожность студентов-психологов. Значимого различия между дельта-значениями ситуативной тревожности (tэмп = -0,95), а также уровнем тревоги (tэмп = -0,80) выявлено не было.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о частичном подтверждении нашей гипотезы о том, что игротерапия снижает тревожность студентов-психологов.

Основные термины (генерируются автоматически): тревожность студентов-психологов, значимое различие, контрольная группа, личностная тревожность, помощь t-критерия, экспериментальная группа, личностная тревожность студентов-психологов, уровень значимости, эффективность влияния.


Похожие статьи

Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки зрения психологии

В статье представлены краткие сведения о проведении эмпирического исследования на базе ХГУ им. Н. Ф. Катанова «Психологический портрет идеального учителя глазами будущих педагогов». Выводы были сделаны на основании полученных результатов анкетировани...

Отношение студентов к закрытию пропусков по физической подготовке в институте: анализ и рекомендации

Цель данной научной статьи — изучить отношение студентов к закрытию пропусков по физической подготовке и предложить рекомендации для улучшения ситуации. Для достижения этой цели был проведен анализ мнений и предпочтений студентов, а также проведено и...

Построение интеллектуальной видеоаналитики на базе Астраханского государственного технического университета

В данной статье производится анализ параметров оборудования и скорости передачи данных, непосредственно влияющих на безопасность обучающихся и персонала университета.

Нейропсихологическое исследование предпосылок навыка чтения и письма у дошкольников

В статье отражён нейропсихологический подход в изучении предпосылок навыка чтения и письма у дошкольников.

Обзор современных проблем в принятии управленческих решений: социально-ориентированный аспект

В статье делается обзор некоторых проблем в принятии управленческих решений. Полученные результаты исследований оцениваются с точки зрения социально-ориентированного аспекта.

Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования игры в качестве средства экономического воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации.

Исследование эстетического восприятия визуальных произведений искусства с помощью фМРТ

В данной статье рассматривается такое современное междисциплинарное направление как нейроэстетика, основоположником которой является С. Зеки. Основные понятия нейроэстетики были разработаны в начале XXI века. В работах С. Зеки и ряде других исследова...

Технологии проблемного обучения в школьной педагогической практике

В статье сравниваются различные виды технологий проблемного обучения, а также, на конкретных примерах, показан опыт их применения на практике.

Скрытое управление людьми как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста

Эффективным формированием коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста может способствовать педагогическое средство, такое как скрытое управление людьми. В статье представлен обзор критико-научных работ, позволяющих рассматривать ма...

Применение игрофикации в сфере управления персоналом

Цель исследования заключается в анализе практики использования игрофикации в сфере управления персоналом. В данной статье описаны определение, задачи, элементы, виды и инструменты применения игрофикации в управлении персоналом. В результате были выяв...

Похожие статьи

Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки зрения психологии

В статье представлены краткие сведения о проведении эмпирического исследования на базе ХГУ им. Н. Ф. Катанова «Психологический портрет идеального учителя глазами будущих педагогов». Выводы были сделаны на основании полученных результатов анкетировани...

Отношение студентов к закрытию пропусков по физической подготовке в институте: анализ и рекомендации

Цель данной научной статьи — изучить отношение студентов к закрытию пропусков по физической подготовке и предложить рекомендации для улучшения ситуации. Для достижения этой цели был проведен анализ мнений и предпочтений студентов, а также проведено и...

Построение интеллектуальной видеоаналитики на базе Астраханского государственного технического университета

В данной статье производится анализ параметров оборудования и скорости передачи данных, непосредственно влияющих на безопасность обучающихся и персонала университета.

Нейропсихологическое исследование предпосылок навыка чтения и письма у дошкольников

В статье отражён нейропсихологический подход в изучении предпосылок навыка чтения и письма у дошкольников.

Обзор современных проблем в принятии управленческих решений: социально-ориентированный аспект

В статье делается обзор некоторых проблем в принятии управленческих решений. Полученные результаты исследований оцениваются с точки зрения социально-ориентированного аспекта.

Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования игры в качестве средства экономического воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации.

Исследование эстетического восприятия визуальных произведений искусства с помощью фМРТ

В данной статье рассматривается такое современное междисциплинарное направление как нейроэстетика, основоположником которой является С. Зеки. Основные понятия нейроэстетики были разработаны в начале XXI века. В работах С. Зеки и ряде других исследова...

Технологии проблемного обучения в школьной педагогической практике

В статье сравниваются различные виды технологий проблемного обучения, а также, на конкретных примерах, показан опыт их применения на практике.

Скрытое управление людьми как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста

Эффективным формированием коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста может способствовать педагогическое средство, такое как скрытое управление людьми. В статье представлен обзор критико-научных работ, позволяющих рассматривать ма...

Применение игрофикации в сфере управления персоналом

Цель исследования заключается в анализе практики использования игрофикации в сфере управления персоналом. В данной статье описаны определение, задачи, элементы, виды и инструменты применения игрофикации в управлении персоналом. В результате были выяв...

Задать вопрос