Ключевые слова: право на отдых, военнослужащие, военная служба, служебное время, статус военнослужащих.
Право на отдых относится к группе социально-экономических прав человека и закреплено в Конституции Российской Федерации. Контроль за реализацией данного права возложен на государство в рамках реализации социальной политики.
Право военнослужащих на отдых и вопросы регулирования служебного времени подробного отражены в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» [2]. Согласно указанному Федеральному закону, общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации. Также данным законом установлено, что при привлечении военнослужащих сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели.
Федеральным законом «О статусе военнослужащих» определены случаи, когда право на отдых военнослужащего может быть ограничено. К таким случаям относятся, например, боевое дежурство, учения и др. Приказами органа исполнительной власти может быть утвержден свой перечень мероприятий, проводимых без ограничений общей продолжительности еженедельного служебного времени. К мерам компенсаций за привлечение сверх служебного времени относятся: предоставление отдыха в другие дни недели, увеличение основного отпуска, выплата денежной компенсации.
Для предоставления военнослужащему дополнительных суток отдыха он должен по команде подать рапорт с просьбой о предоставлении времени переработки. Несмотря на такое право, военнослужащему может быть отказано на основании закона. В Указе Президента РФ от 10 ноября 2007 г.
№ 1495 «Об утверждении Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» сказано, что сутки отдыха предоставляются в качестве компенсации отдыха в другие дни недели решением командира воинской части (подразделения) с учетом необходимости поддержания боевой готовности и интересов службы [3]. Закон позволяет правомерно отказать военнослужащему в его праве на отдых, т. к. термин «интересы службы» нигде не раскрывается. Нет чёткого и однозначного понимания, какие случаи подпадают под данный термин.
Расплывчатость формулировок в законе и недобросовестность командиров приводит к частому обращению военнослужащих в военные суды для защиты своих законных прав.
Так, Североморский гарнизонный военный суд в своем решении от 26 мая 2020 г. по делу № 2А-142/2020 удовлетворил требование Рамзанова Р. И. о предоставлении ему 120 дополнительных суток отдыха за службу на корабле в период выходов в море, то есть к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени [4]. Аналогичное решение по делу № 2А-127/2020 было принято 35 гарнизонным военным судом (г. П.-Камчатский), который удовлетворил требование Мухамеджанова Д. С. о предоставлении ему 30 дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени [5].
Еще одним примером нарушения права военнослужащего на отдых является дело И. Ю. Захарова, который обратился в Великоновгородский гарнизонный суд с административным иском к войсковой части с требованием признать незаконным исключение его из списков личного состава без прохождения лечения и освидетельствования ВВК, предоставления основного отпуска за 2019 год и дополнительных дней отдыха в полном объеме. Во время предоставления части основного отпуска за 2019 год И. Ю. Захаров находился на лечении, но отпуск ему не был продлен, также во время отпуска он привлекался для сдачи дел и должности, имущества и получения положенного при увольнениивещевого имущества. Великоновгородский гарнизонный военный суд удовлетворил требования Захарова, обязав восстановить его в списках личного состава войсковой части до полного обеспечения положенными видами довольствия, направить на лечение и прохождение ВВК, предоставить основной отпуск за 2019 год и дополнительные дни отдыха в полном объеме [6].
Большое количество исковых заявлений военнослужащих о непредоставлении им дополнительных суток отдыха говорит о том, что вопросы регулирования служебного времени недостаточно определены законодательством Российской Федерации и требуют более конкретной и четкой позиции в решении данного вопроса.
Нарушение прав военнослужащих является серьезной проблемой для общества, так как это может привести к проблемам их функционирования. В настоящее время социальная и правовая защита военнослужащих представляет собой совокупность разрозненных по своей сути гарантий, которые не в состоянии обеспечить должную социальную защищенность.
Для устранения некоторых явных противоречий и улучшения института защиты прав и свобод военнослужащих законодателю необходимо пересмотреть положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку именно он определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. Как представляется, в деятельность Министерства обороны должны быть разработаны и внедрены современные механизмы управления военно-социальной сферой, организовано соответствующее обучение персонала службы социальной защиты военнослужащих.
Литература:
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства
- о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»
- (ред. 28.06.2016) // Российская газета. — 04.06.2014. — № 124.
- Федеральный закон РФ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 01.06.1998. — № 22. — Ст. 2331.
- Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 19.11.2007. -№ 47 (часть I). — Ст. 5749
- Решение Североморского гарнизонного военного суда (г. П-Камчатский) № 2А-142/2020 2А-142/2020~М-92/2020 М-92/2020 от 26 мая 2020 г. по делу № 2А-142/2020. — Текст: электронный // Судебные
- и нормативные акты Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://sudact.ru/ regular/doc/CbKCTJV7KlD/ (дата обращения: 29.11.2022).
- Решение 35-го гарнизонного военного суда (г. П-Камчатский)
- № 2А-127/2020 2А-127/2020~М-89/2020 М-89/2020 от 6 июля 2020 г. по делу № 2А-127/2020. — Текст: электронный // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/ Js4Lk1Wi8GdT/ (дата обращения: 29.11.2022).
- Решение Великоновгородского гарнизонного военного суда
- № 2А-37/2019 2А-37/2019~М-40/2019 М-40/2019 от 9 декабря 2019 г. по делу № 2А-37/2019. — Текст: электронный // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/ yBut4rdookZw/ (дата обращения: 29.11.2022)