Право иностранного гражданина проживать на территории РФ: порядок реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.06.2016

Статья просмотрена: 621 раз

Библиографическое описание:

Галиева, О. С. Право иностранного гражданина проживать на территории РФ: порядок реализации / О. С. Галиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 579-583. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31799/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена исследованию порядка реализации права иностранного гражданина временно или постоянно проживать на территории РФ, анализируется перечень предоставляемых документов, рассматриваются потенциально возможные трудности у иностранных граждан при реализации данного права.

Ключевые слова: правовое положение иностранных граждан на территории РФ,разрешение на временное проживание, вид на жительство

Вопрос о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации всегда является актуальным, поскольку поток иностранных граждан является стабильным на сегодняшний день не только с туристическими целями, но и с целью получить образование или работать. Процент тех, кто желает постоянно проживать на территории РФ, не имея рабочей или учебной визы, не так велик, но тем не менее, нестабильность экономической ситуации в РФ в последние годы привела к тому, что некоторым иностранным гражданам выгодно приобретать недвижимость, поэтому осуществление гражданско-правовых сделок требует законного нахождения на территории РФ.

На каком основании иностранный гражданин является законно находящимся на территории нашего государства? Согласно ст. 2 Федерального Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) «законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации» [1].

Целью данной статьи является рассмотрение особенностей приобретения иностранным гражданином таких оснований законного нахождения на территории РФ, как разрешения на временное проживание и вид на жительство в РФ.

Порядок выдачи разрешения на временное проживание установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [1] и Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденным приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 214 [2].

Порядок выдачи вида на жительство установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215 [3].

1. Разрешение на временное проживание

Разрешение на временное проживание разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, продление разрешения на временное проживание законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Необходимо обратить внимание на то, что разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Данная квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Так, например, если иностранный гражданин хочет обратиться к процедуре получения разрешения на временное проживания на территории Санкт-Петербурга, то, согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.10.2015 № 2197-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2016 год» квота для Санкт-Петербурга в 2016 году составляет 1500 разрешений на временное проживание в РФ [4].

Интересно отметить, что предложения субъектов РФ по установлению квоты направляются в ФМС России с учетом, в том числе: целесообразности проживания в субъекте РФ иностранных граждан исходя из реального состояния экономики, природно-климатических особенностей и экологического состояния территории субъекта РФ; состояния рынка труда, демографической ситуации, криминогенной обстановки в субъекте РФ.

Для реализации данного права иностранному гражданину необходимо обратиться втерриториальный орган ФМС со следующим пакетом документов [2]:

  1. Заявление о выдаче разрешения на временное проживание в двух экземплярах. Данное заявление можно заполнить самостоятельно, либо в территориальном органе ФМС, либо на Едином портале государственных и муниципальных услуг. (http://www.gosuslugi.ru/).
  2. Двеличные фотографии размером 35 x 45 мм в черно-белом или цветном исполнении с четким изображением лица.
  3. Документ, удостоверяющий личность.
  4. Документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий отсутствие судимости у заявителя. При этом документ не должен быть выдан ранее 3 месяцев на день подачи заявления о выдаче разрешения.
  5. Вид на жительство или иной документ, выданный полномочным органом иностранного государства, который подтверждает проживание иностранного гражданина вне государства его гражданской принадлежности.
  6. Документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающий отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний.

Для получения справок о состоянии здоровья иностранному гражданину необходимо обратиться в Городской противотуберкулезный диспансер в Санкт-Петербурге и в Межрайонный наркологический диспансер № 1 в Санкт-Петербурге.

  1. Сертификат об отсутствии у заявителя заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
  2. Квитанция об оплате государственной пошлины за выдачу иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Госпошлина оплачивается через банк, размер госпошлины 1000 рублей.

Необходимо помнить, что общий срок предоставления государственной услуги составляет шесть месяцев со дня принятия заявления.

При наличии следующих условий иностранный гражданин может получить разрешение на временное проживание в РФ вне рамок квот, установленных Правительством РФ:

  1. Наличие брака с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;
  2. Осуществление инвестиций в Российской Федерации;
  3. Наличие ребенка, имеющего гражданство РФ.

Орган ФМС может отказать в выдаче разрешения на временное проживание в следующих случаях, если заявитель:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.

8) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

9) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

10) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

11) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

В случае, если иностранному гражданину откажут в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно в том же порядке подать заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения его предыдущего заявления овыдаче разрешения на временное проживание.

В ходе анализа судебной практики можно сделать вывод о том, что наиболее распространенной проблемой, которая встречается при реализации иностранным гражданином права на получение разрешения на временное проживание, является предоставление неполного пакета документов, что является причиной непринятия органами ФМС заявления и способствует затягиванию процесса оказания государственной услуги.

2. Вид на жительство

Вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган ФМС России не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Для реализации данного права иностранному гражданину необходимо обратиться втерриториальный орган ФМС со следующим пакетом документов [3]:

  1. Заявление о выдаче вида на жительство в двух экземплярах. Заявитель заполняет данный документ в территориальном органе ФМС.
  2. Четыре личные фотографии, размером 35 x 45 мм в черно-белом или цветном исполнении с четким изображением лица анфас без головного убора.
  3. Документ, удостоверяющий личность.
  4. Разрешение на временное проживание в РФ, выданное заявителю. Необходимо обратить внимание на то, что до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
  5. Документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справку о доходах физического лица, справку с места работы, пенсионное удостоверение, подтверждение о получении алиментов, справку о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, патент с документом, подтверждающим уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность).
  6. Документ, подтверждающий наличие жилого помещения. Данным документом может быть договор найма жилого помещения, свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество.
  7. Документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающий отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний.

Для получения справок о состоянии здоровья необходимо обратиться в Городской противотуберкулезный диспансер в Санкт-Петербурге и в Межрайонный наркологический диспансер № 1 в Санкт-Петербурге.

  1. Сертификат об отсутствии у заявителя заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
  2. Квитанция об оплате государственной пошлины за выдачу иностранному гражданину вида на жительство в Российской Федерации. Госпошлина оплачивается через банк, размер госпошлины 2000 рублей.

Общий срок предоставления государственной услуги по выдаче вида на жительство составляет 6 месяцев со дня принятия заявления.

Основания для отказа в выдаче вида на жительство в РФ аналогичны основаниям для отказа в выдаче разрешения на временное проживание в РФ.

В большинстве случаев предметом рассмотрения спора, связанного с процедурой реализации права на получение вида на жительства, становится оспаривание отказов органов ФМС в принятии заявления о выдаче вида на жительство, предусмотренных Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации [3].

Согласно судебной практике суды общей юрисдикции не удовлетворяют требования заявителей, признают обоснованными и и правомерными оказы органов ФМС. Так, наиболее распространенными причинами, по которым ФМС не принимает заявление, являются: наличие фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных; представленные документы не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям; со дня получения разрешения на временное проживание не прошло 6 месяцев, и другие.

Таким образом, мы видим, что для получения каждого из рассмотренных документов иностранному гражданину требуется подготовка, поскольку формирования необходимого пакета документов требует серьезных временных затрат. На взгляд автора данной статьи, данная двухступенчатая система является существенным барьером для иностранных граждан. Так, если рассмотреть наиболее проблемную типичную ситуацию, когда проучившийся в России более пяти лет иностранный граждан желает остаться на территории РФ, можно понять, насколько непривлекательна наша двухступенчатая система для иностранных граждан. Например, если обратиться к законодательству Швеции, то вид на жительство предоставляется каждому обучающемуся по программам высшего профессионального образования в шведском вузе. В нашем же случае, даже если человека учился более пяти лет на территории РФ, прежде, чем получить вид на жительство, должен получить так называемый «промежуточный документ» на три года. Для исправления данной ситуации законодателю следует сделать исключения для тех лиц, которые получили образование на территории РФ, и предоставить им право получить вид на жительство без получения разрешения на временное проживание.

Литература:

  1. Федеральный Закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016);
  2. Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденным приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 214;
  3. Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215;
  4. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2015 № 2197-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2016 год».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, временное проживание, иностранный гражданин, жительство, территория РФ, гражданин, РФ, выдача разрешения, государственная услуга, документ.


Ключевые слова

правовое положение иностранных граждан на территории РФ, разрешение на временное проживание, вид на жительство

Похожие статьи

Особенности пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Актуальной задачей Российской Федерации на современном этапе ее развития является регулирование процесса прибытия иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. Также по сей день одним из важнейших и менее исследованных...

Режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

В данной статье дается понятие режима иностранцев как в российском законодательстве, так и в международном праве, а также правового режима пребывания иностранных граждан в России. Авторами раскрыта характеристика обоих режимов иностранных граждан, пр...

Право иностранных граждан на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией иностранными гражданами права на труд в Российской Федерации, особенности правового регулирования трудовых отношений с иностранными гражданами, отражающие направления государственной политики ...

Проблемные аспекты правового регулирования въезда на территорию РФ и выезда из России как иностранных граждан, так и граждан Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы административной ответственности за нарушение порядка въезда на территорию РФ, а также выезда за пределы России, актуальные проблемы правового регулирования порядка въезда на территорию РФ и выезда из России, а также ...

Особенности привлечения иностранных граждан к административной ответственности на территории Российской Федерации

В статье автором рассматриваются особенности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, анализируются аспекты привлечения указанной категории граждан к ответственности при совершении ими административных ...

Меры правового принуждения и ответственности, применяемые к иностранцам на территории Германии

В статье автором рассматриваются особенности пребывания на территории Германии иностранных граждан и лиц без гражданства, анализируются меры правового принуждения и ответственности, применяемые к этой категории граждан на территории Германии.

Права на землю иностранных граждан и иностранных юридических лиц по законодательству РФ

В статье охарактеризованы особенности предоставления иностранным гражданам и юридическим лицам в собственность и аренду земельных участков. Особое внимание уделено ограничениям, налагаемым на иностранных субъектов в рамках исследуемых отношений. Сдел...

Теоретический анализ правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

В статье автор пытается провести теоретический анализ правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, рассматривает права и ограничения для иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Российской Феде...

Об особенностях правового статуса иностранных граждан в России в контексте миграционных процессов

Статья посвящена особенностям правового статуса иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.

К вопросу о некоторых проблемах при реализации прав граждан на выбор места жительства

Статья посвящена проблемам, возникающим при реализации прав граждан на выбор места жительства: влияние регистрации на получение отдельных видов льгот. В процессе исследования отмечается, что Российская Федерация — федеративное государство, и на уровн...

Похожие статьи

Особенности пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Актуальной задачей Российской Федерации на современном этапе ее развития является регулирование процесса прибытия иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. Также по сей день одним из важнейших и менее исследованных...

Режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

В данной статье дается понятие режима иностранцев как в российском законодательстве, так и в международном праве, а также правового режима пребывания иностранных граждан в России. Авторами раскрыта характеристика обоих режимов иностранных граждан, пр...

Право иностранных граждан на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией иностранными гражданами права на труд в Российской Федерации, особенности правового регулирования трудовых отношений с иностранными гражданами, отражающие направления государственной политики ...

Проблемные аспекты правового регулирования въезда на территорию РФ и выезда из России как иностранных граждан, так и граждан Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы административной ответственности за нарушение порядка въезда на территорию РФ, а также выезда за пределы России, актуальные проблемы правового регулирования порядка въезда на территорию РФ и выезда из России, а также ...

Особенности привлечения иностранных граждан к административной ответственности на территории Российской Федерации

В статье автором рассматриваются особенности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, анализируются аспекты привлечения указанной категории граждан к ответственности при совершении ими административных ...

Меры правового принуждения и ответственности, применяемые к иностранцам на территории Германии

В статье автором рассматриваются особенности пребывания на территории Германии иностранных граждан и лиц без гражданства, анализируются меры правового принуждения и ответственности, применяемые к этой категории граждан на территории Германии.

Права на землю иностранных граждан и иностранных юридических лиц по законодательству РФ

В статье охарактеризованы особенности предоставления иностранным гражданам и юридическим лицам в собственность и аренду земельных участков. Особое внимание уделено ограничениям, налагаемым на иностранных субъектов в рамках исследуемых отношений. Сдел...

Теоретический анализ правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

В статье автор пытается провести теоретический анализ правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, рассматривает права и ограничения для иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Российской Феде...

Об особенностях правового статуса иностранных граждан в России в контексте миграционных процессов

Статья посвящена особенностям правового статуса иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.

К вопросу о некоторых проблемах при реализации прав граждан на выбор места жительства

Статья посвящена проблемам, возникающим при реализации прав граждан на выбор места жительства: влияние регистрации на получение отдельных видов льгот. В процессе исследования отмечается, что Российская Федерация — федеративное государство, и на уровн...

Задать вопрос