В статье рассматриваются вопросы административной ответственности за нарушение порядка въезда на территорию РФ, а также выезда за пределы России, актуальные проблемы правового регулирования порядка въезда на территорию РФ и выезда из России, а также пути их решения.
Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, административная ответственность, правовое регулирование, иностранные граждане .
На сегодняшний день бурными темпами развивается демократический политический режим в нашем государстве, рыночная экономика, межгосударственные экономико-политические связи между гражданами Российской Федерации и иностранными лицами. При этом актуальным вопросом остается необходимость разрешения проблемных аспектов правового регулирования въезда на территорию РФ и выезда с территории России, как иностранных граждан, так и граждан Российской Федерации.
Неоспоримой истиной является утверждение, согласно которому миграционная политика Российской Федерации имеет большое значение для реализации всей внутренней и внешней политики государства, выступая ее элементом. На протяжении многих столетий формы миграции претерпевали существенные изменения, как справедливо пишет Павлюк А. В., все времена этим процессом необходимо было управлять, контролируя миграционные потоки [1].
Рассмотрим особенности административной ответственности за нарушение порядка въезда на территорию РФ, а также выезда за пределы России. В общем смысле ответственность представляет собой обязанность человека отдавать кому-либо что-то в счет своих действий и поступков. Получается, что обязанность отвечать за свои поступки и выражается в ответственности, которая представляет собой регулятор поведения человека в обществе, в этом проявляется сущность социальной ответственности индивида. Институт юридической ответственности прошёл длинный и насыщенный путь развития с появления первый источников права. Юридическая ответственность представляет собой определенную меру государственного принуждения к виновному лицу, выраженную в форме наказания. За правонарушения в исследуемой отрасли предусмотрена уголовная и административная ответственность, однако, предметом нашего изучения выступает последний вид. Административная ответственность — это негативные последствия для лица, нарушившего нормы административного права. Возлагается судами и органами внутренних дел, реализуется в формах предупреждения, штрафа и лишения права. За нарушения требований в области миграционных отношений предусмотрена и административная ответственность по:
— ч.1 ст.18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
— ч.1 ст.19.27 КоАП РФ за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, установлена ответственность;
— ст.18.10 и ч.2 ст.18.17 КоАП РФ за нарушения в области трудовой миграции.
За совершение указанных правонарушений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
За нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства ответственность могут понести и принимающая сторона, и иностранные граждане или лица без гражданства.
Далее хотелось бы подробнее остановиться на актуальных проблемах правового регулирования порядка въезда на территорию РФ и выезда из России, а также разработать пути их решения.
Первое, на чем хотелось бы акцентировать внимание, — увеличение числа миграционных потоков в Россию, что связано с нестабильной мировой обстановкой в целом, и, в частности, с обострением ситуации на Украине, в Сирии и других странах. Сегодня государство в полной мере осознало необходимость детального регулирования миграционных процессов в стране. В этой связи был издан Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» [2]. Особо хочется отметить, что, принятие указанного нормативно-правового акта является важным шагом на пути совершенствования административно-правового регулирования въезда в РФ и выезда с территории РФ. Концепция закрепила основные условия формирования и реализации миграционной политики, ее цели, принципы, задачи и основные направления. При этом, изучая указанный нормативно-правовой акт, можно сделать следующий вывод: миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. У такой ситуации есть большое количество разнообразных причин, например, особенности российской правовой системы, законодательные акты нашего государства не всегда успевают оперативно реагировать на динамично изменяющуюся действительность внешнего мира. Следовательно, возникает необходимость в быстром реагировании на изменения окружающей среды, а значит, усовершенствовать законодательную базу государства.
Одним из проблемных аспектов современного миграционного законодательства является большое количество различных нормативно-правовых актов. Что, в свою очередь, создает ряд трудностей: спорные моменты, противоречия. Следовательно, законодателю рекомендуется систематизировать имеющиеся правовые акты.
Как справедливо пишет Гацков Э. А., законодательство о миграции практически не содержит регламентации миграционных потоков из стран — членов содружества независимых государств, для граждан которых предусмотрено упрощенное оформление виз, либо безвизовый въезд [3]. В качестве примера можно привести такие государства, как Украина и Беларусь.
На сегодняшний день особо акцентировать внимание хочется на взаимосвязи миграционных правоотношений с конституционным правом граждан на свободное передвижение, выбор места жительства и места пребывания [4]. А также с правом на свободу и личную неприкосновенность и др. При этом ст. 71 Конституции закрепляет положение, согласно которому, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств находятся в исключительном ведении Российской Федерации и подлежат регулированию государственными органами федерации в целом, что достигается в первую очередь путем принятия соответствующих законов.
В этой связи следует сделать ссылку на то, что п. «б« ч. 1 ст. 72 во взаимосвязи с ч. 2 ст. 11 Конституции РФ говорят о том, что обеспечение и защита прав граждан в целом и мигрантов в частности находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. А соответственно, последние также имеют право издавать нормативно-правовые акты в целях оказания регулирующего воздействия в рассматриваемой сфере правовых отношений. Соответственно разграничиваются предметы ведения, при этом конкретный объем полномочий тех или иных органов никак не определяется. Представляется, что такой подход создает риск для дублирования полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов, а также органами власти между собой на каждом уровне [5].
Литература:
- Павлюк А. В., Кабакова С. С. Административно-правовое регулирование внешних трудовых миграционных потоков в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2017 № 5 С. 135–143
- Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы»
- Гацков, Э. А. Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации / Э. А. Гацков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 94–96. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66110/ (дата обращения: 26.07.2021).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Ожкало И. В. Студенческий форум: научный журнал. — № 2(2). М., Изд. «МЦНО», 2017. — 60 с. Электрон. версия. печ. публ. — https://nauchforum.ru/journal/stud/2