В данной статье рассматриваются правовые основания прекращения государственно-служебных отношений в Российской Федерации, а также ситуация, в результате которой служащий решает или соглашается перейти на иную государственную службу, что влечет за собой завершение текущих обязательств.
Ключевые слова: государственно-служебные отношения, гражданство, увольнение, государственно-гражданская служба, правовые акты, правовой статус.
This article examines the legal grounds for termination of public service relations in the Russian Federation, as well as the situation in which an employee decides or agrees to transfer to another public service, which entails the termination of current obligations.
Keywords: public service relations, citizenship, dismissal, civil service, legal acts, legal status.
Государственная служба — важный правовой институт, который обеспечивает осуществление управляющего воздействия государства, согласно статье 1 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [6, с. 153].
Если обратиться к ст. 11 Трудового Кодекса РФ, то на государственных гражданских служащих нормы данного акта, распространяются с особенностями, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов о государственной гражданской службе [1].
Общие положения данной категории лиц, содержатся в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [3], но не объясняет правовой статус, а Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяет основания прекращения служебного контракта с государственным служащим по инициативе представителя нанимателя [2].
В ст. 73 указанного выше Федерального закона закреплено, что нормы трудового права из федеральных законов и нормативных актов субъектов Российской Федерации применяются к гражданской службе лишь в части, не урегулированной отдельно этим законом и на текущий момент регулирование важных аспектов, касающихся государственной гражданской службы, не достигло совершенства.
Проблематично, например, изменение служебного контракта по инициативе нанимателя. Это особенно заметно при анализе трудового законодательства и обнаружении недостаточной регламентации изменений важнейших условий контрактов.
Согласно ст. 74 ТК РФ, когда происходят изменения в организационных или технологических условиях труда, и условия трудового договора становятся неактуальными, работодатель может их изменить за исключением изменения трудовой функции. Также устанавливается, что отказ от предложенной вакансии, связанный с изменением существенных условий служебного контракта, может служить основанием для прекращения контракта или увольнения, как указано в ст. 29 [1].
Многие авторы определяют, в их числе и Пападопулос К. Н., что: «отсутствие четкого описания оснований для изменения значимых условий служебного контракта в административно-правовых нормах предоставляет нанимателю, особенно если это руководитель государственного органа, значительную свободу действий. Это, учитывая его обширные полномочия, способно вызывать произвольность решений и нарушать права работников на гражданской службе» [4, с. 571–579].
Общие основания прекращения служебного контракта, а также освобождения от замещаемой должности гражданской службы и (или) увольнения с гражданской службы содержатся в ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», а именно: наиболее распространённые основания для окончания действия служебного контракта, освобождения от должности гражданской службы либо увольнения включают ряд условий. Среди них, в частности, обоюдное согласие сторон, закреплённое в ст. 34 данного Федерального закона, а также завершение срока срочного соглашения, изложенное в ст. 35. гражданский служащий может разорвать контракт по собственной инициативе согласно ст. 36, так же, как и наниматель вправе инициировать расторжение, как предусмотрено ч. 7 ст. 27 и ст. 37.
В случаях, когда служащий решает или соглашается перейти на иную государственную службу, это также становится основанием для завершения текущих обязательств. Отказ продолжать гражданско-служебные отношения на прежней позиции или принятии новой роли из-за изменения профессиональных условий, указанных в ст. 29, может привести к окончанию контракта. Кроме того, отвергая перевод на другую должность в пределах органа власти по причинам, обозначенным в ч. 10 ст. 28, или если вариант перевода отсутствует, служащий также может прекратить службу.
Принимается во внимание отказ перемещаться вместе с органом власти в другую местность. Существуют обстоятельства, находящиеся вне контроля обеих сторон контракта, которые могут привести к его завершению, как заявлено в ст. 39. Нарушения процедур заключения контракта, определённых законом, делающих занимание должности невозможным ст. 40, также входят в этот список.
Потеря гражданства РФ, приобретение гражданства или вида на жительство иной страны согласно ст. 41, равно как и несоблюдение установленных законом ограничений и обязательств, могут служить основанием для прекращения должностных отношений. Нарушение запретов, которые ст. 17 связываются с гражданской службой, также является достаточным для разрыва контракта.
Перемещение служащего по его инициативе или при согласии перехода на другую позицию в различных государственных органах, в соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона, выступает как общее основание для завершения служебного контракта и освобождения от должности.
Законодательное оформление увольнения с гражданской службы, а также завершение деятельности по служебному контракту реализуется через соответствующий правовой акт.
Представитель нанимателя обязан в последний рабочий день служащего предоставить либо трудовую книжку, либо информацию о его профессиональной деятельности за период службы в соответствующем учреждении, а также провести полный финансовый расчет. Кроме того, по запросу в письменной форме, следует предоставить документы, связанные с прохождением службы и пенсионным обеспечением.
Выбор формы предоставления информации о трудовом стаже осуществляется исходя из заявления служащего: информация может быть на бумаге с соответствующими заверениями или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, если таковая имеется у представителя нанимателя. Документы подаются в установленном порядке, включая письменную форму или через электронную почту, по адресам, обозначенным самим представителем нанимателя.
В день увольнения или освобождения от должности служащий обязан вернуть своё служебное удостоверение в соответствующий отдел государственного органа, занимающийся вопросами кадров и государственной службы [5].
Таким образом, перечень подробных оснований прекращения государственно-служебных отношений сдержатся в ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», а также законодательное регулирование государственной гражданской службы в нашей стране стоит рассматривать как правовой институт, нормы которого состоят из различных отраслей права.
Литература:
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 10.01.2025).
- Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ — 27 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/?ysclid=m5qmwc0oeg763468904 (дата обращения: 10.01.2025).
- Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_109333/3ed75f5cbd82b7382055c2a5762f66179dfe489b/#dst100014 (дата обращения: 10.01.2025).
- Пападопулос К. Н. Проблемы правового регулирования служебного контракта в законодательстве о государственной гражданской службе // Вопросы российской юстиции. — 2019. — № 3. — С. 571–579.
- Прокопенко Е. А. Некоторые проблемы правового регулирования изменения и расторжения служебного контракта // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 217–218. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66516/ (дата обращения: 10.01.2025).
- Ямщикова С. Л., Ахметова А. Т. Некоторые особенности института материальной ответственности государственных гражданских служащих // Право и государство: теория и практика. — 2022. — № 12(216). — С. 153–154. — URL: https: //doi.org/10.47643/1815–1337_2022_12_153 (дата обращения: 10.01.2025).