Обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями является государственной обязанностью. Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» жилыми помещениями должны быть обеспечены все военнослужащие на период прохождения военной службы.
Ключевые слова: служебные жилые помещения, военнослужащий, договор найма.
Providing serviceman with service living quarters is a state duty. According to the Federal Law “On the Status of Military Personnel”, all military personnel must be provided with living quarters for the period of military service.
Keywords: personnel service premises, serviceman, contract of employment.
В современном мире боевая готовность вооружённых сил любого государства зависит от социального уровня жизни военнослужащих. В настоящее время существует проблема, связанная с социальным обеспечением военнослужащих. Наиболее остро стоит проблема обеспечения военнослужащих жилыми помещениями [3].
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами [1].
Целью предоставления служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда является создание надлежащих жилищно-бытовых условий для выполнения служебных или трудовых обязанностей граждан, а также для улучшения жилищных условий его пользователей.
Право военнослужащих на жилище закреплено в ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» [5]. В целях реализации военнослужащими их права на жилище государство гарантирует предоставление им на выбор:
– Служебных жилых помещений, жилых помещений маневренного фонда или общежитий;
– Денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений;
– Арендованных воинской частью жилых помещений.
Проживание военнослужащих в служебных жилых помещениях регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, а также в соответствии с типовым договором найма служебного жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42. Внесение изменений в типовой договор найма служебного жилого помещения не допускается.
На сегодняшний день актуальной проблемой в обеспечении служебным жильем военнослужащих является нехватка служебных жилых помещений. Несмотря на активное строительство новых, современных многоквартирных домов не все военнослужащие вовремя обеспечиваются такими помещениями.
Для решения этой проблемы российское правительство принимает меры стимулирования строительства жилья. Так, в целях увеличения годового объема ввода жилья, снижения средней стоимости квартир площадью 54 квадратных метра, расселения из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, обеспечения качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства, в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [6]. В соответствии с этой программой в 2019 году планируется ввести в эксплуатацию 88 млн. кв. метров новых жилых помещений. Эти меры должны повлиять на увеличение количества жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Из-за нехватки служебного жилья возникает другая проблема — неправильное его предоставление и распределение.
Неправильное распределение служебных жилых помещений заключается в нарушении порядка очередности, который ведется уполномоченными на это органами и должностными лицами. В воинских частях распределением жилья занимаются жилищные комиссии. По итогам заседания комиссия выносит решение. Военнослужащие несогласные с решением жилищной комиссии имеют право обратиться в суд для защиты своих нарушенных прав. Если в результате рассмотрения дела выясняется, что служебное жилое помещение было распределено с нарушением порядка очередности, то суд принимает решение об отмене решения жилищной комиссии. Анализируя судебную практику, можно сделать вывод, что военнослужащие неохотно обращаются в суды за защитой своих прав и законных интересов. Это объясняется в первую очередь статусом военнослужащих. Перед тем как обратится в суд или органы военной прокуратуры военнослужащий, согласно Уставу внутренней службы, обязан доложить об этом своему командиру. В большинстве случаев такие проблемы разрешаются командирами воинских частей и военных округов.
Существует практика заселения нескольких военнослужащих в одно служебное жилое помещение, которая обозначается как подселение. При такой форме предоставления жилья военнослужащие считаются фактически обеспеченными, но с юридической точки зрения они всё ещё претендуют на служебное жильё и поэтому не могут быть исключены из списков очередников. Жилищный кодекс РФ установил, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам, в нашем случае военнослужащим, в виде жилого дома, отдельной квартиры. Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений [2]. Тем самым уполномоченные обеспечивать служебными помещениями органы (должностные лица) нарушают требования Жилищного кодекса РФ и постановления Правительства РФ № 42, делая из изолированного жилого помещения «коммуналку».
В дополнение к вышесказанному следует отметить, что служебные жилые помещения предоставляются на основании договора найма служебного жилого помещения. В такой договор нельзя вносить изменения. В подтверждение этому свидетельствует определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23.09.2014 № 5-КГ14–66, которая установила, что правоотношения, связанные с предоставлением, использованием служебных жилых помещений, а также выселением из них, урегулированы статьями 92–109.1 ЖК РФ, и договоры между наймодателями и нанимателями служебных жилых помещений не могут противоречить положениям жилищного законодательства РФ. В договоре найма не может содержаться иных дополнительных оснований предоставления и выселения из служебного жилья, помимо установленных ЖК РФ [4]. В связи с этим те военнослужащие, которым предоставлено служебное жилое помещение с подселением, имеют право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Допуская заведомо неправильное предоставление служебных жилых помещений уполномоченные органы (должностные лица) нарушают требования законодательства. Однако эти нарушения не влекут ущемление прав, свобод и законных интересов военнослужащих. Данный факт подтверждается отсутствием судебной практики по этому вопросу. Более того, ответственность за нарушение порядка предоставления служебных жилых помещений по договорам найма служебных жилых помещений действующим законодательством не предусмотрена. В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что предусмотренный законодателем порядок предоставления служебных жилых помещений носит рекомендательный характер, в целях рационального использования специализированного жилищного фонда.
Таким образом, военнослужащим, как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья федеральный законодатель установил дополнительные меры социальной защиты в сфере жилищных отношений. В случае не предоставления служебных жилых помещений гарантируется выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений либо предоставление арендованных воинской частью жилых помещений.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета, 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ, 2014, N 31, ст. 4398.
- Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42(ред. от 18.07.2016) «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» //Собрание законодательства РФ, 06.02.2006, № 6, ст. 697.
- Шевченко О. И., Фатеев С. С. Актуальные проблемы жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей // Новый юридический вестник. — 2019. — № 1. — С. 12–16.
- Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23.09.2014 № 5-КГ14–66 // СПС КонсультантПлюс.
- Собрание законодательства РФ, 1998, № 22. Ст. 2331
- Собрание законодательства РФ, 2018, № 3, ст. 546