Выявление уровня сформированности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией при помощи компьютерных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 08.12.2022

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Шугаева, Н. Ю. Выявление уровня сформированности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией при помощи компьютерных технологий / Н. Ю. Шугаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97326/ (дата обращения: 04.05.2024).



Статья посвящена проблеме формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией. Рассматриваются причины, механизмы, симптоматика нарушения формирования слоговой структуры слова.

Ключевые слова: моторная алалия, слоговая структура слова, компьютерные технологии.

The article is devoted to the problem of the formation of the syllabic structure of a word in preschool children with motor alalia. The causes, mechanisms, symptoms of violation of the formation of the syllabic structure of the word are considered.

Keywords: motor alalia, syllabic word structure, computer technologies.

Сформированность слоговой структуры слова — является важнейшим этапом развития речи ребенка. Речь детей с моторной алалией страдает как целостная функциональная система, и нарушаются такие ее компоненты, как фонетика, лексика и грамматический строй. При осложненных формах моторной алалии помимо перечисленных компонентов речи нарушается и слоговая структура слова.

Проблема нарушения формирования слоговой структуры слова — одна из самых актуальных проблем у детей с моторной алалией, так как правильная речь — основа для дальнейшего целостного развития ребенка, для его успешного обучения в школе, в связи с тем, что слоговая структура слова является фундаментом для овладения грамотой.

Согласно определению Соботович Е. Ф. «Моторной алалией называется тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы». [2]

Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Определяют, что слоговая структура слова — это порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребёнок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов на интуитивном уровне. [1]

Самостоятельное овладение слоговой структурой слова невозможно для детей с моторной алалией об этом говорят исследования Четверушкиной Н.С, которая утверждает, что речь ребенка с моторной алалией имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова, которые могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

— сокращение (пропуск) слога — «моток» — «молоток»;

— опускание слогообразующей гласной — «пинино» — «пианино»;

— увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных — «команата» — «комната».

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

— перестановка слогов — «деворе» — «дерево»;

— перестановка звуков в соседних слогах — «гебемот» — «бегемот».

3. Искажение структуры отдельного слога:

— сокращение стечений согласных — «тул» — «стул»;

— вставки согласных в слог — «лимонт» — «лимон».

4. Уподобление слогов — «кококосы» — «абрикосы».

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) — «били...били...билитекарь» — «библиотекарь».

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) — «нананасы» — «ананасы».

7. Контаминации (смешение элементов слов) — «в холодильнице» — «в хлебнице, в холодильнике».

Исходя из изученного материала, мы можем сделать вывод, что ошибки, выражающиеся перестановкой или добавлением слогов, говорят о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. В свою очередь, когда ребенок с моторной алалией сокращает количество слогов, уподобляет слоги друг другу, сокращает стечения согласных, можно сделать вывод о преимущественном нарушении артикуляционной сферы. При этом нарушения слогoвой структуры слова сохраняются в речи дошкольников с моторной алалией дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Как показывает практика, слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, довольно часто искажается, когда слово вводится во фразу или в самостоятельную речь. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова имеет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова, хорошо известные ребенку. [4]

Для проведения экспериментального исследования нами отобрана и модифицирована методика Марковой А. К. [3].

Было исследовано десять детей дошкольного возраста с моторной алалией. Для выявления уровня сформированности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией, нами был проведен констатирующий эксперимент с применением компьютерных технологий.

Для проведения исследования при помощи презентаций были взяты три показателя: 1) отраженное за логопедом проговаривание гласных звуков; 2) отраженное за логопедом произнесение слов 1 слоговой структуры; 3) самостоятельное называние слов 1 слоговой структуры.

При этом считалось, что ребенок справился с заданием и получает от одного до пяти баллов по каждому показателю, если: 1) ребенок с успехом справляется с произнесением 5 гласных звуков (5 баллов, если справился с заданием, если не справляется 0 баллов); 2) Сумел без ошибок произнести 5 слов 1 слоговой структуры отраженно (5 баллов — справился с заданием, 0 баллов — не справился с заданием;); 3) Самoстоятельно назвал представленные на экране компьютера 5 картинок 1 слоговой структуры слова (5 баллов — справился с заданием, 0 баллов — не справился с заданием).

Количествo баллов, которые может получить ребенoк по трем показателям, составляет от нуля до пятнадцати. Таким образом, абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если максимально возможные за весь тест 15 баллов принять за 100 %, то процент успешности выполнения заданий можно вычислить, умножив набранное ребенком количествo баллов на 100, и разделив на максимально возможное 15. Результаты констатирующего эксперимента представлены на рисунке 1.

Процент успешности выполнения заданий детьми дошкольного возраста с моторной алалией

Рис. 1. Процент успешности выполнения заданий детьми дошкольного возраста с моторной алалией

По результатам исследования уровня сформированности слоговой структуры слова у детей с моторной алалией видим, что дети не смогли набрать максимальное количествo баллов. Исходя из этого, можно сделать вывод o том, что они нуждаются в формировании слоговой структуры слова с использованием компьютерных технологий.

Литература:

  1. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина — М.: Книголюб, 2005.
  2. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи / А. К. Маркова. Дисс. …канд. пед. наук. — М.: 1963.
  3. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е. Ф. Соботович. — М.: Классикс стиль, 2003. — 160 с.: ил. — (Коррекционная педагогика)
  4. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. / Н.С Четверушкина. — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 192 с. (Логопедические технологии.)
Основные термины (генерируются автоматически): слоговая структура слова, моторная алалия, дошкольный возраст, ребенок, констатирующий эксперимент, процент успешности выполнения заданий, слово, слоговая структура, слоговой состав слова, стечение согласных.


Похожие статьи

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Пащенко, Л. П. Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией / Л. П. Пащенко, А

Работа по устранению нарушений слоговой структуры слова включала

Курдвановская Н. В. Формирование слоговой структуры слова: Логопедические задания.

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

Изучением звуко-слоговой структуры слова у детей занимались такие ученые, как: Р. Е. Левина, А. К

Контрольную группу составили 7 детей 5 летнего возраста, не имеющие речевых нарушений.

Дети с ОНР II уровня испытывали трудности при выполнении заданий.

Выявленные грубые нарушения звуко- слоговой структуры слова, требуют длительной...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах.

Выполнение слогового анализа слов; Отстукивание ритмической структуры слова

3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей

1959.- выпуск 4. 6. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова.

Выявление нарушений слоговой структуры слова...

Ученые отмечали, что у всех детей с общим недоразвитием речи помимо нарушения слоговой структуры слова наблюдаются нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, недостаточно сформированный словарный запас и грамматический строй речи.

Исследование динамики формирования речи у детей с общим...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи; речевые и неречевые процессы; констатирующий эксперимент.

Успешность воспитания и обучения, социальной адаптации детей с ОНР зависит от правильной оценки

Третья серия заданий направлена на исследование состояния процесса воображения.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

Слоговая структура слова — порядок расположения...

Т. А. Ткаченко разработала зрительные и жестовые символы гласных и согласных звуков, применяемых в основном на начальном этапе коррекции слоговой структуры слов; это значительно облегчает детям с общим недоразвитием речи ориентировку в структуре слова.

Методические материалы к курсу «Дифференциальная...»

Возраст, в котором ставятся данные нарушения развития. Объём и структура нарушения познавательной деятельности ребёнка. Нарушения мышления (первичного и вторичного характера). Целевые установки в процессе речепроизводства. Слоговая структура слова.

Слоговая структура слова — порядок расположения...

Работа над слоговой структурой слова: односложными слова и обогащением словаря, например: мак, лак, бак и т. д.; двусложными словами например: рана, Зина, Нина, луна Можно отметить, что по ходу работы над слоговой структурой, также параллельно включаем работу...

Ребенок с алалией в общеразвивающей группе детского сада.

Ключевые слова: речевое развитие, алалия, классификация алалии, дифференциальная

В этом возрасте в арсенале малыша от 1500 до 2000 слов, и он в состоянии

аграмматизмы, сложности в выборе фонем, нарушения слоговой структуры слова, трудности в установлении порядка слов в

Дети с моторной алалией характеризуются очень низкой активностью речи.

Похожие статьи

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Пащенко, Л. П. Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией / Л. П. Пащенко, А

Работа по устранению нарушений слоговой структуры слова включала

Курдвановская Н. В. Формирование слоговой структуры слова: Логопедические задания.

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

Изучением звуко-слоговой структуры слова у детей занимались такие ученые, как: Р. Е. Левина, А. К

Контрольную группу составили 7 детей 5 летнего возраста, не имеющие речевых нарушений.

Дети с ОНР II уровня испытывали трудности при выполнении заданий.

Выявленные грубые нарушения звуко- слоговой структуры слова, требуют длительной...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах.

Выполнение слогового анализа слов; Отстукивание ритмической структуры слова

3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей

1959.- выпуск 4. 6. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова.

Выявление нарушений слоговой структуры слова...

Ученые отмечали, что у всех детей с общим недоразвитием речи помимо нарушения слоговой структуры слова наблюдаются нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, недостаточно сформированный словарный запас и грамматический строй речи.

Исследование динамики формирования речи у детей с общим...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи; речевые и неречевые процессы; констатирующий эксперимент.

Успешность воспитания и обучения, социальной адаптации детей с ОНР зависит от правильной оценки

Третья серия заданий направлена на исследование состояния процесса воображения.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

Слоговая структура слова — порядок расположения...

Т. А. Ткаченко разработала зрительные и жестовые символы гласных и согласных звуков, применяемых в основном на начальном этапе коррекции слоговой структуры слов; это значительно облегчает детям с общим недоразвитием речи ориентировку в структуре слова.

Методические материалы к курсу «Дифференциальная...»

Возраст, в котором ставятся данные нарушения развития. Объём и структура нарушения познавательной деятельности ребёнка. Нарушения мышления (первичного и вторичного характера). Целевые установки в процессе речепроизводства. Слоговая структура слова.

Слоговая структура слова — порядок расположения...

Работа над слоговой структурой слова: односложными слова и обогащением словаря, например: мак, лак, бак и т. д.; двусложными словами например: рана, Зина, Нина, луна Можно отметить, что по ходу работы над слоговой структурой, также параллельно включаем работу...

Ребенок с алалией в общеразвивающей группе детского сада.

Ключевые слова: речевое развитие, алалия, классификация алалии, дифференциальная

В этом возрасте в арсенале малыша от 1500 до 2000 слов, и он в состоянии

аграмматизмы, сложности в выборе фонем, нарушения слоговой структуры слова, трудности в установлении порядка слов в

Дети с моторной алалией характеризуются очень низкой активностью речи.

Задать вопрос