Методические материалы к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств». Часть 2. Оценочные материалы | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 29.11.2016

Статья просмотрена: 1514 раз

Библиографическое описание:

Коваленко, О. М. Методические материалы к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств». Часть 2. Оценочные материалы / О. М. Коваленко. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 1 (7). — С. 49-58. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/50/1678/ (дата обращения: 19.04.2024).



Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств» (Часть 1 — Программа курса).Представленные программа и оценочные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) для учителей — логопедов и членов психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Задание. Представить результаты обследования ребёнка с первичной речевой патологией, сходной по симптоматике с какой-либо другой речевой патологией или другим вариантом дизонтогенеза.

1 часть. Определить содержание обследования, используя представленные ниже материалы.

Характеристики сходных по симптоматике нарушений речи и / или других вариантов дизонтогенеза.

  1. Симптоматика сходных состояний (общая по отдельным нарушениям).

Нарушения устной речи.

  1. Дислалия.

Анализируемые параметры: звукопроизношение; анатомические особенности артикуляционного аппарата; функциональная зрелость артикуляционной системы, последствия избыточной педагогической стимуляции при функциональной незрелости артикуляционной системы.

Сходные состояния:

− ненормативность звукопроизношения вследствие функциональной незрелости;

− ненормативность звукопроизношения по подражанию вследствие неблагополучного в фонетическом отношении окружения ребёнка:

а. большое количество детей в детском саду / в школе с нарушенными звуками;

б. небольшое количество окружающих ребёнка людей с нарушенными звуками, но это люди, с которыми ребёнок общается чаще, чем с остальными: родители, другие родственники, проживающие вместе с ребёнком, няня;

− ненормативность звукопроизношения вследствие двуязычия (билингвизма);

− дизартрия;

− ринолалия (закрытая);

− моторная алалия;

− афазия.

  1. Дизартрия.

Анализируемые параметры: артикуляция (звукопроизношение); голосообразование, дыхание, интонационная сторона речи; неречевые процессы: латентный период восприятия слуховой информации, моторика общая, мелкая; фонематический анализ и синтез.

Сходные состояния:

− дислалия,

− алалия,

− афазия;

− ринолалия закрытая;

− дисфония;

− брадилалия;

− заикание.

  1. Ринолалия.

Анализируемые параметры: звукопроизношение, тембр голоса — назальный оттенок, процесс приёма пищи.

Сходные состояния:

− дизартрия,

− алалия,

− афазия.

  1. Нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия).

Анализируемые параметры: темп речи, плавность речевого процесса, ритм, мелодико-интонациональная выразительность, вторичные психологические наслоения как реакция на речевую недостаточность, особенности коммуникации, самоконтроль за речью.

Сходные состояния:

− тахилалия — заикание,

− брадилалия — индивидуальные особенности человека, обусловленные типом темперамента;

− брадилалия — дизартрия;

− тахилалия — психопатоподобное поведение;

− тахилалия, брадилалия — нарушения темпа речи вследствие дисбаланса между возбуждением и торможением при органическом поражении ЦНС;

− тахилалия, брадилалия — ЗПР церебрально-органического генеза;

− тахилалия, брадилалия — умственная отсталость.

  1. Заикание.

Анализируемые параметры: возраст возникновения нарушения; вторичные психологические наслоения как реакция на речевую недостаточность, особенности коммуникации, самоконтроль за речью, интенсивность познавательной активности; стабильность нарушений.

Сходные состояния:

− дизартрия;

− тахилалия;

− брадилалия;

− запинки в речи ребёнка дошкольного возраста, познавательные возможности которого превышают на данный момент его моторные возможности;

− запинки вследствие гормональных изменений в пубертатный период.

  1. Дисфония (афония).

Анализируемые параметры: сила, мелодика (высота), тембр голоса, логическое ударение, частота (речевого) общения.

Сходные состояния: аутизм.

  1. ФФН.

Анализируемые параметры: звукопроизношение, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, форма предъявляемых заданий, обеспечивающая их верное выполнение, наличие специфических ошибок при чтении и письме.

Сходные состояния: аутизм.

  1. ОНР неясного генеза (I — IV уровень речевого развития).

Анализируемые параметры: звукопроизношение, фонематический слух, фонематический (языковой) анализ и синтез, лексика, грамматика, мышление и связная речь.

Сходные состояния:

− моторная алалия;

− ОНР при ДЦП;

− ЗПР церебрально-органического генеза;

− умственная отсталость;

− аутизм;

− речевые нарушения при эпилепсии.

Дислексия, дисграфия, обусловленные нарушениями произносительной стороны речи.

Дислексия, дисграфия.

Анализируемые параметры: нарушенные стороны речевой системы (фонетика, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, лексика, грамматика, связная речь), причины.

Сходные нарушения:

− трудности овладения чтением и письмом на русском языке при двуязычии.

2 часть. Проанализировать полученные результаты, используя представленные ниже материалы.

Характеристики сходных по симптоматике нарушений речи и / или других вариантов дизонтогенеза.

  1. Симптоматика сходных состояний (по дифференцируемым нарушениям).

Нарушения произносительной стороны речи.

  1. Дислалия — дизартрия.

Характер речевой недостаточности.

Общая характеристика: нарушение звукопроизношения.

Отличительные характеристики:

− Дислалия –;

− дизартрия — нарушение голосообразования, дыхания, просодики, неречевая симптоматика.

Анализируемые параметры.

Нарушенные звуки: согласные, гласные.

Наличие / отсутствие апраксии (кинестетической, кинетической).

Наличие / отсутствие неврологической симптоматики: гиперкинезы, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, нарушения прориорецептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата, нарушения реципрокной координации.

Состояние голосообразования, дыхания, интонационной стороны речи (функциональная дислалия — корковая дизартрия).

Объём саливации.

Степень разборчивости речи.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Дислалия — закрытая ринолалия.

Характер речевой недостаточности.

Общая характеристика: нарушение звукопроизношения.

Отличительные характеристики:

− Дислалия –;

− ринолалия — нарушения тембра голоса.

Анализируемые параметры.

Количество нарушенных звуков.

Тембр голоса.

  1. Дислалия — моторная алалия.

Характер речевой недостаточности.

Общая характеристика: нарушение звукопроизношения.

Отличительные характеристики:

− дислалия – ;

− моторная алалия — системное недоразвитие речи, неречевая симптоматика.

Анализируемые параметры.

Возраст появления экспрессивной речи.

Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков.

  1. Дизартрия — закрытая ринолалия.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: нарушения звукопроизношения, тембр голоса (назальный оттенок).

Отличительные характеристики:

− дизартрия — причина: недостаточность иннервации речевого аппарата;

− ринолалия закрытая — причина: анатомо-физиологические дефекты речевого аппарата (верхней губы, твёрдого и мягкого нёба).

Анализируемые параметры.

Процесс приёма пищи: жевание, откусывание твердой пищи, глотание, питье из чашки.

Артикуляционная моторика. Количество нарушенных звуков.

Тембр голоса.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Бульбарная дизартрия — моторная алалия.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: нарушения звукопроизношения, длительный безречевой период.

Отличительные характеристики:

− бульбарная дизартрия –;

− моторная алалия — системное недоразвитие речи, неречевая симптоматика.

Анализируемые параметры.

Возраст появления экспрессивной речи.

Артикуляционная моторика.

Возможности кинестетического самоконтроля в виде поисков артикуляции соответственно фонетическому звучанию воспроизводимых фонем.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Дизартрия — брадилалия.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: сниженный темп речи.

Отличительные характеристики:

− дизартрия — нарушение звукопроизношения, голосообразования, дыхания, мелодики, ритма, тембра, логического ударения;

− брадилалия –;

Анализируемые параметры.

Артикуляционная моторика.

Темп речи.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Дизартрия — заикание.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: нарушения голосообразования, дыхания, просодики.

Отличительные характеристики:

− дизартрия — нарушение звукопроизношения, недостаточность иннервации речевого аппарата;

− заикание — судорожное состояние мышц речевого аппарата.

Анализируемые параметры.

Артикуляционная моторика.

Прерывистость речи.

Ритм речи: перемещение ударения на безударные звуки.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Бульбарная дизартрия — нарушения слуха.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: отсутствие лепета, нарушения звукопроизношения и просодики.

Отличительные характеристики:

− бульбарная дизартрия — нарушение голосообразования, дыхания;

− нарушения слуха — недостаточность лексикона, нарушение грамматического строя, связной речи.

Анализируемые параметры.

Степень сохранности физического слуха.

Наличие и характер лепета.

Возраст появления экспрессивной речи.

  1. Тахилалия — заикание.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: ускорение темпа речи.

Отличительные характеристики:

− тахилалия — реальное ускорение темпа;

− заикание — стремление к ускорению темпа.

Анализируемые параметры.

Осознание дефекта. Влияние на качество речи: ситуаций эмоционального напряжения, привлечения внимания к речи, требований конкретных точных ответов, степени знакомости читаемого. Письмо: ошибки, почерк. Отношение к собственной речи. Психологические переживания: характер, время возникновения относительно начала речи. Желание лечиться.

  1. Тахилалия, брадилалия — ЗПР церебрально-органического генеза, умственная отсталость.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: ускорение темпа речи.

Отличительные характеристики:

− тахилалия, брадилалия — относительно постоянное ускорение / замедление темпа;

− ЗПР церебрально-органического генеза, умственная отсталость — периодическое ускорение / замедление темпа в зависимости от речевой ситуации.

Анализируемые параметры.

Активность мыслительной деятельности. Прогнозирование содержания предстоящего высказывания. Зависимость темпа речи от ситуации.

  1. Заикание-запинки вследствие гормональных изменений в пубертатный период.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: запинки.

Отличительные характеристики:

− заикание — сохранение нарушения в течение всей жизни;

− запинки вследствие гормональных изменений в пубертатный период — нарушение исчезает в течение или по завершении пубертатного периода.

Анализируемые параметры.

Возраст возникновения нарушения.

Стабильность нарушений.

  1. ФН, ФФН — аутизм.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: неверная дифференциация артикуляторно и акустически сходных звуков.

Отличительные характеристики:

− ФН, ФФН — причина: нарушение фонематического слуха;

− аутизм — причина: нежелание вступать в контакт с учителем — логопедом.

Анализируемые параметры.

Звукопроизношение, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, форма предъявляемых заданий, обеспечивающая их верное выполнение, наличие специфических ошибок при чтении и на письме.

Дислексия, дисграфия, обусловленные нарушениями произносительной стороны речи.

Анализируемые параметры: нарушенные стороны речевой системы (фонетика, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, лексика, грамматика, связная речь), причины.

Сходные нарушения –.

Системные нарушения речи.

Нарушения устной речи.

  1. Анартрия— сенсорная алалия.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: отсутствие речевых форм коммуникации.

Отличительные характеристики:

− сенсорная алалия — отсутствие импрессивной речи;

− анартрия — отсутствие экспрессивной речи.

Анализируемые параметры.

Возраст, в котором ставятся данные логопедические заключения.

Наличие / отсутствие параличей (парезов) верхних и нижних конечностей, параличей речедвигательных мышц.

Наличие или отсутствие произвольной речи.

Состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Координация. Возможности воспроизведения по подражанию артикуляционных укладов. Наличие / отсутствие гиперсаливации. Рефлексы орального автоматизма.

Процесс приёма пищи: жевание, откусывание твёрдой пищи, глотание, питьё из чашки.

Функция дыхания: длительность и активность вдоха и выдоха. Состояние голосообразования, интонационной стороны речи.

Импрессивный словарь. Узнавание предметов. Понимание обращённой речи.

Акустико-гностические процессы: способность к восприятию речевых звуков, произвольное слуховое внимание. Влияние на качество слуховой функции таких факторов как: повышенная возбудимость или заторможенность, соматическое состояние, обстановка обследования. Влияние на качество понимания грамматических конструкций таких факторов как изменение форм и порядка слов.

Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера).

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания (трудности включения и переключения), памяти.

Стереогноз. Оптико-пространственная ориентировка.

Критичность. Особенности поведения.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Анартрия— умственная отсталость (безречевой ребёнок).

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

Отличительные характеристики:

− анатрия — ОНР при ДЦП;

− умственная отсталость — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и иерархическим нарушением познавательной деятельности ребёнка вследствие органического поражения ЦНС.

Анализируемые параметры.

Возраст, в котором ставятся данные нарушения развития.

Наличие / отсутствие параличей (парезов) верхних и нижних конечностей, параличей речедвигательных мышц.

Состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Координация. Возможности воспроизведения по подражанию артикуляционных укладов.

Наличие / отсутствие гиперсаливации. Рефлексы орального автоматизма.

Процесс приёма пищи: жевание, откусывание твёрдой пищи, глотание, питьё из чашки.

Функция дыхания: длительность и активность вдоха и выдоха. Состояние голосообразования, интонационной стороны речи.

Импрессивный словарь. Понимание обращённой речи.

Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.

Нарушения мышления.

Нарушения внимания: трудности включения и переключения.

Стереогноз. Оптико-пространственная ориентировка.

Критичность. Особенности поведения.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. ОНР неясного генеза— моторная алалия.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: ОНР первичного генеза.

Отличительные характеристики:

− качественная сторона нарушения всех сторон речевой системы.

Анализируемые параметры.

Возраст появления экспрессивной речи.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти.

Речь. Целевые установки и операционные возможности в процессе речепроизводства.

Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков.

Особенности артикулирования отдельных звуков и комплекса последовательных движений.

Слоговая структура слова.

Пути пополнения лексикона. Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.

Состояние интонационной стороны речи.

Состояние общей и мелкой моторики.

Вторичные психологические наслоения как реакция на речевую недостаточность.

  1. ОНР неясного генеза – ОНР при ДЦП.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: ОНР.

Отличительные характеристики:

− ОНР неясного генеза — первичного характера;

− ОНР при ДЦП — вторичного характера.

Анализируемые параметры.

Возраст, в котором ставятся данные логопедические заключения.

Параличи и парезы артикуляционной, фонационной, дыхательной и скелетной мускулатуры.

Целевые установки в процессе речепроизводства.

Слоговая структура слова.

Состояние интонационной стороны речи.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. ОНР неясного генеза – ЗПР церебрально-органического генеза.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

Отличительные характеристики:

− ОНР неясного генеза — первичного характера;

− ЗПР церебрально-органического генеза — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и иерархическим нарушением мышления и речи и фрагментарным нарушением восприятия, внимания и памяти вследствие органического поражения ЦНС.

Анализируемые параметры.

Возраст, в котором ставятся данные нарушения развития.

Объём и структура нарушения познавательной деятельности ребёнка. Нарушения мышления (первичного и вторичного характера).

Целевые установки в процессе речепроизводства.

Слоговая структура слова.

Состояние интонационной стороны речи.

Нарушения мышления и связной речи. Объём нарушения восприятия, внимания и памяти.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. ОНР неясного генеза— умственная отсталость.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

Отличительные характеристики:

− ОНР неясного генеза — первичного характера;

− умственная отсталость — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и иерархическим нарушением познавательной деятельности ребёнка вследствие органического поражения ЦНС.

Анализируемые параметры.

Объём и структура нарушения познавательной деятельности ребёнка.

Целевые установки в процессе речепроизводства.

Слоговая структура слова.

Состояние интонационной стороны речи.

Нарушения мышления и связной речи.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. ОНР неясного генеза— аутизм.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: недостаточность лексикона и связной речи, снижение речевой активности.

Отличительные характеристики:

− ОНР неясного генеза — первичного характера;

− аутизм — своеобразие речевого развития, обусловленное нарушением коммуникации.

Анализируемые параметры.

Целевые установки в процессе речепроизводства. Частота и условия возникновения (речевого) общения. Непосредственная и опосредованная коммуникация.

Состояние звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, лексики, грамматики, связной речи. Форма предъявляемых заданий, обеспечивающая их верное выполнение. Наличие специфических ошибок при чтении и письме.

Наличие / отсутствие стереотипий, эхолалий.

Слоговая структура слова.

Состояние интонационной стороны речи.

Связная речь.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. ОНР неясного генеза при эпилепсии — речевые нарушения при эпилепсии.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: недостаточность связной речи.

Отличительные характеристики:

− ОНР неясного генеза при эпилепсии — первичного характера;

− речевые нарушения при эпилепсии — своеобразие речевого развития вторичного генеза, обусловленное основным заболеванием.

Анализируемые параметры.

Динамика состояния ребёнка.

Целевые установки в процессе речепроизводства.

Состояние звукопроизношения, фонематического слуха (слоговая структура слова), фонематического анализа и синтеза, лексики, грамматики, связной речи.

Состояние интонационной стороны речи.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Моторная алалия— нарушения слуха.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

Отличительные характеристики:

− моторная алалия — ОНР первичного генеза;

− нарушения слуха — своеобразие речевого развития вследствие недостаточности функционирования физического слуха

Анализируемые параметры.

Степень сохранности физического слуха.

Наличие и характер лепета.

Возраст появления экспрессивной речи.

Возможности спонтанного овладения речью. Целевые установки и операционные возможности в процессе речепроизводства.

Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков. Особенности артикулирования отдельных звуков и комплекса последовательных движений.

Состав импрессивной и экспрессивной речи. Слоговая структура слова.

Пути пополнения лексикона. Понимание грамматических форм. Состояние интонационной стороны речи. Ритмическая структура.

Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы и их речевое сопровождение.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти.

Вторичные психологические наслоения как реакция на речевую недостаточность.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Моторная алалия— бульбарная дизартрия, псевдобульбарная дизартрия.

Характер речевой недостаточности.

а. Моторная алалия — бульбарная дизартрия.

Общие характеристики: отсутствие речи длительное время.

Отличительные характеристики:

− моторная алалия — ОНР первичного генеза;

− бульбарная дизартрия — нарушение произносительной стороны речи.

б. Моторная алалия — псевдобульбарная дизартрия.

Общие характеристики: трудности выполнения произвольных артикуляционных движений при сохранности непроизвольных движений.

Отличительные характеристики:

− моторная алалия — ОНР первичного генеза;

− бульбарная дизартрия — нарушение произносительной стороны речи.

Анализируемые параметры.

Возраст появления экспрессивной речи.

Возраст, в котором ставятся данные логопедические заключения.

Наличие / отсутствие параличей (парезов) верхних и нижних конечностей, параличей речедвигательных мышц.

Целевые установки и операционные возможности в процессе речепроизводства.

Состояние артикуляционной моторики, характер нарушений звукопроизношения. Возможности выполнения произвольных и непроизвольных артикуляционных движений. Объём нарушенных сторон речевой системы.

Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков. Стабильность нарушений звукопроизношения.

Особенности артикулирования отдельных звуков и комплекса последовательных движений. Координация. Возможности воспроизведения по подражанию артикуляционных укладов.

Слоговая структура слова.

Пути пополнения лексикона.

Наличие / отсутствие гиперсаливации. Рефлексы орального автоматизма.

Процесс приёма пищи: жевание, откусывание твёрдой пищи, глотание, питьё из чашки.

Функция дыхания: длительность и активность вдоха и выдоха. Состояние голосообразования, интонационной стороны речи.

Импрессивный словарь и понимание ситуации. Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы. Связная речь.

Межполушарная доминантность: правшество, левшество, амбидекстрия.

Стереогноз. Оптико-пространственная ориентировка.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти.

Состояние общей и мелкой моторики.

Вторичные психологические особенности как реакция на речевую недостаточность.

Прогноз речевой недостаточности. Необходимость специальной коррекционно-логопедической помощи в школьном возрасте.

  1. Моторная алалия— сенсорная алалия.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: ОНР первичного генеза.

Отличительные характеристики:

− моторная алалия — преимущественные трудности речепроизводства;

− сенсорная алалия — преимущественные трудности речепонимания.

Анализируемые параметры.

Возраст появления экспрессивной и импрессивной речи.

Целевые установки и операционные возможности в процессе речепроизводства.

Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков. Особенности артикулирования отдельных звуков и комплекса последовательных движений. Слоговая структура слова.

Импрессивный словарь. Узнавание предметов. Понимание речи. Роль зрительного восприятия артикуляции говорящего в улучшение понимания. Влияние на качество слуховой функции таких факторов как: повышенная возбудимость или заторможенность, соматическое состояние, обстановка обследования. Влияние на качество понимания грамматических конструкций таких факторов как изменение форм и порядка слов.

Акустико-гностические процессы: способность к восприятию речевых звуков, произвольное слуховое внимание (включение и переключение).

Пути пополнения лексикона. Эхолалии. Повторение услышанного. Речевое сопровождение игровых действий.

Ритмическая структура.

Стремление к коммуникации. Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы и их речевое оформление. Компенсаторные средства. Динамика спонтанного и направленного формирования речи.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания (трудности включения и переключения), памяти.

Состояние общей и мелкой моторики.

Вторичные психологические особенности как реакция на речевую недостаточность.

  1. Моторная алалия— умственная отсталость.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

Отличительные характеристики:

− моторная алалия — ОНР первичного генеза;

− умственная отсталость — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и иерархическим нарушением познавательной деятельности ребёнка вследствие органического поражения ЦНС.

Анализируемые параметры.

Причины речевой недостаточности.

Периоды гуления и лепета.

Возраст появления экспрессивной речи.

Необходимость коррекционной работы для появления речи. Темпы речевого развития. Понимание обращённой речи. Используемые языковые средства. Слоговая структура слова. Грамматическое оформление речи.

Целевые установки и операционные возможности в процессе речепроизводства.

Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков. Особенности артикулирования отдельных звуков и комплекса последовательных движений.

Импрессивный словарь и понимание ситуации. Понимание связного текста.

Пути пополнения лексикона. Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти.

Критичность в отношении своей речевой недостаточности.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Сенсорная алалия— нарушения слуха.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

Отличительные характеристики:

− сенсорная алалия — ОНР первичного генеза;

− нарушения слуха — своеобразие речевого развития вследствие недостаточности функционирования физического слуха.

Анализируемые параметры.

Наличие и характер лепета.

Возраст появления импрессивной и экспрессивной речи.

Импрессивный словарь. Узнавание предметов. Понимание обращённой речи. Содержание экспрессивной речи.

Реакция ребёнка на шумы и другие неречевые звуки. Реакция на обращённую речь. Влияние на качество слуховой функции таких факторов как: повышенная возбудимость или заторможенность, соматическое состояние, обстановка обследования. Влияние на качество понимания грамматических конструкций таких факторов как изменение форм и порядка слов. Влияние повышения громкости обращённой речи на её понимание.

Речевое сопровождение игровых действий. Эхолалии.

Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания (трудности включения и переключения), памяти.

Критичность. Контактность детей. Особенности поведения.

  1. Сенсорная алалия— умственная отсталость.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

Отличительные характеристики:

− сенсорная алалия — ОНР первичного генеза;

− умственная отсталость — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и иерархическим нарушением познавательной деятельности ребёнка вследствие органического поражения ЦНС.

Анализируемые параметры.

Возраст появления импрессивной и экспрессивной речи.

Импрессивный словарь. Узнавание предметов. Понимание обращённой речи.

Акустико-гностические процессы: способность к восприятию речевых звуков. Влияние на качество слуховой функции таких факторов как: соматическое состояние, обстановка обследования.

Целевые установки в процессе речепроизводства.

Речевое сопровождение игровых действий. Эхолалии.

Слоговая структура слова.

Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Сенсорная алалия— аутизм.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: недостаточность лексикона и связной речи, снижение речевой активности.

Отличительные характеристики:

− сенсорная алалия — ОНР первичного генеза;

− аутизм — своеобразие речевого развития вторичного генеза, обусловленное нарушением коммуникации.

Анализируемые параметры.

Возраст появления импрессивной речи.

Импрессивный и экспрессивный словарь. Узнавание предметов. Понимание обращённой речи.

Акустико-гностические процессы: способность к восприятию речевых звуков, реакция на шумы и другие неречевые звуки, произвольное слуховое внимание. Влияние на качество слуховой функции таких факторов как: повышенная возбудимость или заторможенность, соматическое состояние, обстановка обследования. Влияние на качество понимания грамматических конструкций таких факторов как изменение форм и порядка слов.

Целевые установки в процессе речепроизводства. Частота и условия возникновения (речевого) общения. Непосредственная и опосредованная коммуникация. Наличие / отсутствие стереотипий.

Речевое сопровождение игровых действий. Эхолалии.

Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.

Состояние интонационной стороны речи.

Связная речь.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания (трудности включения и переключения), памяти.

Критичность. Контактность детей. Особенности поведения.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Детская афазия— аутизм.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: недостаточность лексикона и связной речи.

Отличительные характеристики:

− детская афазия — расстройство ранее сформированной речевой деятельности;

− аутизм — своеобразие речевого развития вторичного генеза, обусловленное нарушением коммуникации.

Анализируемые параметры.

Возраст возникновения нарушения.

Речевое поведение ребёнка после утраты речи. Частота и условия возникновения (речевого) общения. Непосредственная и опосредованная коммуникация. Наличие / отсутствие стереотипий.

Речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея. Алексия, аграфия. Акалькулия.

Состояние интонационной стороны речи.

Состояние звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, лексики, грамматики, связной речи. Форма предъявляемых заданий, обеспечивающая их верное выполнение. Наличие специфических ошибок при чтении и письме.

Связная речь.

Восприятие, внимание, память, мышление.

Состояние общей и мелкой моторики.

Дислексия, дисграфия, обусловленные системными нарушениями устной речи.

Дислексия, дисграфия — трудности овладения чтением и письмом на русском языке при двуязычии.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: недостаточность отдельных сторон речевой системы или системная недостаточность.

Отличительные характеристики:

− дислексия, дисграфия — нарушение отдельных сторон речевой системы или системное нарушение речи;

− трудности овладения чтением и письмом на русском языке при двуязычии — несформированность отдельных сторон русской речевой системы или всей речевой системы.

Анализируемые параметры.

Проявления в чтении и письме нарушений звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, лексики, грамматики, связной речи.

Неспецифические нарушения чтения и письма.

  1. Оптическая дисграфия— нарушения письма, обусловленные изменениями мышечного тонуса в момент письма.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: искажение конфигурации отдельных элементов букв и / или добавление лишних элементов букв.

Отличительные характеристики:

− оптическая дисграфия — стабильные периодические искажения и добавления элементов определённых букв;

− нарушения письма, обусловленные изменениями мышечного тонуса в момент письма — нестабильные периодические искажения и добавления элементов разных букв.

Анализируемые параметры.

Характер и стабильность искажений букв.

Оптико-пространственная ориентировка и конструктивное мышление.

Состояние мышечного тонуса ведущей руки в момент письма.

  1. Мнестическая дислексия— умственная отсталость.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: замены одних букв другими, как сходных, так и отличных по характеру зрительного образа.

Отличительные характеристики:

− мнестическая дислексия — разовые замены одних букв другими;

− умственная отсталость — нестабильные замены одних букв другими.

Анализируемые параметры.

Память. Наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

  1. Угадывающее чтение— особенности чтения при ЗПР церебрально-органического генеза, умственной отсталости.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: замены одних слов другими на основе дополнения частей прочитываемых слов до заменяемого варианта.

Отличительные характеристики:

− угадывающее чтение — замены одних слов другими вследствие скачков взора по строке в процессе чтения;

− особенности чтения при ЗПР церебрально-органического генеза, умственной отсталости — замены одних слов другими вследствие меньшей употребляемости ребёнком прочитываемых слов или их грамматических форм и большей употребляемости ребёнком замещающих слов или их грамматических форм.

Анализируемые параметры.

Характер движения взора по строке в процессе чтения. Словесно-логическое мышление. Лексическая и грамматическая сопоставимость заменяемых и замещающих лексем.

  1. Дисграфия — идеаторная дисграфия, дисграфия на почве истерии.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: все типы специфических дисграфических ошибок.

Отличительные характеристики:

− дисграфия –;

− идеаторная дисграфия, дисграфия на почве истерии — все типы неспецифических дисграфических и грамматических ошибок.

Анализируемые параметры.

Сопоставление характера ошибок на письме с соответствующими ошибками устной речи. Характер и выраженность нарушений баланса между возбуждением и торможением. Личностные особенности.

Основные термины (генерируются автоматически): речевая недостаточность, связная речь, характеристика, мелкая моторика, моторная алалия, умственная отсталость, интонационная сторона речи, параметр, системное недоразвитие речи, нарушение мышления.

Похожие статьи

Алалия. Основные направления и содержание...

моторная алалия, умственная отсталость, нарушение, ребенок, психическое развитие, нарушение речи, расстройство, речевой аппарат

Проблема отграничения речевых нарушений от сходных состояний. моторная алалия, умственная отсталость, нарушение...

Проблема отграничения речевых нарушений от сходных состояний

ребенок, моторная алалия, сенсорная алалия, развитие речи, речевое развитие, алалия, нарушение, речевая деятельность, речь, головной мозг. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей...

ребенок, сенсорная алалия, алалия, речевое развитие, моторная алалия, нарушение, клиническая картина, речевая деятельность, головной мозг, формирование речи.

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь. Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми...

Статья посвящена особенностям развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается несформированностью психического и речевого развития...

Основные направления коррекционно-педагогической работы со...

Алалиясистемное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением центральной коры головного мозга (патология центрального генеза). Алалия временная функция задержки развития, системное полиморфное нарушение: словарь, грамматика, связная речь...

Модуль 2 Дифференциальная диагностика речевых нарушений...

Дифференциальная диагностика, умственная отсталость, моторная алалия, нарушение, сенсорная алалия, практическое занятие, фонационное оформление высказывания, речевая система...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

дети с речевыми нарушениями, инновация, литотерапия, музыкотерапия, хромотерапия, общее недоразвитие речи III уровня, инновация, новшество.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием... мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие...

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития...

общее недоразвитие речи, ребенок, нарушение, речевое нарушение, речевое развитие, речевая система, дошкольный возраст, речевая патология, речевая аномалия, связная речь.

Похожие статьи

Алалия. Основные направления и содержание...

моторная алалия, умственная отсталость, нарушение, ребенок, психическое развитие, нарушение речи, расстройство, речевой аппарат

Проблема отграничения речевых нарушений от сходных состояний. моторная алалия, умственная отсталость, нарушение...

Проблема отграничения речевых нарушений от сходных состояний

ребенок, моторная алалия, сенсорная алалия, развитие речи, речевое развитие, алалия, нарушение, речевая деятельность, речь, головной мозг. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей...

ребенок, сенсорная алалия, алалия, речевое развитие, моторная алалия, нарушение, клиническая картина, речевая деятельность, головной мозг, формирование речи.

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь. Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми...

Статья посвящена особенностям развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается несформированностью психического и речевого развития...

Основные направления коррекционно-педагогической работы со...

Алалиясистемное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением центральной коры головного мозга (патология центрального генеза). Алалия временная функция задержки развития, системное полиморфное нарушение: словарь, грамматика, связная речь...

Модуль 2 Дифференциальная диагностика речевых нарушений...

Дифференциальная диагностика, умственная отсталость, моторная алалия, нарушение, сенсорная алалия, практическое занятие, фонационное оформление высказывания, речевая система...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

дети с речевыми нарушениями, инновация, литотерапия, музыкотерапия, хромотерапия, общее недоразвитие речи III уровня, инновация, новшество.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием... мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие...

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития...

общее недоразвитие речи, ребенок, нарушение, речевое нарушение, речевое развитие, речевая система, дошкольный возраст, речевая патология, речевая аномалия, связная речь.

Задать вопрос