Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.04.2017

Статья просмотрена: 426 раз

Библиографическое описание:

Меженцева Г. Н., Тумарева В. В. Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 257-259. — URL https://moluch.ru/archive/151/42774/ (дата обращения: 14.11.2018).



В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи. Проанализированы результаты констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи; речевые и неречевые процессы; констатирующий эксперимент

Всесторонний анализ речевых нарушений у детей с недостатками речевого развития представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой,

Г. В. Чиркиной и других авторов. Одним из приоритетных направлений логопедии можно рассматривать разработку научно обоснованных методов и содержания психолого-педагогического изучения детей с общим недоразвитием речи. Накоплен определённый опыт работы по организации и проведению диагностики в трудах С. Д. Забрамной,

Т. Б. Филичевой Л. С. Волковой, О. Е. Грибовой, О. Б. Иншаковой и других ученых. Однако, по-прежнему, многие организационно-методические вопросы, касающиеся принципов, методов и конкретно содержания комплексного обследования, остаются недостаточно разработанными. Вышесказанное определяет актуальность и значимость вопроса по детальному рассмотрению научно-методических и практических рекомендаций к организации психолого-педагогического обследования дошкольников с общим недоразвитием речи.

Успешность воспитания и обучения, социальной адаптации детей с ОНР зависит от правильной оценки их возможностей и особенностей развития. Диагностика этих детей является важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Результаты многочисленных исследований отечественных ученых свидетельствуют о том, что недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий приводит к возникновению ряда вторичных и третичных отклонений.

Ещё Л. С. Выготский выдвинул положение о том, что при определённых благоприятных педагогических условиях, возможно предупредить появление вторичных проявлений недоразвития высших психических функций. В условиях детского сада при обследовании на первый план выступает задача комплексного, всестороннего, качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. Важно своевременно и полно обследовать речь ребёнка. Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средством оптимизации этого процесса.

Углубленное всестороннее обследование позволяет построить оптимальные индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие и обучающие программы, определить эффективность коррекционно-педагогического воздействия. Всестороннее обследование у детей речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения помогает правильно организовать коррекционное обучение и воспитание, что в дальнейшем может привести к положительным результатам в развитии, при поступлении в школу. Вот почему важно и необходимо рано выявлять детей с выраженным недоразвитием речи, с одной стороны, и разработки адекватного коррекционного их обучения, с другой стороны.

Главной целью психолого-педагогической диагностики является определение индивидуально-возрастных особенностей психического развития детей с нарушениями речи. Работая с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, педагог при организации психологического обследования решает следующие задачи:

– определение индивидуального хода психического развития ребёнка в связи с различными видами речевых нарушений;

– определение характера психического развития ребёнка (какие функции, системы, сферы сформированы, какие сформированы недостаточно или сформированы неправильно), т. е. дифференциальная диагностика состояния развития ребёнка;

– оценка соответствия уровня и темпа развития ребёнка с нарушениями речи возрастным нормативам;

– установление возможных причин отклонений в психическом развитии ребёнка (органических, например, перинатальное поражение ЦНС; психологических — отношение окружения и самого ребёнка к дефекту;

– постановка психологического «диагноза» — отнесение к тому или иному типу (группе) психического развития;

– выявление потенциальных возможностей ребёнка, прогноз его психического развития и определение психолого-педагогических условий, необходимых данному ребёнку для гармонизации стабилизации психического, в том числе и его речевого, развития [4, с.53].

Организация и содержание констатирующего эксперимента по обследованию речевых и неречевых процессов у детей пятилетнего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения представлено в данной статье. В исследовании приняли участие десять детей с логопедическим заключением ОНР, III уровень — воспитанники детского сада г. Смоленска. Вся опытно-экспериментальная работа проходила в несколько этапов:

Первый этап — констатирующий: психолого-педагогическое обследование дошкольников с ОНР, анализ результатов, и разработка программы по коррекции неречевых и речевых процессов;

Второй этап — формирующий: коррекционная работа с детьми дошкольного возраста (на основе разработанных программ по уровням);

Третий этап  контрольный: итоговое обследование детей, анализ динамики формирования речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

На первом этапе экспериментальной работы нами была изучена медицинская документация и речевые карты. На основе анализа речевых карт мы определили уровни речевого развития и возможностей дошкольников по степени сформированности таких параметров, как артикуляционная моторика, фонематический слух, звукопроизношение, слоговая структура, словообразование, грамматический строй, связная речь.

Речевые уровни развития:

Низкий — 1–2 балла (слабо развиты все основные компоненты).

Ниже среднего — 3–4 балла (навык в начальной степени, носит непостоянный характер).

Средний — 5–6 баллов (навык находится в развитии, требует помощи взрослого или владеет навыком не в полной мере).

Выше среднего — 7–8 баллов (ребёнок пользуется своими знаниями при умеренной поддержке взрослого).

Высокий — 9–10 баллов (навык устойчиво развит).

Анализ результатов показал, что половина детей имеет уровень речевого развития ниже среднего, и половина — низкий уровень.

Целым рядом исследователей (Л. А. Венгером, О. М. Дьяченко,

С. Д. Забрамной, О. В. Боровиком, Р. С. Немовым и другими) разработана структура психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, но в настоящее время значимым остаётся вопрос определения содержания обследования неречевых процессов у детей дошкольного возраста.

Мы предприняли попытку систематизировать ранее описанные в литературных источниках методики по изучению психических процессов и попытались разработать серии диагностических заданий, направленных на обследование неречевых процессов у дошкольников с ОНР [1,2,3].

Все задания разбили на пять частей. Первая серия заданий направлена на исследование восприятия. Вторая серия заданий — на изучение внимания. Третья серия заданий направлена на исследование состояния процесса воображения. Четвёртая серия — задания направлены на изучение памяти. Пятая серия заданий направлена на исследование мышления: операций обобщения, анализа и синтеза.

Анализ обработки данных, полученных по каждой методике диагностики познавательных процессов показал следующие результаты. Нами было выделено 30 % детей со средним уровнем развития познавательных функций, 60 % детей с низким уровнем развития и 10 % детей с очень низким уровнем развития психических процессов.

Обобщив полученные данные по уровням развития речевых и неречевых процессов нами были выделены следующие группы детей:

Первая группа — это дети со средним уровнем развития психических процессов и ниже среднего уровнем развития речи. Для этих детей характерна недостаточная концентрация внимания, сниженный объём памяти, вследствие этого слабо развито словесно-логическое мышление. Возникают сложности в составлении развёрнутых рассказов. Эту группу детей составили 30 % дошкольников, принимавших участие в обследовании.

Вторая группа — дети с низким уровнем развития психических процессов и ниже среднего уровнем развития речи. Этим детям свойственны недостаточность произвольного внимания, его объёма и концентрации, отмечается низкая способность к переключению и распределению внимания; слабость запоминания, а также повышенная суетливость, возбудимость или, наоборот, заторможенность, вялость, пассивность, что в обоих случаях ведет к недостаточному развитию речи. Недостаточность развития восприятия ведет к трудностям в формировании всех мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). 20 % дошкольников вошли в эту группу.

Третья группа — дети с низким уровнем развития как неречевых, так и речевых процессов. Для детей данной группы характерны пониженная работоспособность, а также недостаточность внимания, снижение объёма памяти, замедленность процесса запоминания, неточность воспроизведения информации, в связи с чем, речь отстает от нормы. Нарушено произношение нескольких групп звуков. 40 % детей составили данную группу.

Четвертая группа — дети с очень низким уровнем развития неречевых процессов и низким уровнем развития речевых процессов. Словарный запас невелик. Используются двух-трехсловные предложения. Нет развернутого рассказывания. В эту группу вошли 10 % дошкольников, принимавших участие в обследовании.

Таким образом, проведенный констатирующий эксперимент показал недостаточность развития речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи и позволил выявить основные направления дальнейшей коррекционной работы по их исправлению и совершенствованию.

Наш эксперимент подтвердил данные, полученные из теоретического анализа специальной отечественной и зарубежной литературы (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина,

М. Е. Хватцев, Е. Ф. Рау, Г. В. Чиркина, Л. С. Волкова, К. П. Беккер, З. Ремлер и других ученых) о том, что у значительной части детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения от нормы как в речевом развитии, так и отклонения в развитии неречевых функций.

На основе данных, полученных в ходе первого констатирующего этапа эксперимента, нами была разработана система коррекционных упражнений, направленных на развитие высших психических функций (внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления) и формирование речевой деятельности.

Литература:

  1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. 32 с.; 115 карт.
  3. Меженцева Г. Н. Особенности познавательной деятельности обучающихся с общим недоразвитием речи в начальной школе // Вестник научных конференций. 2017.
  4. № 2–5 (18). С. 60–61.
  5. Немов Р. С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 3: Психодиагностика. 640 с.
  6. Чернова Е. П. Психологическая помощь дошкольникам с нарушениями речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. 2005. № 2. С.51–55.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень развития, ребенок, процесс, речевое развитие, общее недоразвитие речи, серия заданий, III, дошкольный возраст, констатирующий эксперимент, группа.


Ключевые слова

общее недоразвитие речи; речевые и неречевые процессы; констатирующий эксперимент

Похожие статьи

Исследование мыслительной деятельности детей...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, недоразвитие наглядно-образного мышления, констатирующий эксперимент.

В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию...

Основные термины (генерируются автоматически): III, ребенок, дошкольный возраст, процесс, развитие, познавательная деятельность, старший

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Задачи развития связной речи: Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением компонентов функционального базиса письменной речи, которые играют важную роль при овладении письменной речи, поэтому все дошкольники с ОНР III уровня находятся в «группе риска» по возникновению нарушений...

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь.

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент).

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны...

Ключевые слова:диагностика речевого развития, звуковая культура речи, усвоение звуковой стороны речи, диагностический инструментарий изучения усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста.

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня. Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент).

Исследование мыслительной деятельности детей...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, недоразвитие наглядно-образного мышления, констатирующий эксперимент.

В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию...

Основные термины (генерируются автоматически): III, ребенок, дошкольный возраст, процесс, развитие, познавательная деятельность, старший

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Задачи развития связной речи: Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением компонентов функционального базиса письменной речи, которые играют важную роль при овладении письменной речи, поэтому все дошкольники с ОНР III уровня находятся в «группе риска» по возникновению нарушений...

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь.

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент).

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны...

Ключевые слова:диагностика речевого развития, звуковая культура речи, усвоение звуковой стороны речи, диагностический инструментарий изучения усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста.

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня. Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Исследование мыслительной деятельности детей...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, недоразвитие наглядно-образного мышления, констатирующий эксперимент.

В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию...

Основные термины (генерируются автоматически): III, ребенок, дошкольный возраст, процесс, развитие, познавательная деятельность, старший

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Задачи развития связной речи: Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением компонентов функционального базиса письменной речи, которые играют важную роль при овладении письменной речи, поэтому все дошкольники с ОНР III уровня находятся в «группе риска» по возникновению нарушений...

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь.

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент).

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны...

Ключевые слова:диагностика речевого развития, звуковая культура речи, усвоение звуковой стороны речи, диагностический инструментарий изучения усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста.

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня. Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент).

Исследование мыслительной деятельности детей...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, недоразвитие наглядно-образного мышления, констатирующий эксперимент.

В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию...

Основные термины (генерируются автоматически): III, ребенок, дошкольный возраст, процесс, развитие, познавательная деятельность, старший

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Задачи развития связной речи: Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности состояния функционального базиса письменной речи...

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением компонентов функционального базиса письменной речи, которые играют важную роль при овладении письменной речи, поэтому все дошкольники с ОНР III уровня находятся в «группе риска» по возникновению нарушений...

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь.

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент).

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны...

Ключевые слова:диагностика речевого развития, звуковая культура речи, усвоение звуковой стороны речи, диагностический инструментарий изучения усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста.

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня. Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент).

Задать вопрос