Ребенок с алалией в общеразвивающей группе детского сада. Пять галочек в записную книжку начинающего воспитателя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ребенок с алалией в общеразвивающей группе детского сада. Пять галочек в записную книжку начинающего воспитателя / Е. В. Потапова, Л. И. Муратова, Е. В. Малахова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 432-436. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75001/ (дата обращения: 06.03.2021).



Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью расширить и углубить знания молодых специалистов в области речевого развития воспитанников и первичной работы с детьми-алаликами, дать теоретическую базу для грамотной дифференциации речевых нарушений воспитанников и постановки верных задач в работе с детьми названной категории.

Ключевые слова: речевое развитие, алалия, классификация алалии, дифференциальная диагностика, клинико-психолого-педагогическая характеристика, работа в рамках инклюзии.

The relevance of the chosen topic is due to the need to expand the knowledge of young specialists in the field of speech development of pupils and primary work with alalic children, to provide a theoretical basis for competent differentiation of speech disorders of pupils and setting the right tasks in working with children of this category.

Keywords: speech development, alalia, classification of alalia, differential diagnosis, clinical, psychological and pedagogical characteristics, work within the framework of inclusion.

1 галочка: э тапы развития речи в онтогенезе. Речевое развитие ребенка трех — четырех лет в норме.

Известно, что развитие речи ребенка играет значительную роль в его социальной адаптации в обществе, дальнейшей жизни и успешном школьном обучении. Рассмотрим особенности речи детей 3–4 лет. В этом возрасте в арсенале малыша от 1500 до 2000 слов, и он в состоянии:

– употреблять сложные предложения из 4–5 слов;

– создавать собственные словоформы;

– рифмовать слова, сочинять короткие стихи;

– использовать в речи предлоги, союзы;

– слушать длинные сказки и истории, пересказать мультфильм, жизненную ситуацию;

– понять смысл сложноподчиненных предложений;

– выполнить устные просьбы, действовать по инструкции.

– назвать свое имя, отчество и фамилию, имена близких родственников и друзей;

– группировать предметы, находить признаки предмета, называть действия;

– изменять тембр речи, высоту и силу голоса.

Таким образом, к 4 годам ребенок не испытывает трудностей в высказывании, проявляет и интерес к своей и чужой речи, ему по силам умозаключения и рассуждения о предметах и явлениях.

2 галочка: что такое алалия, классификация алалии.

Если группу посещает не говорящий ребенок, то одной из многих причин может быть моторная алалия. Алалия — это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, обусловленное органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. Следовательно, при подобном диагнозе нарушены все компоненты речи — фонетико-фонематический и лексико-грамматический. Алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной (активной устной) или импрессивной (восприятие и понимание) речи.

Органическое поражение речевых центров коры головного мозга, происходит во внутриутробном развитии или после рождения в доречевой период (до 3-х лет). Причины возникновения алалии многообразны: гипоксия плода, внутриутробное инфицирование, токсикозы, заболевания будущей матери, асфиксии новорожденных, недоношенность, родовые травмы, скоротечные или затяжные роды, заболевания детей в первые годы жизни, операции под общим наркозом и др.

Поражения коры головного мозга при алалии носят множественный характер, а это резко ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Помните! Алалия не проходит с возрастом или сама по себе.

Современная наука предлагает большое количество классификаций алалии в зависимости от проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время пользуются классификацией алалии по В. А. Ковшикову, который выделяет:

экспрессивную (моторную) алалию. В основе ее возникновения алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным.

импрессивную (сенсорную) алалию. Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.

смешанную алалию . Это сенсомоторная или мотосенсорная алалия с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи.

3 галочка: д ифференциальная диагностика алалии от схожих состояний

Алалия по симптоматике может быть схожа с некоторыми другими патологиями развития. Грамотному педагогу необходимо уметь распознать и разграничить эти нарушения.

— алалия и глухонемота

При алалии наблюдается сохранность слуховой функции. При окликании малыша за его спиной, ребенок с алалией даст нормальную ответную реакцию, глухой ребенок не отреагирует. Глухие дети используют жесты без звукового сопровождения, и без специального обучения речь не появляется. Алалик к жестам дает звуковую реакцию (невербальную вокализацию). В отличии от глухих детей у алаликов сохранна просодика.

— алалия и тугоухость.

Если усилить громкость голоса, ребенок с тугоухостью будет лучше слышать и даст ответную реакцию. У сенсорного алалика громкость не улучшит понимание речи. У алаликов голос звонкий, у детей со сниженным слухом — приглушенный. Тугоухие дети пытаются повторить слова, алалик подобных попыток не предпринимает.

— алалия от афазия

При алалии действие негативных факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный периоды (до 3 лет). При детской афазии речь угасает или исчезает после периода интенсивного развития. Если ребенок когда-то говорил лучше, чем в данный момент — это афазия. При афазии наблюдаются остатки былой речи и возможно спонтанное ее восстановление.

— алалия и речевая патология, обусловленная умственной отсталостью.

Нарушение речи при алалии протекает при относительной сохранности мыслительных операций. Нарушения речи при умственной отсталости являются результатом патологии познавательной деятельности.

Моторные алалики хорошо понимают обращенную речь, выполняют инструкции, что могут не делать дети с умственной отсталостью.

Дети с алалией обладают большим запасом «предметных знаний». Дети с интеллектуальной недостаточностью легко оперируют простыми бытовыми словами, но при показе предметных картинок будут ошибки и отказ.

У детей с моторной алалией сохранно невербальное мышление, степень обучаемости выше, они могут выполнить задание по инструкции взрослого. Дети с моторной алалией в отличие от детей с умственной отсталостью критично относятся к своей речевой недостаточности.

— алалия и аутизм.

Ребенок с ранним детским аутизмом не реагирует на обращенную речь, не смотрит в глаза, избегает прикосновений или реагирует на них криком и плачем. Ярко выраженные психопатологические симптомы: стереотипии, стимуляции (тактильные, обонятельные), изменение привычного алгоритма приводит к бурным реакциям, присутствует холодность в отношении к матери. У детей с алалией подобные поведенческие компоненты не наблюдаются. Между тем, постоянное бормотание, включающее самые разные звуки, в том числе и сложные, эхолалия (повтор услышанного) свойственны и детям с сенсорной алалией.

4 галочка: клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией

Алалия среди прочих форм речевого недоразвития занимает значительное место. Среди характерных признаков алалии отмечаются следующие: аграмматизмы, сложности в выборе фонем, нарушения слоговой структуры слова, трудности в установлении порядка слов в предложении.

Дети с моторной алалией характеризуются очень низкой активностью речи. Мимика и жесты в этом случае для ребенка выступают в качестве компенсаторной формы в процессе коммуникации. Сложное речевое расстройство оказывает отрицательное влияние на коммуникацию детей с алалией, на развитие некоторых сторон их личности и их познавательной деятельности.

У таких детей в раннем возрасте отмечается повышенный мышечный тонус, моторная неловкость, которая сочетается с расторможенностью и быстрой утомляемостью и истощаемостью, возбудимость и нарушение сна, а также двигательное беспокойство и снижение аппетита, с задержкой развиваются и навыки самообслуживания.

Дети с таким диагнозом в поведении могут проявлять упрямство и негативизм, поскольку алалия влияет не только на психическое развитие ребенка, но и на формирование его характера. Часто у детей с алалией развиваются невротические черты характера, патологические черты личности. Это может быть: неуверенность в себе, замкнутость, негативизм, повышенная раздражительность, обидчивость, напряженное состояние, склонность к слезам.

У детей с алалией наблюдаются ярко выраженные нарушения процессов внимания и восприятия, недостаточно сформированы навыки интеллектуальной деятельности. Память у детей с алалией носит свои характерные особенности: сужен ее объем, быстро угасают возникшие следы, ограничено удержание словесных раздражителей. Вербальная память страдает особенно сильно.

У детей, страдающих алалией, различаются уровни понимания: от нулевого, когда ребенок не может воспринимать речь окружающих, но иногда способен реагировать на свое имя, до номинативного уровня, при котором ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, которые изображены на отдельных картинках, но при этом с трудом ориентируется в названиях действий, которые изображены на сюжетных картинках.

Логические операции для таких детей сложны, им легче выполнять задания, сопровождающиеся наглядной инструкцией, в связи с тем, что речь у них не является ведущим средством познания действительности. Неуспехи сопровождаются импульсивностью, хаотичностью в деятельности, пассивностью и утомляемость. Нормальное развитие интеллекта обеспечивается не всегда. Ко всему прочему, дети — алалики испытывают трудности в овладении навыками коммуникации. К этому приводит неразвитое умение учитывать интересы партнеров по общению, что затрудняет межличностные отношения, и негативно сказывается на социальном статусе ребенка с алалией среди сверстников.

5 галочка: работа с алаликами в рамках инклюзии

На сегодняшний день в некоторых регионах ощущается дефицит мест в специализированных группах, нехватка квалифицированных специалистов-логопедов и как следствие — все возрастающее число воспитанников с недостатками речевого развития в общеразвивающих группах детских садов.

По разнообразным причинам эти дети не были определены в специализированные учреждения, поэтому остро встаёт проблема коррекции речи таких детей в рамках инклюзии.

Дети с алалией либо совсем не говорят, либо используют лепет или звукоподражания. Работа с такими детьми в условиях инклюзии имеет свои трудности: необходимо перестроить всю работу в направлении «Речевое развитие», уделив особое внимание детям с подобным диагнозом.

В работе с такими детьми большое значение имеет речь воспитателя. Она должна быть четкой, внятной, образно-выразительной и грамматически правильной. В работе с алаликами следует избегать сложных конструкций, усложняющих понимание речи. На это обращали свое внимание выдающиеся педагоги, методологи развития речи у детей дошкольного возраста Е. И. Тихеева и Е. А. Флерина.

Наряду с речевыми нарушениями у таких детей отмечается недоразвитие психических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы. Работу над неречевыми отклонениями необходимо проводить одновременно с развитием речи.

При работе с детьми-алаликами воспитателем группы должна учитываться не только специфика речевого недоразвития, но и особенности личности ребенка, его интересы, возможности, способности. Необходимо, чтобы воспитатель попытался установить близкий контакт с ребенком, завоевать его доверие, проявил к нему чуткое, теплое отношение.

В процессе работы с неречевым ребенком воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во вне учебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для раскрашивания.

Особое внимание воспитателю следует уделить организации подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, так как дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Подвижные игры способствуют развитию чувства ритма, координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре — также необходимый элемент педагогической деятельности с ребенком-алаликом в группе. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения, дают возможность взаимодействовать в коллективе. Воспитательным воздействием в ходе игры устраняются невротические наслоения в характере ребенка, ведется работа по воспитанию сознательной целенаправленной личности. Речь в таких играх совершенствуется в комплексе с развитием сенсорных и общедвигательных возможностей.

Компенсация речевого недоразвития ребенка должна идти параллельно с овладением под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.

Всегда следует помнить основные требования в работе с алаликами: осторожность, постепенность, неторопливость, систематичность.

Упражнения и игры по развитию общей моторной сферы, слухового внимания, зрительных и тактильно-кинестетических восприятий, пространственных восприятий должны стать ежедневными в работе с такими детьми.

Одновременно с этим, необходима ежедневная работа по расширению и накоплению словаря и совершенствованию произносимой речи.

Начинать работу с алаликами необходимо с очень простого материала — звуков (гласных и согласных), затем несложных звукосочетаний. В работе можно использовать пособие Т. Н. Новиковой — Иванцовой «От звука к фразе», а также разделы направления «Речевое развитие» такие как «Неречевые звуки», «Звукоподражания», а затем и «Речевые звуки».

Начинать работу по накоплению словаря, логичнее со слов, обозначающих названия предметов. Удачна организация игры в форме вопросов и ответов на наглядном материале. Показать ребенку игрушки или картинки, дать инструкцию: «Покажи, где кукла?» или «Найди машинку!». И пусть ребенок попробует выполнить задание. На первом этапе, у детей с алалией 1 уровня (отсутствие речи) в работе должны быть инструкции следующего вида: «Выбери», «Подай», «Покажи», «Найди». Невербальный способ взаимодействия ребенка с Вами облегчит выполнение задачи и поможет ребенку выполнить инструкцию. На следующем этапе можно приступить к работе по произношению слов (имен существительных) на доступной алалику фонетической базе, тем самым накапливая багаж, создавая основу, базу для появления речи. Вопросы могут быть такими: «Кто это?» или «Что это?». При этом предметы и картинки должны быть доступны для произношения данному ребенку (односложные или двусложные, содержащие только те звуки, которые ребенок умеет произносить). С первых же этапов работы нужно мягко, но настойчиво требовать правильности произношения слов, при необходимости все же допуская звукоподражание.

Отправной точкой работы над грамматическим строем речи должна стать однословная фраза (предложение). Ее можно составить из слов, обозначающих действия. При общении это создаст у ребенка единство двигательной и словесной реакции. Можно предложить ребенку выполнить то или иное действие: «Дай!», «Иди!». Через некоторое время возможно выполнение того же задания, но с вопросом: «Что ты делаешь?», — малыш должен отвечать: «Иду», — с утвердительной интонацией. А это уже примитивный диалог! Затем можно провести аналогичную работу на материале других слов: «Неси», «Возьми».

Следующий этап работы подключает второстепенные члены имен существительных (несу куклу, сижу на стуле). На этом этапе включаются вопросы о лицах, совершающих действия: «Кто идет?», «Кто рисует?».

Далее продолжается работа над правильностью произношения слов в виде заучивания наизусть предложений, загадок, потешек, стихов. Помочь в этом педагогу могут родители, тесное взаимодействие с ними — залог успешной работы воспитателя. Родители также должны усвоить некоторые правила:

  1. Говорить с ребенком-алаликом нужно медленно, четко, выразительно, требуя того же и от него.
  2. Если ребенок затрудняется в подборе нужного слова, прийти ему на помощь.
  3. Вселять ребенку уверенность в успехе его речи.
  4. Вовлекать малыша в интересующие его игры и занятия, чтобы расширить круг возможного речевого взаимодействия.
  5. Чаще проводить совместное произношение коротких предложений, стихов, рассказов, ответы на вопросы, закрепляя самостоятельным повторением.
  6. Чтение стихотворений, потешек проводить под хлопки, постукивания ладонью по столу или колену и т. д.

Таким образом, при условии успешной совместной организации педагогической работы и сотрудничества всех участников образовательных отношений речь ребенка постепенно будет совершенствоваться, сенсорные и двигательные возможности расширяться, а также формироваться практические речевые умения и навыки. А возможная будущая помощь учителя-логопеда, опираясь на заложенную базу, даст уверенно положительный результат.

Литература:

  1. Борякова Н. Ю., Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, — М.: АСТ; Астрель, 2008. — 222с.
  2. Кузнецова Л. В., Основы специальной психологии, — М.: «Академия», 2003, — 480с.
  3. Кузина В. М., «Сотрудничество логопеда и родителей» // Дошкольное воспитание, 1998, № 11, с. 46–55.
  4. Кузина В. М., «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя» // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 70–71.
  5. Пидкасистый П. И., Педагогика: учебное пособие, — М.: Высшее образование, 2008. — 430с.
  6. Сазонова С. Н., Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи, «Академия»,2003, — 144с.
  7. Стребелева Е. А., Специальная дошкольная педагогика, — М.: «Академия», 2002, — 312с.
  8. // http://www.fonema.ru/library.php Бекназарова М. Ю., Булгакова В. В. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения //.
  9. Битова А. Л., Сафронова Е. Н. Сенсорная алалия. Пути преодоления // Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. 25–28 сентября 2001 г.
  10. Особенности и проблемы процесса интеграции детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации. Байрамгулова Ю. М., Шереметьева Е. В. В сборнике: Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственные за выпуск: Л. Б. Осипова, Е. В. Плотникова. 2016. С. 36–41.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, алалия, работа, классификация алалии, моторная алалия, умственная отсталость, головной мозг, особое внимание, речевое развитие, слово.


Ключевые слова

дифференциальная диагностика, речевое развитие, алалия, классификация алалии, клинико-психолого-педагогическая характеристика, работа в рамках инклюзии
Задать вопрос