Алалия: расстройство и представления о нём | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 августа, печатный экземпляр отправим 2 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (318) июль 2020 г.

Дата публикации: 12.07.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Коткина, К. А. Алалия: расстройство и представления о нём / К. А. Коткина, Г. А. Стрюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72576/ (дата обращения: 07.08.2020).



Данная научная работа была написана с целью проанализировать отношение студентов Ульяновского государственного педагогического университета к людям с алалией. Мы решили провести небольшой социальный опрос, посредством которого узнать мнение студентов и выявить, проявляется ли в бόльшей степени позитивное или же негативное отношение к поставленному вопросу.

Ключевые слова: алалия, отношение к людям с ОВЗ, педагогический оптимизм, иностранный язык, опрос.

This scientific article was written in order to find out the attitude of students of the Ulyanovsk State Pedagogical University towards people with alalia. We decided to conduct a small social survey, by means of which to find out the students' opinions and to identify whether a positive or negative attitude towards the question is manifested to a greater extent.

Предметом нашего теоретического анализа явилось сопоставление научной информации по речевому расстройству «алалия», представленной в русскоязычных и англоязычных научных источниках. Согласно отечественному научному подходу, алалия — врождённое отсутствие речи при нормальном слухе и первичной сохранности умственных способностей, обусловленная поражением или недоразвитием речевых зон головного мозга [1, с. 32]. Различают моторную и сенсорную алалии, но порой выделяют и смешанную.

При поиске какой-либо информации о данном нарушении на англоязычных сайтах частым ответом являлись ссылки на работы наших отечественных учёных. Более того, на одном из англоязычных сайтах были найдены в открытом доступе материалы русскоязычного журнала по детской психологии «Russian journal of child neurology». Другой же сайт выдал по запросу следующую фразу: «Sensorimotor alalia (SMA) is regarded as a specific Russian-language term but it has no analogs in neurology and neuropsychology» («Сенсорно-моторная алалия рассматривается как специфический русскоязычный термин, который не имеет аналогов в неврологии и нейропсихологии» [перевод]). Данная фраза принадлежит учёным из Казанского федерального университета [3]. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство информации об алалии, представленной в электронных источниках, — результат научной деятельности русскоязычных врачей и учёных.

Информация International Classification of Diseases 11th Revision [4, с.2]

Рис. 1. Информация International Classification of Diseases 11th Revision [4, с.2]

Очевидно, что данное расстройство речи является интернациональным феноменом. Поэтому нас заинтересовал вопрос об альтернативной терминологии, характерной для зарубежной науки. Принятому разделению алалии, указанному выше, в МКБ-10 (Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем) соответствуют расстройства экспрессивной (F80.1) и рецептивной речи (F80.2). На сайте International Classification of Diseases 11th Revision [4] можно найти следующую информацию (рис.1).

Таким образом, в международной классификации алалия считается когнитивным расстройством, при котором отмечается нарушение способности понимать или выражать язык в письменной или устной формах. Добавляется, что данное состояние вызвано заболеваниями, затрагивающими языковые зоны доминирующего полушария. Далее мы видим, какие клинические признаки используются для классификации различных подтипов данного состояния, после чего следует перечисление исключений: прогрессирующая изолированная афазия (8E40–8E4Z), нарушения речи или языка (6А01). Ниже мы можем видеть исключения из уже вышеуказанных уровней. К ним относятся: расстройства речи или языковые расстройства (6A01), расстройство аутистического спектра (6A02), нарушение речи (MA81) и определенные состояния, возникшие в перинатальном периоде. Хорошее описание клинического случая и последующей коррекции можно увидеть в статье Сары Ньюман [5].

Целью эмпирической части нашего исследования стало выявление психолого-педагогической грамотности и педагогического оптимизма в отношении к детям с алалией. В настоящее время проблема отношения к детям с ОВЗ в России является предметом особого внимания. Её изучение позволяет констатировать интолерантность большей части взрослого населения (смущение и некое отвращение в поведении взрослых по отношению к детям с ОВЗ). С чем это связано? Менталитет? Воспитание? Мы считаем, что, скорее всего, данная проблема возникает вследствие не совсем правильной информации о детях с подобными отклонениями. В России отсутствует какое-либо просвещение населения в данной сфере. Зачастую люди, обладающие достоверными знаниями о детях с ОВЗ, — это врачи-неврологи, логопеды и сами родители детей, у которых было диагностировано то или иное заболевание.

Тот факт, что об алалии практически нигде не упоминается и не говорится, стал одной из причин написания данной статьи. Исследование (письменный опрос) проводилось на студентах педагогического университета, которые имеют возможность только обзорно теоретически познакомиться с данным расстройством в курсе дисциплины «Специальная психология». Всего в опросе приняло участие 54 респондента.

Опрос был разделён на 2 изолированных блока: 1) выявление осведомлённости студентов о том, что такое алалия; 2) на основе приведённого правильного определения алалии выразить своё мнение на вопросы.

В первом блоке мы представили респондентам 2 вопроса: «Знаете ли вы, что такого алалия?» и «Алалия — это…». В результате опроса на первый вопрос 59,3 % (32 человека) ответили, что не знают, что такое алалия, однако, на последующий вопрос, «Алалия — это…», 70,4 % (38 человек) выбрали правильный ответ — «Дефект».

Во втором блоке перед началом опроса мы представили респондентам определение алалии, а затем задали следующие вопросы:

1) Лечится ли алалия?

2) Способен ли ребёнок с алалией к изучению иностранных языков? (Обосновать свой ответ).

Вопрос 1.

Правильным ответом на поставленный вопрос является опция «Частично». Данный вариант ответа выбрали 53,7 %. Самую оптимистическую точку зрения высказали 33,3 % (ответ «Да»), 13 % выбрали ответ «Нет». Второй вопрос («Способен ли ребёнок с алалией к изучению иностранных языков?») был сформулирован нами для выявления педагогического оптимизма среди будущих учителей. 88,9 % респондентов ответили в позитивном ключе, выбрав ответ «Да». Остальные выбрали опцию «Нет».

Интересным оказался анализ обоснований респондентами своих ответов. Как и в любом опросе, имелась часть некомпетентных ответов, но ряд обоснований респондентов подтвердили наши ожидания: в ответах большинства присутствует педагогический оптимизм или же здравый смысл. Один из респондентов пишет, что обосновать своё мнение ему было трудно, т. к. он считает, что если бы ребёнок был способен изучать языки, он в первую очередь освоил бы свой родной язык. Другой опрашиваемый заявил, что всё зависит от подхода к изучению, при этом не уточнив детали. Достаточно большое число респондентов подчеркнули, что ребёнок, скорее всего, не сможет говорить на языке и предположили, что он мог бы проявить себя в других аспектах языка, например, в письме. Имелось заявление респондента об уникальности человека и его болезни, вследствие чего никто не знает, как организм откликнется на обучение. Один из респондентов выразил мнение, что «практика, упорный труд и пристальный присмотр врачей могут дать невероятные результаты».

Далее рассмотрим ответ, который является наиболее реалистичным. Он заключается в том, что учитель может сместить акцент в постановке целей с практического овладения языком на общее развитие детей. Автор считает, что первостепенной должна являться задача развития мышления и памяти детей, активизация познавательной деятельности и обогащение знаниями об окружающем мире, чему как раз и мог бы поспособствовать иностранный язык. Также этот респондент отмечает, что речь детей с тяжёлыми нарушениями речи является небогатой на лексический запас и порой грамматически неправильной, вследствие чего, не стоит ожидать от такого ребёнка высокого уровня речи на иностранном языке.

Таким образом наше теоретическое и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Алалия — нарушение, которое наряду, с другими, требует освещения в обществе. Существуют различные точки зрения на проблему алалии. Большой вклад в описание данного расстройства внесли наши отечественные учёные. У студентов педагогического вуза, принявших участие в опросе, в большинстве проявляется педагогический оптимизм и вера в возможность обучить ребёнка, несмотря на его отклонения и дефекты.

Литература:

  1. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 896 с.
  2. Russian journal of child neurology // ResearchGate: [сайт]. — URL: https://www.researchgate.net/publication/322611677_Motor_and_sensory_alalia_Diagnostic_difficulties (дата обращения: 02.05.2020).
  3. Programming, regulation and control functions in children with specific language impairment and sensorimotor alalia // on-line database of scientific papers: [сайт]. — URL: https://sgemsocial.org/ssgemlib/spip.php?article6887&lang=en (дата обращения: 04.06.2020).
  4. International Classification of Diseases 11th Revision: [сайт]. — URL: https://icd.who.int/en (дата обращения: 18.06.2020).
  5. Journal of special education and rehabilitation — 2005; 3–4: 89–97; Sarah Newman. Jessica Kingsley Publishers-London and New York: Small step forward, 2000: Электронный журнал. — URL: https://www.researchgate.net/publication/41162876_DESCRIPTION_OF_CHILD_WITH_ALALIA (дата обращения: 27.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): алалия, педагогический оптимизм, респондент, иностранный язык, опрос, расстройство речи, нарушение речи, SMA, Россия, правильный ответ.


Ключевые слова

иностранный язык, опрос, алалия, отношение к людям с ОВЗ, педагогический оптимизм

Похожие статьи

Проблема отграничения речевых нарушений от сходных состояний

Речевое нарушение — отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной

Клинико-педагогическая классификация нарушения речи.

алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга

Алалия. Основные направления и содержание...

Нарушения речи отрицательно влияют на всё психическое развитие ребенка и отражаются на его деятельности и поведении.

Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по

Алалия— медико-психолого-педагогическая проблема.

Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей

ребенок, моторная алалия, сенсорная алалия, развитие речи, речевое развитие, алалия, нарушение, речевая

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых...

Основные направления коррекционно-ориентированной работы по...

Обучение иностранному языку дошкольников с нарушениями речи вместе с подготовкой к школьному обучению тесно связаны с коррекционно-педагогической работой, реализующей основной принцип специальной педагогики — принцип коррекционной направленности.

Методические материалы к курсу «Дифференциальная...»

речевые нарушения при эпилепсии. Дислексия, дисграфия, обусловленные нарушениями произносительной стороны речи.

ребенок, моторная алалия, сенсорная алалия, развитие речи, речевое развитие, алалия, нарушение, речевая деятельность, речь, головной мозг.

Коррекция сигнификативных нарушений семантической системы...

Термин «алалия» — переводится как отсутствие речи и часто встречается в литературе, посвященной

Алалия — системное недоразвитие речи, в котором нарушены речевые компоненты, а именно

Исходя из этого, алалия интерпретируется как нарушение языка.

Общее недоразвитие речи. Речевые нарушения.

Отмечая существование клинической классификации речевых нарушений наряду с педагогической, С. С. Ляпидевский указывает на то

Иного подхода к пониманию недоразвития речи придерживается Р. Е. Левина. Изучая проявления недоразвития речи у детей, автор...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей...

Алалия — наиболее ложное нарушение речи. Исследований, посвященный алалии, масса, однако она все-таки остается недостаточно

Проведенные с детьми, страдающими сенсорной алалией, физиологические исследования привели выводу о том, что сенсорная алалия...

Методические материалы к курсу «Дифференциальная...»

моторная алалия, умственная отсталость, нарушение, ребенок, психическое развитие, нарушение речи, расстройство, речевой аппарат, дошкольный возраст, дифференциальная диагностика. Методические материалы к курсу «Дифференциальная...»

Похожие статьи

Проблема отграничения речевых нарушений от сходных состояний

Речевое нарушение — отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной

Клинико-педагогическая классификация нарушения речи.

алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга

Алалия. Основные направления и содержание...

Нарушения речи отрицательно влияют на всё психическое развитие ребенка и отражаются на его деятельности и поведении.

Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по

Алалия— медико-психолого-педагогическая проблема.

Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей

ребенок, моторная алалия, сенсорная алалия, развитие речи, речевое развитие, алалия, нарушение, речевая

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых...

Основные направления коррекционно-ориентированной работы по...

Обучение иностранному языку дошкольников с нарушениями речи вместе с подготовкой к школьному обучению тесно связаны с коррекционно-педагогической работой, реализующей основной принцип специальной педагогики — принцип коррекционной направленности.

Методические материалы к курсу «Дифференциальная...»

речевые нарушения при эпилепсии. Дислексия, дисграфия, обусловленные нарушениями произносительной стороны речи.

ребенок, моторная алалия, сенсорная алалия, развитие речи, речевое развитие, алалия, нарушение, речевая деятельность, речь, головной мозг.

Коррекция сигнификативных нарушений семантической системы...

Термин «алалия» — переводится как отсутствие речи и часто встречается в литературе, посвященной

Алалия — системное недоразвитие речи, в котором нарушены речевые компоненты, а именно

Исходя из этого, алалия интерпретируется как нарушение языка.

Общее недоразвитие речи. Речевые нарушения.

Отмечая существование клинической классификации речевых нарушений наряду с педагогической, С. С. Ляпидевский указывает на то

Иного подхода к пониманию недоразвития речи придерживается Р. Е. Левина. Изучая проявления недоразвития речи у детей, автор...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей...

Алалия — наиболее ложное нарушение речи. Исследований, посвященный алалии, масса, однако она все-таки остается недостаточно

Проведенные с детьми, страдающими сенсорной алалией, физиологические исследования привели выводу о том, что сенсорная алалия...

Методические материалы к курсу «Дифференциальная...»

моторная алалия, умственная отсталость, нарушение, ребенок, психическое развитие, нарушение речи, расстройство, речевой аппарат, дошкольный возраст, дифференциальная диагностика. Методические материалы к курсу «Дифференциальная...»

Задать вопрос