Развитие глобальных компетенций через использование интерактивных методов и приемов на уроках иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 06.12.2022

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Тимохова, О. Л. Развитие глобальных компетенций через использование интерактивных методов и приемов на уроках иностранного языка / О. Л. Тимохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 448-450. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97176/ (дата обращения: 02.05.2024).



Ключевые слова: взаимодействие, обучение общению, обсуждение, коммуникативная ситуация, точка зрения, мыслительная деятельность.

Интерактивные методы и приемы обучения представляют собой такую организацию учебного процесса, при которой приобретение знаний учащимися происходит не через простую трансляцию знаний от учителя к ученику, а через совместную деятельность учащихся над освоением учебного материала, обмен знаниями, идеями, решение общих, но значимых для каждого участника задач. Направлены на использование ситуаций, проблемных вопросов и других заданий, позволяющих применять принцип дифференциации обучения. Использование на уроках методов интерактивного обучения позволяет всецело завладеть вниманием учащихся, поддерживать оживленное общение и интерес к изучаемой теме, вовлечь в процесс обучения всех учеников, расширить информационную базу урока, повысить уровень доступности учебной информации, увеличить степень индивидуального подхода к учащимся, тем самым повысить эффективность формирования коммуникативных УУД, что в современной школе актуально в рамках реализации ФГОС.

Глобальные компетенции представляют инновационное направление и рассматриваются как проявление функциональной грамотности и как важнейшая цель обучения. Глобально компетентный человек способен понимать культурные нормы, интерактивные стили и может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. Он стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и общаться с ними. Однако наблюдения показывают, что выпускники школ, в основном, владеют определенным запасом учебных знаний, но не всегда могут высказать своё мнение и отстоять его. Таким образом, можно говорить о недостаточно сформированной культуре общения школьников. Делая вывод из вышеизложенного, мы понимаем, что целью, к которой следует стремиться на уроках, является создание условий для формирования прежде всего коммуникативной компетенции учащихся, а исходя из собственной образовательной практики, мы можем сказать, что обучение общению не требует ни дополнительного языкового материала, ни дополнительного времени. Поставленная цель может быть достигнута за счет изменения характера мотивации учебной деятельности для учащихся и перестройки ее структуры. Вместо распространенных на уроках пересказов, ответов на вопросы, изменения заданного готового текста учащимся предлагаются другие виды деятельности.

Опыт работы в данном направлении представлен в ходе подготовки к обобщающему уроку «Конкурс подростков лицея № 89». Этот обобщающий урок проводился в 7 классах по первому разделу учебника Биболетовой М. З. «Enjoy English» и проходил в форме конкурсной программы в музее нашего лицея в течение 1,5 ч. Этому уроку предшествовала большая подготовительная работа, которая осуществлялась в каждом классе по следующей методике. В соответствии с тематическим планированием на изучение данного модуля отводилось 27 часов. Он был разбит на 3 блока. Первый блок включал в себя три подраздела: участие в викторинах и конкурсах, описание людей и себя, изменения в себе. На первых уроках учащиеся познакомились с условиями конкурса и провели опрос мнений, задачей которого являлось опросить как можно больше присутствующих с тем, чтобы выяснить их отношение к конкурсному движению. Для этого школьники свободно перемещались по классу, выбирали ученика, которому адресовали свои вопросы, фиксировали ответы в записной книжке, а затем выбирали другого ученика. После семантизации лексических единиц мы использовали интерактивные приемы для их закрепления в речи. Так, для непроизвольного запоминания прилагательных учащимся предлагалось проранжировать качества личности в зависимости от их ценности и выработать свою позицию. Данный прием позволил выявить различия в точках зрения учащихся, проанализировать и в дальнейшем провести их обсуждение. Прием «Составление рассказа» стимулировал учащихся к составлению связного высказывания, активизировал употребление не только отдельных структур и выражений, над которыми велась работа в данный момент, но и большого количества материала, усвоенного при изучении других тем. Учащиеся выполняли индивидуальное задание: составить рассказ о себе по начальным фразам предложений. Для создания подлинно коммуникативной ситуации на уроке мы обратились к приёму «Интервью». Учащиеся выявляли личностные качества, присущие их респондентам. Применялась работа в парах, а затем в группах. Каждый из интервьюеров должен был составить и представить рассказ о своём респонденте. Домашнее задание носило творческий характер: составить опросник для проведения интервью. Работа по первому блоку завершилась творческим заданием — подготовить сочинение (записать ответы на вопросы в форме рассказа о себе: использовать 5 прилагательных для описания качеств личности, написать о тех качествах, которые ты хотел бы в себе развивать). В конкурсе сочинений, который проходил на 9-ом уроке, принимали участие все учащиеся класса. После обсуждения и голосования было выбрано лучшее сочинение, его автор должен был подготовить свое выступление на обобщающий урок.

Второй блок включал 4 подраздела: твое будущее, информация о конкурсах, числительные и даты, выдающиеся люди. При изучении темы «Твое будущее» формой урока была выбрана дискуссионная игра. Каждый получал две копии таблицы, которые нужно было заполнить. Первую — положительными прогнозами возможного развития будущего планеты, вторую — негативными. После этого обсуждение проводилось в группах, где ребята делились своими страхами и ожиданиями. Работая над содержанием этой темы, мы считали важным использовать воспитательные возможности изучаемого материала и активизировать мыслительную деятельность учащихся. При выполнении задания «Цели в жизни» школьникам, например, предлагалось рассказать не только о своей будущей профессии, но и о том, чего они хотят достичь в профессиональной деятельности через 5 лет, 30 лет. Это задание использовалось в течение 5 уроков с изменением тематики общения. На итоговом занятии (урок № 18) по данному блоку проходил конкурс диалогов. При выставлении отметок учитывалось: творчество учащихся, актерские способности, умение вести беседу (начать беседу, поддержать ее, использовать реплики согласия/несогласия, задавать уточняющие вопросы, завершить беседу). Лучший из диалогов, по мнению учащихся, в соответствии с условиями конкурса, представлялся на обобщающий урок по данному разделу. В ходе подготовки к обобщающему уроку внимание школьников акцентировалось на их готовность к ответу на любой вопрос присутствующих.

Третий блок составили 4 подраздела: праздники и народные приметы англоговорящих стран и России, истории изобретений средств коммуникации, телефон, компьютеры. Учащиеся выполняли следующие творческие задания: подготовить рекламный проспект об Интернет-провайдерах, провести опрос родителей и выяснить их отношение к компьютерам и Интернету. Для того чтобы учащиеся могли овладеть необходимыми в общении коммуникативными умениями, проводилась учебная дискуссия: «Интернет. За и против». Ребята учились вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, уважать различные мнения, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную необходимыми аргументами.

В нашем лицее на протяжении многих лет существует клуб интернациональной дружбы. Школьники ведут переписку как со своими сверстниками, так и с зарубежными педагогами, например, Кэтлин Агнью из американского города Биг Тимбер (штат Монтана), которая приезжала в наш лицей в 2013 г. Очень важно, чтобы ребята не только узнавали об их жизни, знакомились с иноязычной культурой, но и изучали историю и культуру своего края, родного города. Поэтому на обобщающий урок по данному блоку было представлено задание — защита проекта «Создание видеоролика о Кузбассе» для зарубежных сверстников. Тему видеоролика каждый класс определял сам. Учащиеся 7 «А» класса решили создать экспозицию о музее «Красная Горка» — самого молодого музея, на территории которого началось развитие угольного дела в Кузбассе. Ребята 7«Б» класса выбрали историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница», договорились сделать таблоид и представить доклад. Группа 7 «В» класса пришла к решению подготовить презентацию о нашем лицее № 89 и городе Кемерово. Подготовка проекта занимала два месяца. Предварительно ученикам было рассказано, что такое проектная деятельность, какие приемы работы используются при её выполнении, определялись критерии оценки проекта. На подготовительном этапе в каждой группе обсуждалась тема, отбирался материал по данной теме, распределялись поручения. В зависимости от интеллектуального и творческого потенциала выбирались фотографы, корреспонденты, журналисты и писатели. Члены подгрупп составляли свой план работы над проектом. Каждый учащийся выбирал, какой посильный вклад он сможет внести в разработку проекта. По мере необходимости ребята консультировались с учителями истории, руководителем школьного музея, классными руководителями, учителями информатики и иностранного языка. Консультации включали как сбор информации, отбор фактического материала для проекта, так и техническое оформление (создание слайдов, музыкального сопровождения), перевод этого материала на английский язык. В течение двух месяцев мы консультировали школьников, направляли их деятельность, а также осуществляли контроль по созданию проекта.

Таким образом проведенная подготовительная работа позволила не только провести обучающий конкурс, но также способствовала созданию условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): обобщающий урок, учащийся, класс, блок, коммуникативная компетенция учащихся, коммуникативная ситуация, Кузбасс, создание условий, условие конкурса, ходя подготовки.


Похожие статьи

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

Для развития коммуникативной компетенции в учебном процессе должно фиксироваться

Организовывая работу в группах необходимо соблюдение нескольких условий.

Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава.

‒ формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках...

...коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Коммуникативная компетентность учащихся складывается из многих составляющих, и её

Результат такой работы — активная жизненная позиция учащихся класса, стремление...

Раскрываются пути развития коммуникативной компетенции в условиях занятий.

Формирование коммуникативной компетенции на уроках...

 В современных условиях модернизации и инновационного развития России, создания

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.

Одним из способов научить этому является создание речевых ситуаций.Речевая ситуация...

Развитие коммуникативной компетенции в условиях...

Таблица 1. Уровень развития коммуникативных способностей учащихся.

Для учащихся 7 класса разработан УМК «Текстология». В учебно-методический комплекс

На уроках проверки знаний учащихся, практикумах, уроках подготовки к ЕНТ используются электронные тесты.

Творчество, самостоятельность показывают ребята, работая над созданием проектов.

Проектирование коммуникативных событий на уроках математики

В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики.

Уроки- коммуникативные события: уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т. д

Предлагается некоторые игровые приемы по теме «Круг» для учащихся 6 класса.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на...

...применять, то есть создавать свое высказывание, использовать изученный материал в новых условиях.

На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка...

Я предлагаю урок русского языка в 1 классе, на котором я использовала разные виды учебных...

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках...

В школе созданы благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих

Коммуникативная направленность этих уроков и занятий активизирует формирование

Проблема коммуникативного развития учащихся раскрывается также в дидактических

Коммуникативная культура есть средство создания внутреннего мира личности, богатства его...

Формирование коммуникативной компетенции младших...

Текст является основой для создания речевой среды, которая развивает на уроках русского языка.

Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции в 3 классе были

Коммуникативная компетенция характеризует знания, умения и навыки учащихся в связи с...

Исследования, отражающие основные подходы к коммуникативной цели обучения.

Формирование коммуникативной компетенции школьников...

Для этого необходимо создавать на каждом уроке и во внеурочной деятельности условия речевого общения.

Формирование коммуникативной компетенции происходит на уроке при помощи методов и

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на...

Похожие статьи

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

Для развития коммуникативной компетенции в учебном процессе должно фиксироваться

Организовывая работу в группах необходимо соблюдение нескольких условий.

Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава.

‒ формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках...

...коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Коммуникативная компетентность учащихся складывается из многих составляющих, и её

Результат такой работы — активная жизненная позиция учащихся класса, стремление...

Раскрываются пути развития коммуникативной компетенции в условиях занятий.

Формирование коммуникативной компетенции на уроках...

 В современных условиях модернизации и инновационного развития России, создания

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.

Одним из способов научить этому является создание речевых ситуаций.Речевая ситуация...

Развитие коммуникативной компетенции в условиях...

Таблица 1. Уровень развития коммуникативных способностей учащихся.

Для учащихся 7 класса разработан УМК «Текстология». В учебно-методический комплекс

На уроках проверки знаний учащихся, практикумах, уроках подготовки к ЕНТ используются электронные тесты.

Творчество, самостоятельность показывают ребята, работая над созданием проектов.

Проектирование коммуникативных событий на уроках математики

В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики.

Уроки- коммуникативные события: уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т. д

Предлагается некоторые игровые приемы по теме «Круг» для учащихся 6 класса.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на...

...применять, то есть создавать свое высказывание, использовать изученный материал в новых условиях.

На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка...

Я предлагаю урок русского языка в 1 классе, на котором я использовала разные виды учебных...

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках...

В школе созданы благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих

Коммуникативная направленность этих уроков и занятий активизирует формирование

Проблема коммуникативного развития учащихся раскрывается также в дидактических

Коммуникативная культура есть средство создания внутреннего мира личности, богатства его...

Формирование коммуникативной компетенции младших...

Текст является основой для создания речевой среды, которая развивает на уроках русского языка.

Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции в 3 классе были

Коммуникативная компетенция характеризует знания, умения и навыки учащихся в связи с...

Исследования, отражающие основные подходы к коммуникативной цели обучения.

Формирование коммуникативной компетенции школьников...

Для этого необходимо создавать на каждом уроке и во внеурочной деятельности условия речевого общения.

Формирование коммуникативной компетенции происходит на уроке при помощи методов и

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на...

Задать вопрос