Развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников в урочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 06.10.2017

Статья просмотрена: 329 раз

Библиографическое описание:

Евфимовская А. В. Развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников в урочной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 168-170. — URL https://moluch.ru/archive/174/45830/ (дата обращения: 24.04.2019).



Формирование коммуникативных умений — это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Всё, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности».

Выдвижение на первый план развития личности, а также её отдельных качеств, в том числе коммуникативных умений, находят отражение в государственных документах.

В «Концепции модернизации российского образования», в Образовательной программе школы и ряде других нормативных документов одна из задач начального образования определяется как «подготовка обучающихся с развитыми коммуникативными умениями. От уровня коммуникативных умений личности во многом зависит успешность её взаимодействия с партнёрами по общению и самореализация в современном обществе.

Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что возникает необходимость решения важной педагогической проблемы — развитие коммуникативных универсальных действий.

Для развития коммуникативной компетенции в учебном процессе должно фиксироваться необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Для определения степени сформированности коммуникативной компетенции у школьников необходимо сформулировать ее критерии. Критериями коммуникативной компетенции являются:

  1. письменная коммуникация — умение обучающегося изложить тему, имеющую сложную структуру, в соответствии с нормами жанра, соблюсти правила оформления текса и вспомогательной графики и представить информацию в форме и на носителе, адекватных цели коммуникации.
  2. устная коммуникация — умение обучающегося самостоятельно подготовить план выступления с соблюдением норм публичной речи и регламента; использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, подготовленные наглядные материалы.
  3. продуктивная коммуникация — умение работать в группе, готовность к взаимопомощи, овладение культурой поведения и умением контролировать свои эмоции.

Рассмотрим наиболее эффективные методы развития коммуникативной компетенции.

Умение слушать — одно из самых сложных коммуникативных умений. Замеры учебного времени показали, что слушание занимает до 40 % в деятельности школьников, однако количество не переходит в качество: ученики иногда не воспринимают до 75 % устной информации, излагаемой на уроках. Умению слушать школьников надо учить.

Слушание сопутствует человеку с самых первых лет его жизни. Именно благодаря слушанию ребенок, подражая взрослым, осваивает и механизмы порождения речи. Без слушания невозможно общение в повседневной жизни, невозможно усвоение информации, как в школе, так и за ее пределами. Как показали исследования, специальное обучение слушанию благотворно влияет на развитие речевого слуха, речевой памяти, на формирование устной речи, в частности, ее выразительности, на усвоение норм произношения и правописания.

Слушание — процесс внутренний, он не всегда управляется учениками.

Слушание представляет собой активный мыслительный процесс, направленный на восприятие, узнавание и понимание речевых сообщений. Естественно, что смысловое восприятие речи зависит от того, насколько понятно, ясно высказывается учитель, от темпа, громкости, от того, какими приемами усвоения информации на слух владеют ученики и т. д.

На мой взгляд, важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия (коммуникации). Использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации данной задачи. В 1 и во 2 классах я использую работу впарах. Парную работу я рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников.

Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.

Такая работа формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

Ввожу в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организовывая работу в группах необходимо соблюдение нескольких условий.

  1. Группа получает четко и конкретно сформулированную задачу с вполне предсказуемым результатом.
  2. Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.
  3. Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т. д.

В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга.

Обязательный структурный компонент уроков в начальной школе — игра. Разновидностью учебной игры являются ролевые игры. Одним из главных элементов такой игровой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала. Ребенок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнером. Чтобы подготовить детей к участию в ролевых играх, предлагаю им различные творческие задания. Начало игры — это создание воображаемой ситуации. Игра может проходить в форме диалогов реальных лиц, диалогов животных и растений, диалогов неодушевленных предметов. Ролевая игра способствует не только развитию у детей способностей к коммуникации, но и грамотной речи.

Метод «каждый учит каждого» может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга — это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться.

Формирование культуры диалогического взаимодействия является также одной из важнейших моих целей в организации дискуссии. В данной работе всегда помним о цели дискуссии: найти истину, решение, выход. Для проведения дискуссии важно правильно подобрать вопросы. Это должны быть проблемные задачи, не имеющие образца решения, предполагающие множество гипотез и вариантов. Организуя дискуссию, учитель действует следующим образом: задает вопрос, вызывает ученика, желающего высказаться, выслушав ответ, не оценивает его, а спрашивает детей: «Кто согласен?" Выслушивается следующий ученик, и снова учитель, не комментируя ответ, организует обсуждение высказанных мыслей, по возможности заостряя противоречия между ними. Чтобы дискуссия была результативной, учитель следит за логикой рассуждений учеников, а также пресекает посторонние споры. Он старается втянуть в обсуждение всех учеников, добиваясь их непосредственной реакции (при помощи жестов или значков) на каждое высказывание ученика или самого учителя.

После такой работы учитель вместе с детьми анализирует: как прошло обсуждение, что помогло в достижении результата, что мешало. Постепенно формулируются правила, к которым учащиеся обращаются каждый раз при организации дискуссии. В ходе последующих дискуссий эти правила могут дополняться новыми.

Правила общего обсуждения:

‒ не говорить всем сразу;

‒ всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

‒ реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);

‒ возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Саша, ты не сказал, что:"

Одним из наиболее эффективных методов развития коммуникативной компетенции школьников является метод проектов.

Применение метода проектов способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:

‒ принятие самостоятельных решений;

‒ умение ставить задачи и задавать вопросы;

‒ поиск нестандартных, оригинальных решений;

‒ способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

‒ раскрытие индивидуального потенциала.

Из вышеизложенного следует, что использование рассмотренных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать коммуникативные навыки младшего школьника.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.
  2. Зимнякова И. Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников //Наука и образование: новое время. 2015. — № 1 (6)
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, друг друга, ученик, умение, современное общество, организация дискуссии, начальная школа, учебный процесс, метод проектов, эффективный метод развития.


Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития... | Молодой ученый

формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков научно-исследовательской работы. Использование метода проектов в начальной школе — это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей...

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

– требованием повышения качества подготовки выпускников школ к самостоятельной жизни в современном социуме

Основными педагогическими условиями эффективного формирования коммуникативных умений учащихся младших классов в процессе...

Использование современных педагогических методов...

В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.

Групповые технологии как средство формирования ключевых...

Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Цель технологии группового обучения — создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и...

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных...

Это — интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным

Уроки литературного чтения в начальной школе дают почти все возможности для развития коммуникативных навыков как устной, так и письменной речи.

Проект как метод реализации коммуникативного подхода...

Метод проектов является средством активизации мыслительной деятельности учащихся, обеспечивает повышение учебной

Ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, и тем самым активно включается в процесс коммуникативной деятельности.

Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции...

дебаты, учащийся, урок, совместная деятельность, современное общество, учебный процесс, дискуссия, обучающийся, умение.

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Умение вести диалог, правильно подбирая вопросы, способствует развитию умения учащихся учиться друг у друга, уважать и ценить идеи и

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии.

Обучение в сотрудничестве как основа развития иноязычной...

Одним из эффективных способов развития коммуникативной компетенции в современных образовательных реалиях может стать технологизация учебного процесса.

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития... | Молодой ученый

формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков научно-исследовательской работы. Использование метода проектов в начальной школе — это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей...

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

– требованием повышения качества подготовки выпускников школ к самостоятельной жизни в современном социуме

Основными педагогическими условиями эффективного формирования коммуникативных умений учащихся младших классов в процессе...

Использование современных педагогических методов...

В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.

Групповые технологии как средство формирования ключевых...

Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Цель технологии группового обучения — создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и...

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных...

Это — интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным

Уроки литературного чтения в начальной школе дают почти все возможности для развития коммуникативных навыков как устной, так и письменной речи.

Проект как метод реализации коммуникативного подхода...

Метод проектов является средством активизации мыслительной деятельности учащихся, обеспечивает повышение учебной

Ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, и тем самым активно включается в процесс коммуникативной деятельности.

Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции...

дебаты, учащийся, урок, совместная деятельность, современное общество, учебный процесс, дискуссия, обучающийся, умение.

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Умение вести диалог, правильно подбирая вопросы, способствует развитию умения учащихся учиться друг у друга, уважать и ценить идеи и

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии.

Обучение в сотрудничестве как основа развития иноязычной...

Одним из эффективных способов развития коммуникативной компетенции в современных образовательных реалиях может стать технологизация учебного процесса.

Задать вопрос