Влияние интерактивных форм работы на развитие коммуникативных навыков учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Канжигитова А. М. Влияние интерактивных форм работы на развитие коммуникативных навыков учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №26.1. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/archive/130/36288/ (дата обращения: 14.12.2018).



Скажи мне, и я забуду, покажи мне, может быть, и я запомню. Вовлеки меня, и это станет моим навеки.

(китайская пословица)

Динамичность происходящих в современном мире перемен обусловила необходимость переосмысления, основополагающих принципов функционирования мировых систем образования. В условиях стремительных нововведений приоритетным вопросом в сфере образования, и для школ в целом, является вопрос: «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку?». Этим вопросом интересуются все учителя, и я также задаю себе такие вопросы «Как заинтересовать своим предметом учеников и как создать ситуацию успеха для своих учеников?» Исследователи утверждают, что, в коллаборативной среде ученики взаимодействуют активнее, мобилизуя весь потенциал. [1] Поэтому, независимо от предмета, ученики, работающие в небольших группах, как правило, дольше сохраняют полученные в результате знания. Немаловажную роль для развития речи учащихся играет создание языковой ситуации, например, ролевые игры, групповые формы работы, способствующие коллективному взаимодействию. Работая в группах, каждый ученик может аргументировать свою точку зрения, доказывать, обосновывать полученные информации посредством языка, который играет важную роль в обучении. Учащиеся данного возраста могут сосредоточиться на совершенствовании навыков говорения, у них развита метасознательная способность. Флавелл и его коллеги утверждали, что способность к метасознанию изменяется по мере взросления, и ученики старшего школьного возраста обучаются более успешно, поскольку ими уже усвоено большое количество метакогнитивной информации. [2] Умение использовать языковые средства в различных ситуациях общения приводит к установлению успешного взаимодействия, оцениванию, анализу ситуации. Благодаря таким подходам формируется всесторонняя развитая личность. Правильно и грамотно организованное речевое общение способствует развитию коммуникативных навыков. Учителю вместе с учениками важно создать благоприятную доверительную атмосферу. Необходимым условием является создание на уроке коммуникативной среды, где каждый ученик почувствует себя активным участником урока, и чтобы решить эти задачи, нужно применять интерактивные методы обучения. Слово «интерактив» означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивное обучение-это обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации, когда образовательный процесс происходит в групповой совместной деятельности. Использование интерактивных форм работы на уроках направлено на развитие коммуникативных навыков учащихся. Для реализации этой задачи очень полезным является применение на уроках групповые, парные работы, соревнования между группами, ролевые игры, работа с аутентичными видео- и аудиоматериалами, Интернет- ресурсы, дебаты, круглые столы, исследовательские проекты. В интерактивной форме общения диалог является способом взаимоотношений. Результаты научных исследований доказывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Именно в групповой работе, в диалоге явно выражаются важнейшие проявления человеческих отношений, такие как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, сотворчество, толерантное отношение друг другу. [3] Развитие коммуникативных навыков посредством интерактивных форм работы является одним из приоритетных аспектов в контексте нашей школы, так как английский язык занимает лидирующую позицию, каждый год учащиеся занимают призовые места на олимпиадах различного масштаба.

Интерактивное обучение удобнее начать с работы в парах. Пара — идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

Устная работа

Игру «Интервью-знакомство» провожу на одном из первых уроков в в среднем звене, 5–7 классах. Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.

Провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу). Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения. Эту работу можно назвать «Хочу спросить». Она полезна при проверке сложного домашнего задания. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры.

Письменные работы

«Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял…». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял…». Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний.

Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4–5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений. Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет «карточку-зачет для соседа». Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные задания выполняются письменно.

Ребята часто получают на дом задания творческого характера (написать сочинение, сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку). Как правило, кроме учителей, их редко кто читает, хотя работы часто получаются интересными. Чтобы с творческой работой познакомились и другие учащиеся, можно дать «грамматическое задание для соседа». Например, дома ребята составляют рассказ с использованием существительных, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и обозначают род существительных, то есть выполняют грамматическое задание. Затем наиболее интересные, на взгляд ребят, работы зачитываются вслух, а уже потом проверяются учителем.

В начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений. В течение первых пяти минут урока можно провести взаимодиктант (по следам сделанных в тетради ошибок). Необходимо заметить, что работать в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки-зачеты, с большим желанием и интересом работают с карточками на уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае — оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

С 5 класса можно начинать работу в группах. Если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшим составом (3–4 человека). Также в 5–7 классах можно проводить игры-соревнования, основанные на групповой деятельности. Вот некоторые из них. «Кто больше?» («Кто быстрее?..). Например, кто больше подберет слов на определенную тему. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах. Рассказ правила по цепочке. Условие — соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст самый логичный и правильный ответ. Аукцион вопросов по теме (каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы. Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками-конференциями, уроками-практикумами. Разделив ребят на группы, предлагаю им, в зависимости от учебной ситуации, выступить в роли редакторов, корректоров, оформителей стенгазет, составителей рекламы, экскурсоводов и другие. Такая работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах. [4]

Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. Но главное — не злоупотреблять групповой работой, необходимо дозировано использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и с фронтальной работой.

В диалогическом обучении можно применять различные техники постановки вопросов для разносторонней поддержки обучения учеников, например побуждение, апробирование, переориентация. Умение вести диалог, правильно подбирая вопросы, способствует развитию умения учащихся учиться друг у друга, уважать и ценить идеи и мысли своих сверстников, влияет на развитие ответственного отношения к своему ответу, анализировать и интерпретировать ответы других учеников, развивает интерес и любознательность учащихся при обсуждении определенной проблемы. Диалог и групповая работа являются основными формами интерактивного метода обучения иностранному языку. Самостоятельное добывание информации заметно пополняет словарный запас, расширяет кругозор детей. Задания, предоставленные на уроке, отличаются от традиционных. Никому не секрет, что если излишне опекать детей, делать за них всю работу, не давать им самостоятельно добывать знания, то они никогда не научатся тому, как учиться. Если кто-то из учащихся держится в стороне, то необходимо предусмотреть виды задания, чтобы его вовлечь в учебный процесс. Применяя вышеуказанные методы, можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, и можно заметить, как повышается их мотивация говорения, охватываются все цели обучения английскому языку, включающие все компоненты как практические, образовательные, воспитательные и развивающие. Учащиеся, приобретая опыт речевого взаимодействия, имеют возможность перейти к более сложным аспектам коммуникативного и дискуссионного общения, поскольку в современном мире важную роль играет умение дискутировать, сотрудничать и совместно находить пути решения поставленных задач. Интерактивные формы работы обеспечивают вовлеченность всех учащихся в учебный процесс, и они стараются добиться поставленной цели, сотрудничая друг с другом. При таких формах работы ученики чувствуют себя комфортно, они учатся слушать и слышать друг друга. Сотрудничая в группе, каждый ученик имеет возможность демонстрировать свои сильные стороны и научиться тому, что он пока не знает. При сотрудничестве, ученики оказывают взаимоподдержку, успешно поправляют высказывания собеседников. Чтобы групповое коммуникативное сотрудничество было эффективным, необходимо целенаправленно обучать учащихся технологии общения, при этом строго придерживаясь основных принципов интерактивного обучения. [5]

Описывая все преимущества, хотелось бы также подчеркнуть недостатки. Интерактивные формы на уроке включают разные виды работы, которые требуют четкого распределения времени. Поэтому, предварительно следует систематизировать эту работу, научить учащихся регламентировать отведенное время для подготовки и презентации заданий. В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно работать сплоченно. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы.

Литература:

  1. Руководство для учителя. Издание третье
  2. Диалог и развития мышления. Социокультурный подход. Mercer,N. and Littleton.K.(2007)
  3. Васильева Ф.И, Лихошерст Н. В. Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам? Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2006.
  4. Коротаева Е. В. Психодидактика интерактивного обучения. //Русский язык в школе// 2008, № 8.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, урок, работа, учитель, учащийся, сосед, интерактивная форма работы, друг друга, групповая работа, английский язык.


Похожие статьи

Возможности расширения диалогического обучения на уроках...

Организация интерактивных форм работы на уроках английского языка: психолого-педагогические условия.

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной школы на уроках русского и английского языка (из опыта работы).

Использование форм интерактива в процессе обучения...

Организация интерактивных форм работы на уроках английского языка: психолого-педагогические условия. Использование активных форм обучения в предметной и внеурочной деятельности.

Использование интерактивного подхода к обучению говорению...

Ученики сотрудничают друг с другом. В интерактивном подходе роль учителя меняется. Учитель выступает организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной и творческой деятельности учащихся.

Использование интерактивной модели обучения на уроках...

- работа в малых группах; - обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры, имитации); - творческие задания

2) Диалогичность общения педагога и учащихся, которая требует от них умения слушать и слышать друг друга, предполагает внимательное...

Социальные сети как интерактивная форма обучения...

Правильная организация самостоятельной работы учащихся преподавателем является залогом успешного процесса изучения английского языка.

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как...

учащийся, урок, учитель, группа, английский язык, конец урока, проведение, ученик, процесс обучения, активный метод обучения.

Организация групповой деятельности на уроке иностранного...

В целях достижения наибольшей речевой активности учащихся следует чаще использовать групповые формы работы на уроке, которые осознаются в отечественной методике (Е. И. Пассов)...

Использование интерактивного метода обучения на уроках...

учащийся, учитель, ученик, работа, группа, интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, групповая работа, активное обучение, друг друга.

Организация интерактивных форм работы на уроках...

Библиографическое описание: Знаменская Т. А., Оболенская Е. В. Организация интерактивных форм работы на уроках английского языка

6. Савинова Н.Б. Интерактивная коммуникация в обучении иностранным языкам и формировании учителя нового типа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Возможности расширения диалогического обучения на уроках...

Организация интерактивных форм работы на уроках английского языка: психолого-педагогические условия.

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной школы на уроках русского и английского языка (из опыта работы).

Использование форм интерактива в процессе обучения...

Организация интерактивных форм работы на уроках английского языка: психолого-педагогические условия. Использование активных форм обучения в предметной и внеурочной деятельности.

Использование интерактивного подхода к обучению говорению...

Ученики сотрудничают друг с другом. В интерактивном подходе роль учителя меняется. Учитель выступает организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной и творческой деятельности учащихся.

Использование интерактивной модели обучения на уроках...

- работа в малых группах; - обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры, имитации); - творческие задания

2) Диалогичность общения педагога и учащихся, которая требует от них умения слушать и слышать друг друга, предполагает внимательное...

Социальные сети как интерактивная форма обучения...

Правильная организация самостоятельной работы учащихся преподавателем является залогом успешного процесса изучения английского языка.

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как...

учащийся, урок, учитель, группа, английский язык, конец урока, проведение, ученик, процесс обучения, активный метод обучения.

Организация групповой деятельности на уроке иностранного...

В целях достижения наибольшей речевой активности учащихся следует чаще использовать групповые формы работы на уроке, которые осознаются в отечественной методике (Е. И. Пассов)...

Использование интерактивного метода обучения на уроках...

учащийся, учитель, ученик, работа, группа, интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, групповая работа, активное обучение, друг друга.

Организация интерактивных форм работы на уроках...

Библиографическое описание: Знаменская Т. А., Оболенская Е. В. Организация интерактивных форм работы на уроках английского языка

6. Савинова Н.Б. Интерактивная коммуникация в обучении иностранным языкам и формировании учителя нового типа.

Задать вопрос