Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.11.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Кушнир, О. Ю. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом / О. Ю. Кушнир. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 491-494. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75273/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье раскрывается формирование коммуникативной компетентности младшего школьника при работе с текстом.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, младшие школьники, русский язык, умения, урок.

Развитие коммуникативной компетенции играет огромную роль в современном мире развития науки и техники. Целью введенного Федерального Государственного образовательного стандарта — воспитать компетентного выпускника, то есть создать условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию. Здесь задействовано и сохранение здоровья, и развитие интеллекта, и эмоционально-чувственная сфера, и социально-личностная адаптация. [1]

Дети сегодня — это люди нового поколения и образца, нового информационного общества, отличительной чертой, которых является развитие творческого мышления. Воспитывать и развивать детей необходимо уже с начальной ступени образования. Так как именно младший школьный возраст — это возраст позитивных изменений. Насколько легко школьник преодолеет трудности подросткового периода, зависит только от личностных преобразований на данном этапе взросления.

Процесс образования выстроен таким образом, что приоритетным является не сумма накопленных знаний, а становление личности ребенка и изменения происходящие с ней. На данный момент, как общество, так и государство в целом, стремиться к человеку, наделенному такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетенции, самостоятельности в принятии решений, независимости суждений, относящемуся с уважением к мнению других людей. Все вышеперечисленное предъявляет новые требования к подготовке подрастающего поколения, которое должно по своему образовательному и культурному уровню соответствовать духу времени. Нам как педагогам, необходимо выявить и развить у обучающихся: доброжелательность, умение слышать, высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию, то есть должны быть сформированы коммуникативные компетенции.

При работе в школе столкнулись с такой проблемой, когда обучающиеся не умеют чётко выражать свои мысли, разговор недостаточно значимый и не выразительный. Некоторые боятся вступать в разговор, не могут правильно задать вопрос, и тем более обосновать его, отстоять свое мнение. Другие же — не умеют слушать собеседника. Причиной такого поведения детей является неспособность использовать огромные возможности информационных и коммуникационных технологий. Довольно большую часть времени обучающиеся проводят в сети Интернет, которая открывает большие возможности, но ограничивает реальное общение.

Потребность в общении обеспечивает высокую мотивацию и ценностное отношение младших школьников к коммуникативной деятельности. Отсутствие навыков общения влечёт за собой множество конфликтов как в семье, в коллективе, так и при совместной деятельности. Поэтому, мы включаем в начальной школе работу, для развития формирования коммуникативной компетенции у обучающихся.

Впервые понятие «компетенция» появилось в 60-е годы XX века, благодаря теории Н. Хомского. Анализ литературных источников показал, что исследованиями, посвященным проблемам коммуникативной компетенции, занимались как отечественные, так и зарубежные деятели, однако, единства определения сущности так и не выявили, каждый ученый трактует определение по-своему. [2]

В своих учениях Виноградов С. И. [3] отмечал, что «уровень коммуникативной компетентности способен повышаться, и это можно рассматривать как повышение уровня коммуникативной культуры. Это явление должно рассматриваться в качестве основной задачи в процессе преподавания культуры речи в учебных заведениях». При этом устремляет особое внимание на повышение уровня коммуникативных знаний, умений и навыков.

Коммуникативная компетенция — считается основной, так как именно она является стержнем, заложенным в основу всех других компетенций. То есть коммуникативная компетенция должна постоянно формироваться и развиваться в тесной связи с образовательными и информационными навыками. Конечный результат в письменной и устной речи, является развитие коммуникативных навыков, которые рассматриваются не только как цель, но и как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст.

Работа с текстом — эффективный способ работы, который позволяет учащимся развивать своё творчество, пополнять свой словарный запас, улучшать качество речи.

Текст является основой для создания речевой среды, которая развивает на уроках русского языка. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, таких как участие учащихся в духовном богатстве и красоте родного языка, развитие внимательного и вдумчивого отношения к слову.

Научные идеи Л. П. Федоренко [4] посвящены изучению роли речевой среды и способов ее формирования на уроках русского языка, именно ей принадлежит мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды. Продолжение работы по данному направлению мы находим у профессора А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой (профессора кафедры методики преподавания русского языка МГПУ). [5]

На достижение этой цели направлены следующие задачи:

1) изучение сущности понятия «коммуникативная компетенция»;

2) проведение диагностики среди обучающихся на выявление уровня сформированности ключевых компетенций;

3) осуществление отбора технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно в процессе работы с текстом на уроках «Русского языка» и «Литературного чтения»;

4) разработать систему коммуникативно-ориентированных и творческих заданий работы с текстом.

Приводимые в действие задачи исследования, поставленные перед нами, было раскрыто содержание понятия коммуникативная компетенция, которая состоит в овладении навыков взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению. Были выяснены особенности формирования коммуникативной компетенции среди учащихся начальной школы. Получены данные заключаются в том, что групповая работа является традиционным и высокоэффективным инструментом в создании коммуникативной компетенции на протяжении всего школьного обучения, включая начальную школу.

Для формирования коммуникативной компетенции мы выделили следующие характеристики:

  1. Для развития коммуникативной компетенции очень важны интересные способы работы, такие как создание располагающей атмосферы, организация взаимной проверки заданий, взаимные задания в группе, создание проблемы, а также обсуждение участниками способов своих действий.
  2. Создание благоприятной общей атмосферы в ученическом классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности в том, чтобы дети высказывали свою точку зрения. Необходима проявление толерантности к иному мнению. Решающая роль в этом вопросе принадлежит учителю, который должен быть образцом, не авторитарного стиля поведения, и иметь достаточную общую коммуникативную культуру. Учитель даёт речевые шаблоны и помогает в дискуссиях, в проведении обсуждений, приведении аргументов.
  3. Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она строится по типу совместно-раздельной деятельности с динамикой ролей. Кроме того, важными формами организации совместной образовательной деятельности, обобщения и взаимодействия детей, может быть совместная продуктивная деятельность и межвозрастное взаимодействие.

Анализируя учебники В. П. Канакина и В. Г. Горецкого «Русский язык» видим, что коммуникативная компетенция формируется только благодаря правильно подобранным педагогическим условиям. [7] Такие условия помогают обучающимся сотрудничать (умение слушать и понимать партнёра, планировать и совместно выполнять, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками).

Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции в 3 классе были применены следующие методики:

  1. Методика «Рукавички» (Г.А Цукерман) [8]
  2. Методика «Ваза с яблоками» (Ж.Пиаже, Флейвел)
  3. Методика «Совместная сортировка» (Г. В. Бурменская)
  4. Методика «Дорога к дому» (2007)

Результаты показали, что дети в третьем классе имеют определенно сформированные коммуникативные способности и умения, высокий уровень имеют приблизительно 1/3 класса (30–35 %), средний уровень сформирован у 40 % учащихся и низкий уровень имеет 25 %, что говорит о недоработках, сложностях и затруднениях, которые не дают в полной мере раскрыться обучающимся.

В ходе эксперимента были разработаны уроки с акцентом на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников, применяя различные способы работы с текстом.

Это и творческие работы, лингвистический анализ текста, мини сочинения, работа над составлением планов, диктанты с изменением текста (свободные, творческие, диктант с продолжением).

Для развития речи предложена работа над предложениями. В задание входило: «вставьте недостающие слова», «Расставьте знаки препинания», «Определи главную мысль прочитанного», «Из предложенного набора слов составить предложения по тематике», работа с деформированным текстом, то есть слова были разбросаны в хаотичном порядке ребенок переставляя слова должен был составить правильно предложение чтобы получился связной текст.

Основная задача, лежащая в основе работы учителя, — сформировать способности детей свободно выражать свои мысли, овладеть грамотной письменной и устной речью, полно, логично, не боясь показать их индивидуальность.

На уроках при изучении тем мы использовали такой метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, как беседа. В беседе раскрывается учебный материал, и все это постепенно увязывается с личным опытом ребенка. В данном процессе учащиеся воспроизводили необходимые знания и связывали их с сообщаемым учебным материалом. Например, беседа «Хранить, как зеницу ока», «Что имеем — не храним, потерявши — плачем», то есть приведенный пример можно рассмотреть в виде суда над грубостью и лживостью.

Проводили уроки «Почемучка» с использованием вопросно-ответной формы. Эффективными для развития коммуникативных способностей стали следующие виды вопросов:

Творческие вопросы. Как изменился бы мир, если бы исчезли насекомые? Что бы ты делал, если бы прилетел на Луну?

Оценочные вопросы . Почему лучше быть умным? Почему знание языков ценится высоко?

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему листья на деревьях осенью меняют цвет? Почему осенью идет дождь, а зимой идет снег?

Таким образом, вопросы и ответы на них, действительно выполняют, роль механизма формирования коммуникативных способностей учащихся. В них бьется живая мысль, рождаются чувства и отношения.

Для повышения уровня развития коммуникативной компетенции нами были применены сюжетно-ролевые игры. Сюжеты ролевых игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения. Учащимся предлагались жизненные, реальные ситуации. Такие как: беседа двух сверстников, пациент обращается к врачу за консультацией, в театре перед спектаклем, я принимаю гостей, общение в библиотеке и другие. Разбившись на несколько групп, участники игры инсценируют заданную ситуацию так, как считают нужным по теме. После каждой постановки велась дискуссия, выявлялись ошибки, в каждом случае проговаривались правила общения.

Использовали метод проектов, чтобы развить умения презентовать себя. Пример проекта, проводимого нами на уроке русского языка: «Рассказ о слове».

По окончании эксперимента проведенного нами, заключавшегося в апробации комплекса заданий для организации формирования коммуникативной компетенции младших школьников, был проведен контрольный этап, который показал увеличение уровня сформированности коммуникативной компетенции. Это даёт нам полагать, что проделанная нами работа — была эффективна, имеет положительный результат.

Таким образом, можем сделать вывод, что систематическая работа с текстом позволила мне достичь неплохих результатов:

− у большинства моих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

− более эффективно осуществляется развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач;

− совершенствуется речевое развитие, что позволяет учащимся добиваться успехов в учёбе, в различных конкурсах и олимпиадах.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 URL: https://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 17.04.2020г.)
  2. Хомский, Н. Синтаксические структуры. В кН.:Новое в зарубежной лингвистике, вып.5. — М. — 1962г.
  3. Виноградов, С. И. Культура русской речи: учебник для вузов / Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 1998. — 549 с
  4. Федоренко, Л.П. «Анализ методики и практики методики обучения русскому языку», Курск, 1994г.
  5. Дейкина, А.Д., Пахнова Т. М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. — М., 2006.
  6. Канакина, В. П. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 частях. Ч.1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2013. — 159 с.
  7. Канакина, В. П. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 частях. Ч.2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2013. — 159 с.
  8. Цукерман, Г. А. Проверь своих учеников //Начальная школа. — 1993. — № 1 — С.44–49
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, русский язык, коммуникативная компетентность, начальная школа, работа, речевая среда, текст, умение, урок, высокий уровень.


Задать вопрос