Формирование коммуникативной компетенции школьников посредством использования проблемно-диалогической технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 18.12.2020

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Белеванцева, О. Н. Формирование коммуникативной компетенции школьников посредством использования проблемно-диалогической технологии / О. Н. Белеванцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 355-357. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76772/ (дата обращения: 16.04.2024).



Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основные направления развития современной методики преподавания русского языка и литературы на всем образовательного пространства Российской Федерации, основное внимание уделяя формированию различных компетенций. Словарь по образованию и педагогике определяет компетенцию как «совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы» [3].

А. В. Хуторской отмечает, что «компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у ученика формируются те или иные составляющие «взрослых» компетенций, и чтобы ему не готовится лишь к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения» [4].

Ключевых (метапредметных) компетенций много, но все они складываются из четырех компетенций: информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной. К их формированию мы приходим от предметных, через общепредметные. Предметные компетенции по русскому языку и литературе следующие: языковая, лингвистическая, культуроведческая, эстетическая, социально-личностная, коммуникативная, филологическая. Коммуникативная компетентность, выделяемая и среди ключевых, и среди предметных компетенций в качестве одной из главных, базовых, в ФГОС второго поколения определяется как умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входят способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.) [1]. Урок литературы, основу содержания которого (как учебного предмета) представляет собой чтение и текстуальное изучение художественных произведения, даёт неограниченные возможности для развития коммуникативных способностей, готовности обучающихся к успешному, позитивному общению. Для этого необходимо создавать на каждом уроке и во внеурочной деятельности условия речевого общения.

Как отмечает учитель-практик Большакова Н. Ю., «уроки, построенные по принципу «обучать общению, общаясь” позволяют изучение предмета превратить в деятельность, взаимодействие и учителя с учеником, и учеников между собой» [5].

Одной из образовательных технологий, направленных на развитие коммуникативной компетенции, а также предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке, является проблемный диалог [3]. Проблемно-диалогический урок — это урок открытия новых знаний, он имеет следующую структуру:

  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
  2. Выдвижение версий.
  3. Актуализация имеющихся знаний.
  4. Составление плана решения проблемы.
  5. Поиск решения проблемы — открытие нового знания.
  6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Посмотрим, как происходит формирование коммуникативной компетенции на разных этапах урока открытия новых знаний с использованием методов технологии проблемного диалога. Тема урока: «Проза Л. Н. Андреева. Повесть «Иуда Искариот». Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя» (Литература. 11 класс. 1 из 2 уроков цикла).

Этап 1 (Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками) начинается с метода Подводящий к теме диалог .

Слово учителя: Евангелие. Что вам известно об этой книге? Составьте кластер (коллективная работа) или синквейн.

Слово учителя : А. С. Пушкин называл книги Священного писания «ключом живой воды», говоря: «Вот единственная книга в мире, в ней все есть».

Почему великий писатель так отзывался о книгах Священного писания?

Возможный ответ: в Библии содержится богатейший нравственный опыт человечества, складывавшийся веками и тысячелетиями.

Слово учителя: Я не случайно спросила вас о Евангелие. Выскажите предположение, как эта книга связана с нашим уроком?

Возможные ответ : на уроке мы будем изучать библейскую притчу; на уроке мы будем анализировать художественное произведение и сравнивать его с Библией.

Учитель пошагово приводит ученика к формулировке темы. Как видно из диалога учителя и ученика, развитие коммуникативной компетенции происходит посредством использования метода подводящего к теме диалога, представляющего собой систему посильных ученику вопросов и заданий.

На этапе актуализации знаний, который можно рассматривать как диалог «ученик — текст», происходит работа с текстом, используется прием «инсерт». С помощью подводящего без проблемы диалога ученик формирует и высказывает новое знание: Андрееву свойственна склонность к изображению темных, стихийных начал в человеке, это идейная доминанта его произведений.

На этапе открытия новых знаний ученице было предложено провести анализ повести по вопросам с последующим обсуждением, которое служит формированию интерпретационной и коммуникативной компетенций. В слабом классе я использовала побуждающий к гипотезам диалог , подталкивая ученицу к постижению идеи произведения:

– Верите ли вы в любовь Иуды к Христу?

– Как относится Иисус к Иуде?

– В чем суть спора Иуды и Христа?

– В чем обвиняет Иуда Апостолов, прав ли он?

– Чего хочет добиться Иуда, отдавая Христа первосвященникам?

– Чего ждет Иуда, следуя за Христом до самой голгофы?

– Почему возвращает 30 серебреников?

– В чем Иуда обвиняет Апостолов? Прав ли он?

– Кто виноват в смерти Исуса Христа? Кто его предал?

– Верно ли считать, что Андреев в своей повести оправдывает предательство?

Затем учащейся было предложено ознакомиться с распечатанным фрагментом Евангелия от Матфея, что позволило ей укрепиться в собственном мнении. На данном этапе открытия новых знаний формируется коммуникативно-культурологическая компетенция через реализацию предметных УУД.

На этапе выражения решения проблемы учащаяся делает самостоятельно вывод : Андреев последовательно воспроизводит евангельскую фабулу, почти ничего не меняя и не добавляя. Разница — в мотивировке событий и поступков. Библейский сюжет служит основанием для написания собственного оригинального произведения.

Формирование коммуникативной компетенции происходит на уроке при помощи методов и приемов проблемно-диалогической технологии. Данная технология универсальна, позволяя достигать хороших результатов по формированию коммуникативной компетенции на любом материале и любой образовательной ступени, в том числе в классах с ЗПР и УО.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  1. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е. Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. — М.: Баласс, 2008. — Вып. 8. — С. 5–55
  2. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. –Москва: Высшая школа, 2004.
  3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2002. — 488 с.
  4. Большакова Н. Ю. «Пути формирования ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2015/08/25/puti-formirovaniya-klyuchevyh-kompetentsiy-na
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, ученик, компетенция, слово учителя, урок, коммуникативная компетентность, проблемная ситуация, проблемный диалог, русский язык, Священное писание.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции на уроках...

В данной статье рассматриваются способы формирования коммуникативной компетенции у школьников на уроках русского языка в условиях реализации системно-деятельностного подхода. Для успешной адаптации в школе и дальнейшей жизни ребенок уже в начальной...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

Основное назначение русского языка как учебного предмета на современном этапе находит воплощение в коммуникативной цели обучения, предполагающей овладение русским...

Использование проблемно-диалогической технологии как...

Проблемно-диалогическое обучение русскому языку способствует росту самостоятельной и осознанной работы. Школьники сами добывают новые знания, у них формируются способности, отражающие развитие коммуникативной компетенции: способность к самообразованию...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция. Термин «коммуникативная компетенция» широко употребляется в методике в качестве показателя уровня владения языком. Данный термин был введен в научный обиход американским...

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция. Компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения. Формирование информационно-коммуникационной...

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции...

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

Из вышеизложенного следует, что коммуникативная компетенция учащихся формируется в процессе обучения и в значительной степени определяется тем, насколько...

Формирование коммуникативных универсальных учебных...

коммуникативная компетенция, коммуникативная компетентность, речевая деятельность, способность, языковая компетенция, умение, компетенция, коммуникативный акт, язык, ситуация общения. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на...

Формирование коммуникативных компетенций у младших...

Майданкина, И. В. Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения / И. В. Майданкина.

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку. русский язык, учащийся, творческий пересказ, упражнение, III, урок, лексика, развитие навыков, главный герой, готовый диалог.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции на уроках...

В данной статье рассматриваются способы формирования коммуникативной компетенции у школьников на уроках русского языка в условиях реализации системно-деятельностного подхода. Для успешной адаптации в школе и дальнейшей жизни ребенок уже в начальной...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

Основное назначение русского языка как учебного предмета на современном этапе находит воплощение в коммуникативной цели обучения, предполагающей овладение русским...

Использование проблемно-диалогической технологии как...

Проблемно-диалогическое обучение русскому языку способствует росту самостоятельной и осознанной работы. Школьники сами добывают новые знания, у них формируются способности, отражающие развитие коммуникативной компетенции: способность к самообразованию...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция. Термин «коммуникативная компетенция» широко употребляется в методике в качестве показателя уровня владения языком. Данный термин был введен в научный обиход американским...

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция. Компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения. Формирование информационно-коммуникационной...

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции...

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

Из вышеизложенного следует, что коммуникативная компетенция учащихся формируется в процессе обучения и в значительной степени определяется тем, насколько...

Формирование коммуникативных универсальных учебных...

коммуникативная компетенция, коммуникативная компетентность, речевая деятельность, способность, языковая компетенция, умение, компетенция, коммуникативный акт, язык, ситуация общения. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на...

Формирование коммуникативных компетенций у младших...

Майданкина, И. В. Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения / И. В. Майданкина.

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку. русский язык, учащийся, творческий пересказ, упражнение, III, урок, лексика, развитие навыков, главный герой, готовый диалог.

Задать вопрос