Проблема буллинга в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 01.12.2022

Статья просмотрена: 4886 раз

Библиографическое описание:

Шарина, К. А. Проблема буллинга в современной школе / К. А. Шарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 518-520. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97025/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты эмпирического исследования уровня тревожности, агрессивности и занимаемой позиции подростков в образовательном учреждении. На основе полученных данных описаны наиболее типичные психологические портреты жертв и агрессоров, а также приводится пошаговая инструкция для профилактики деструктивного поведения обучающихся, возможную для применения педагогами-психологами в образовательных организациях.

Ключевые слова: буллинг, агрессивность, тревожность, жертва, модель поведения.

По данным зарубежных и отечественных исследований, около 10 % детей каждый день сталкиваются с травлей, 55 % обучающихся время от времени подвергаются издевательствам со стороны сверстников. Быть вовлеченным в школьную травлю можно с разных позиций: жертвы, обидчика или наблюдателя. Каждая из этих ролей имеет свои причины и последствия. Очевидно, что факт участия в травле оказывает сильнейшее воздействие на личность, вызывает бурный эмоциональный отклик, будь то чувство страза, бессилия или стыда за содеянное. Даже уже во взрослой жизни многие участники школьной травли чувствуют разрушительное влияние пережитых событий.

Буллинг — длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества относительно другого индивида. Психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как «сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек» [1, с.1].

На сегодняшний день «буллинг» является модным понятием, взятым из англоязычных источников. Однако, существует слово «травля», которое достаточно точно описывает исследуемое в данной статье явление, однокоренное со словом «отравлять», что заставляет задуматься о том, к чему это может привести. Травля буквально способна испортить ребенку детство и его школьные годы. Она способна изменить представление человека о себе, о других и об отношениях между людьми. Нужно помнить, что опыт травли вовсе не безобиден и может иметь серьезные последствия, такие как: неуспеваемость в учебе, сложность сосредоточиться из-за постоянного стресса; постоянные пропуски занятий, потому что мысль о походе в школу вызывает страх и отвращение, что способствует развитию психосоматических заболеваний; нестабильная самооценка, зависящая от отношения к ребенку окружающих сегодня; тревожные и депрессивные расстройства, склонность к суицидальному поведению; сложности с общением, потому что базовые потребности в безопасности и доверии были подорваны.

Хотя, проблема буллинга признается важной и актуальной, в отечественной науке ее разработкой начали заниматься только в начале 2000-х гг., через 100 лет после первой публикации по данной проблеме. Тема буллинга в образовательной среде представлена работами Е. Н. Ожиевой (2001), С. Ю. Чижовой (2005), И. С. Кона (2006), Е. В. Гребенкина (2006), И. А. Фурманова (2007), О. Л. Глазмана (2009), В. Р. Петросянца (2011), А. А. Бочавер (2013), В. С. Собкина (2014), К. С. Шалагиновой (2014), Е. С. Илларионовой (2014), С. Е. Кривцовой (2016) и других, которые ставят акцент в своих исследованиях на феномене школьной травли. [3]

Буллинг состоит из трех основных активных точек, объединяющихся в схему: агрессор — жертва — наблюдатель. Все пазлы этой цепочки неразрывно связаны, и наблюдатель здесь не является неактивным субъектом. Самим актом позволения подобного отношения он поощряет травлю.

Ситуация буллинга возможна при наличии определенных индивидуально-личностных особенностей. На базе школы № 49 была проведена диагностика адаптации с использованием следующих методик: шкала школьной тревожности Филлипса, уровень агрессивности Басса-Дарки и социометрия. В исследовании приняли участие 87 обучающихся в возрасте от 11 до 17 лет. [6]

Стоит предупредить, что, располагая результатами диагностики, мы осознаем, что жертвами или буллерами может стать любой, достаточно сложно составить их точный портрет и найти причины, побудившие к подобному. Но тем не менее, можно выделить общие специфические черты каждого из субъектов травли.

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что буллеров (обидчиков) характеризует высокая агрессивность, как физическая, что проявляется в основном у мальчиков, так и вербальная, отмечается положительное отношение к любому виду агрессивного паттерна, т. е. яркое выражение различных форм агрессии для подростков является нормой и они не хотят это менять. Тревожность агрессоров находится на низком или среднем уровне. По результатам социометрии можно сказать, что они обычно состоят в микро-группах со своими сверстниками, которые либо их поддерживают в травле, либо наблюдают. Подростки с агрессивной моделью поведения оказываются в группе «пренебрегаемых», потому что есть выборы со стороны друзей и отвержения со стороны девочек класса.

Отмечается, что агрессивное поведение присуще больше мужскому полу, нежели женскому. Особенно, если мы говорим о физической агрессии. Это подтверждают результаты социометрии, девочки отвергают мальчиков буллеров.

Некоторые ученые, например Бандура (Bandura, 1973), большую агрессивность мужчин по сравнению с женщинами обусловливают разными социально одобряемыми моделями поведения. Однако следует учитывать и тот факт, что агрессивность связана с мужским половым гормоном — тестостероном, что указывает и на генетические корни большей агрессивности мужчин (Woody R., 1981; Чуприков А. П., Цупрык Б. М., 2000). [5, с.44]

Жертвы школьной травли отличаются высокой тревожностью, в особенности переживают социальный стресс и испытывают страх самовыражения, а отсюда фрустрацию в достижении успеха. Они склонны испытывать чувство вины, потому что считают себя не такими, как одноклассники, а также проявляют негативизм как пассивную реакцию в ответ на буллинг. Редко, но отвечают физической агрессией своим обидчикам в ситуациях безысходности, когда включаются физиологические механизмы защиты. Их социометрическим статусом является статус «отверженный» или «пренебрегаемый».

В ситуации буллинга виктимными чаще всего оказываются подростки, которые не могут выразить протест обидчикам, с низкой успеваемостью, дети с нарушением веса и хроническими заболеваниями, особенно влияющими на внешность.

В качестве мер профилактики можно предложить шаги, сформулированные Людмилой Петрановской в методическом пособии «Травли.net». Они исходят из позиции гуманизма и направлены на проработку внутренних убеждений обучающих, но их также тяжелее применить как детям, так и педагогам.

Первое, с чего не обходимо начать, это присвоить проблему, т. е. взрослым необходимо признать проблему буллинга и включиться в работу. Второе, назвать явление, это не просто шалость, а травля и дать однозначную оценку подобному поведению. Третье, обсуждать травлю как проблему группы, а не отдельных её участников. Четвертое, активировать моральное чувство и сформулировать выбор, т. е. позволить оценить вклад в буллинг каждому участнику коллектива. Пятое, сформулировать правила жизни в группе и заключить контракт, желательно, всё оформить и повесить на видное место. Шестое, поддерживать позитивные отношения в классе с применением драм и арттерапии, а также наглядных игр, показывающих динамику изменений отношений. Например, сделать «счетчик травли», куда каждый может вписывать акты насилия, которые заметил. Последнее: гармонизировать иерархию, в классе, где каждый может себя проявить, жесткие границы социометрического статуса станут гибкими. [4]

Таким образом, в статье была рассмотрена специфика феномена буллинг, описаны возможные его последствия, представлены индивидуально-личностные особенности субъектов травли и предложены возможные профилактические меры, способные пресечь развивающуюся в коллективе травлю и снизить риск её повторного возникновения.

Литература:

  1. Бердышев И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев, Е. Куценко // Первое сентября, 2005. № 18. С. 3.
  2. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. СПб.: Питер, 2001. С. 240–274.
  3. Илларионова Е. С. Проблема буллинга в подростковом возрасте // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2013/178/2003 (дата обращения: 20.10.2017).
  4. Петрановская Л. В. Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов. — М., 2018–22 с.
  5. Ильин Е. П. И46 Психология агрессивного поведения. — СПб.: Питер, 2014. — 368 с.
  6. Памфилова С. А., Голоюс Е. А. Практикум по психолого-педагогической диагностике (часть 2): учебное пособие — Пенза: Копи-Ризо, — 2020. — 188 с.
Основные термины (генерируются автоматически): травля, школьная травля, жертва, результат социометрии, физическая агрессия.


Похожие статьи

Профилактика буллинга в образовательной среде

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы профилактики буллинга в образовательной среде. Рассматриваются основные причины буллинга, формы и роли. Обосновывается необходимость психолого-педагогической коррекционной программ...

Преподавание элективного курса в образовательном учреждении как одно из педагогических условий профилактики вербальной агрессии подростков

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков, говорится о значимости элективного курса в профилактике вербальной агрессии подростков, приводятся особенности разработки элективного «Роль речевого этикета в жизни человека».

Модель формирования ответственности у детей группы риска

В статье представлен краткий обзор теоретической литературы по вопросам сущности термина «ответственность» как морально-этической категории. В статье рассмотрена и проанализирована характеристика подростков группы риска. В работе представлена модель ...

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков

В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу мето...

Самооценка подростков с выраженной агрессивностью (на примере применения проективной методики «Рука Вагнера»)

В данном исследовании проводится анализ данных, полученных при обследовании подростков с помощью методики диагностики самооценки (опросник Г. Н. Казанцевой) и проективного теста для исследования агрессивности личности «Рука Вагнера (Hand test)». Изна...

Сущность понятия и характеристика понятия ассертивности у педагогических работников с разными этническими стереотипами

В статье исследуется связь между уровнем ассертивности у педагогических работников и проявлениями этнических стереотипов в контексте межэтнических отношений в школе. Использовалась методика, включающая тест ассертивности и опросник для выявления этни...

Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным н...

Неагрессивные черты характера личности как проблема профессиональной подготовки

В статье рассматривается девиантное поведение как актуальная проблема современности, отдельно акцентируется внимание на девиантности среди детского возраста, указываются последствия отклоняющегося поведения. Подчёркивается важность неагрессивных черт...

Похожие статьи

Профилактика буллинга в образовательной среде

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы профилактики буллинга в образовательной среде. Рассматриваются основные причины буллинга, формы и роли. Обосновывается необходимость психолого-педагогической коррекционной программ...

Преподавание элективного курса в образовательном учреждении как одно из педагогических условий профилактики вербальной агрессии подростков

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков, говорится о значимости элективного курса в профилактике вербальной агрессии подростков, приводятся особенности разработки элективного «Роль речевого этикета в жизни человека».

Модель формирования ответственности у детей группы риска

В статье представлен краткий обзор теоретической литературы по вопросам сущности термина «ответственность» как морально-этической категории. В статье рассмотрена и проанализирована характеристика подростков группы риска. В работе представлена модель ...

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков

В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу мето...

Самооценка подростков с выраженной агрессивностью (на примере применения проективной методики «Рука Вагнера»)

В данном исследовании проводится анализ данных, полученных при обследовании подростков с помощью методики диагностики самооценки (опросник Г. Н. Казанцевой) и проективного теста для исследования агрессивности личности «Рука Вагнера (Hand test)». Изна...

Сущность понятия и характеристика понятия ассертивности у педагогических работников с разными этническими стереотипами

В статье исследуется связь между уровнем ассертивности у педагогических работников и проявлениями этнических стереотипов в контексте межэтнических отношений в школе. Использовалась методика, включающая тест ассертивности и опросник для выявления этни...

Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным н...

Неагрессивные черты характера личности как проблема профессиональной подготовки

В статье рассматривается девиантное поведение как актуальная проблема современности, отдельно акцентируется внимание на девиантности среди детского возраста, указываются последствия отклоняющегося поведения. Подчёркивается важность неагрессивных черт...

Задать вопрос