Ключевые слова: буллинг, личность старшеклассников, образование, поведение.
Проблема буллинга в современных российских школах является особенно актуальной, это непростая для обсуждения и исследования тема, так как практически каждый человек в своей жизни, так или иначе, сталкивался с ситуациями травли, или же, наоборот, с буллингом связаны переживания страха, вины, стыда и т. д., но эти переживания, как правило, мало обсуждаются.
Термин и феномен буллинга все чаще исследуется в социальной, педагогической и психологической науке. Основоположниками исследования буллинга являются финские ученые-психологи Д. Ольвеус, А. Пикас и П. Хайнеманн. Разработанная ими еще в начале ХХ века концепция буллинга основывается на его понимании в качестве притеснения, дискриминации и травли.
В. Бесага указывает, что буллинг обладает поведенческой природой. Подобную позицию разделяет целый ряд исследователей, в частности, Т. Хэлд, П. Смит и И. Уитни. С. В. Кривцова понимает под буллингом агрессию одних против других людей, происходящую в условиях неравенства сил жертвы и агрессора, с тенденцией к повторению агрессии. О. Глазман указывает, что буллинг не следует рассматривать в качестве формы насилия, поскольку он, в его понимании, выступает в качестве одного из вариантов стереотипа социального взаимодействия [4].
Итак, буллинг выступает сложным социально-психологическим явлением и специфической, основанной на нарушениях в социальных групповых или межличностных отношениях, социальной ситуацией, возникающей в группе или между индивидами. Это преднамеренное, систематически повторяющееся, агрессивное поведение, исходящее из проявления неравенства в физической силе, психологических особенностях или социальной власти.
Фактически в каждом классе есть ребенок, который является объектом насмешек, оскорблений или даже открытых издевательств. Крайней негативной реакцией жертвы в конечном итоге становится вымещение накопленного негативизма в открытой деструктивной форме, поэтому все чаще в информационных таблоидах появляются новости о нападении подростков на школы, появление их с оружиями в учебном заведении и причинении вреда жизни и здоровью своим одноклассникам, сверстникам и педагогам [2].
При этом стоит подчеркнуть, что в рамках школы может существовать две основные формы буллинга. Первая из них подразумевает физическое воздействие, которое проявляется в виде ударов, толчков или других форм телесных повреждений. Вместе с этим выделяется и психологическое воздействие, которое подразумевает нанесение постоянных оскорблений, угроз и запугивания, которое имеет сильное негативное воздействие на психику ребенка. Во втором случае неуверенность жертвы связана с постоянным распространением слухов, которое приводит к изоляции, оскорблениями, которые делают человека неуверенным, а также угроз. Зачастую подобные угрозы приводят к дальнейшему физическому воздействию или воздействию на вещи ребенка, подвергающегося буллингу. К примеру, могут воровать его вещи, портить или уничтожать их, а также препятствовать их эксплуатации. Еще одной вариацией буллинга выступает кибербуллинг, который подразумевает угнетение подростка посредством информационного воздействия через сеть интернет [5].
Специфическими особенностями школьного буллинга в старших классах выступают ассиметричность позиций участников (различия власти у агрессора и жертвы); преднамеренный характер ситуации буллинга (происходящая ситуация не является случайной, а вызвана осознанными действиями агрессора); виктимизация жертвы, снижение ее самооценки и униженность; наличие групповой динамики, поскольку в процессе буллинга участвуют агрессор, его сторонники, наблюдатели, жертва и пр.); многократность травли.
Ключевые причины буллинга:
1) Совокупность внешних причин, среди которых можно отметить воздействие атмосферы школы, взаимодействие педагогов между собой и с учениками, а также отношение руководства школы к фактам буллинга и агрессии между учениками.
2) Личностные причины. В эту категорию можно включать личностные амбиции, особенности подросткового возраста, в частности, агрессию и сильное желание получить статус «взрослого».
3) Семейные обстоятельства. К данной категории можно отнести крайне низкий социальный статус семьи или ее негативное экономическое положение, чрезмерные требования родителей к успеваемости ребенка, которые зачастую не соответствуют его способностям, полное равнодушие или чрезмерная опека ребенка [3].
Наиболее распространенными мотивами буллинга старшеклассников являются: зависть внешним физическим или умственным проявлениям, успехам сверстников; чувство неприязни; месть за причиненные обиды; с самоутверждение и стремления быть в центре внимания, уничтожить соперника посредством его нейтрализации, поразить и удивить, получить эмоциональную разрядку, запугать и унизить сверстника, непонравившегося агрессору по каким-либо субъективным причинам.
Ведущим типом деятельности для подростков является общение со сверстниками, помогающее им чувствовать себя полноценным и взрослым членом социума. Соответственно, степень успешности общения напрямую влияет на уровень статуса в подростковой группе, а основной причиной агрессии, конфликтов и буллинга, в первую очередь, выступают именно неблагоприятные отношения в подростковой группе.
На основе современных исследований можно выделить два типа личности буллеров — «чистый» и «буллер-жертва». Чистый буллер в любых ситуациях выступает агрессором, инициирующим и организующим травлю. Такие подростки не выступают жертвами ни в каких ситуациях и отличаются повышенным уровнем самооценки и самоуверенности. Буллеры-жертвы могут занимать различные позиции — как агрессора, так и жертвы. В отличие от чистых буллеров, данные подростки более одиноки, импульсивны и погружены в себя, также они отличаются склонностью к самоповреждениям [3].
К психологическим особенностям личности буллеров-жертв относятся: плохое поведение и постоянное конфликтное столкновение с окружающими, за счет чего данные старшеклассники чаще участвуют в буллинге, по сравнению с чистыми буллерами; сложные отношения с окружающими и, особенно, с родителями. Современный китайский исследователь У Пан доказал схожесть жертв буллинга и буллеров-жертв по показателям виктимности — такие подростки имеют низкий социометрический статус в группе и отвергаются ею.
Жертвой буллинга способен стать любой подросток, по какой-либо причине оказавшийся в невыгодной ситуации или слабой позиции по отношению к иным людям. Жертва выделяется на фоне агрессора и его последователей какими-либо качествами — особенностями внешности, материальным положением, социальным статусом, привычками, психологическими особенностями, успехами в учебе и внеучебной деятельности, и пр. [4].
Зарубежные исследователи выделяют такие личностные характеристики подростка-жертвы, как: слабость, тревожность, застенчивость, чувствительность; дети характеризуются как тихие; низкий уровень самоуважения, самооценки и интроверсии;высокая степень социальной самоизоляции, отсутствие друзей, какой-либо коммуникативной активности даже в социальных сетях, что в некоторых ситуациях выступает катализатором эмоциональной нестабильности, активной враждебности и даже психических отклонений.
Важное значение для профилактической работы по преодолению и разрешению негативных последствий буллинга имеет роль каждого участника, с которыми в индивидуальном и групповом порядке должна проводиться профилактическая работа. Значимость подобной работы, в свою очередь, обусловлена его травматичностью не только для жертв агрессоров, но и виктимизацией поведения наблюдателей буллинга и самих буллеров, возлагающих всю ответственность за травлю на жертву.
Литература:
- Бутенко В. Н. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» / В. Н. Бутенко, О. А. Сидоренко // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева — Красноярск, 2015. — С. 148.
- Волкова Е. Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под. ред. Е. Н. Волковой. — Санкт-Петербург: Питер, 2016. — 240 с.
- Гришина Т. Г. Социально-психологические факторы ролевого поведения подростков в ситуации буллинга: дисс. на соискание ученой степени канд. псих. наук / Т. Г. Гришина. — Мытищи, 2020. — 208 с.
- Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться / И. С. Кон // Семья и школа. — 2006. — № 11. — С. 15–18.
- Кривцова С. В. Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться? / С. В. Кривцова // Известия АСОУ. Научный ежегодник. — 2015. — Т.2. — № 3. — С. 52–59.