Средовые ресурсы саморазвития личности: прикладной аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 30.11.2022

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Гребешков, В. Е. Средовые ресурсы саморазвития личности: прикладной аспект / В. Е. Гребешков, И. Б. Шуванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 476-481. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97024/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье авторы определяют средовые ресурсы (вид деятельности, направление подготовки) саморазвития личности эмпирическим путем.

Ключевые слова: саморазвитие, средовые ресурсы, вид деятельности, направление подготовки .

В современной психологии личности остается актуальным вопрос относительно саморазвития [1] личности — тех внутренних и внешних ресурсов, которые способствуют поддержанию качества саморазвития [2] и общую готовность личности к постоянному позитивному изменению с целью улучшения качества жизни [3].

В исследовании поставили цель изучить средовые ресурсы, определяющие саморазвитие личности. Для осуществления определения средовых ресурсов саморазвития создали две группы испытуемых на основе результатов психодиагностики саморазвития с помощью методики «Оценка саморазвития (самообразования) В. И. Андреева»: экспериментальная группа с высоким уровнем саморазвития (30 человек) и контрольная группа с низким уровнем саморазвития (30 человек). Группы сравнили между собой по показателям средних значений саморазвития относительно двух средовых факторов: вид деятельности (учебная и профессиональная), направление подготовки (гуманитарное, инженерно-техническое).

Сравнили средние значения саморазвития, относительно средовых условий (вид деятельности, направление подготовки) для определения факторов, которые уже определяют наличие саморазвития и слабые факторы, которые являются ресурсами саморазвития личности, результаты сравнения представили на столбчатых гистограммах (Рисунки 3, 6, 9).

В экспериментальной группе испытуемые распределились следующим образом по основанию выделения средового ресурса вид деятельности (учебная/профессиональная). В экспериментальной группе с высоким уровнем саморазвития испытуемых, которые осуществляют профессиональную деятельность — 17 человек, что составило 56,7 %, испытуемых, осуществляющих учебную деятельность — 13 человек, что составляет 43,3 % результаты анализа выборки по средовому ресурсу — вид деятельности отобразили на рисунке (Рис. 1).

Количественное распределение испытуемых с высоким уровнем саморазвития соответственно средового ресурса — вид деятельности

Рис. 1. Количественное распределение испытуемых с высоким уровнем саморазвития соответственно средового ресурса — вид деятельности

В контрольной группе испытуемые распределились следующим образом по основанию выделения средового ресурса вид деятельности (учебная/профессиональная). В контрольной группе с низким уровнем саморазвития испытуемых, которые осуществляют профессиональную деятельность — 14 человек, что составило 46,7 %, испытуемых осуществляющих учебную деятельность — 16 человек, что составляет 53,3 % результаты анализа выборки по средовому ресурсу — вид деятельности отобразили на рисунке (Рис. 2).

Количественное распределение испытуемых с низким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — вид деятельности

Рис. 2. Количественное распределение испытуемых с низким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — вид деятельности

Далее в двух группах (экспериментальной, контрольной) осуществили сравнительный анализ средних значений показателя уровня саморазвития среди испытуемых выборки, осуществляющих профессиональную и учебную деятельность, результаты анализа отобразили на столбчатой диаграмме (Рис. 3).

Сравнение средних значений саморазвития испытуемых соотнесенно со средовым условием — ведущий вид деятельности: учебная и профессиональная

Рис. 3. Сравнение средних значений саморазвития испытуемых соотнесенно со средовым условием — ведущий вид деятельности: учебная и профессиональная

Среди испытуемых с высоким уровнем саморазвития личности, выполняющих профессиональную деятельность средние значения саморазвития составили — 50,98; средние значения саморазвития у испытуемых, выполняющих учебную деятельность, составили — 13,96. Можно сделать вывод, что в экспериментальной группе профессиональный вид деятельности является фактором саморазвития. Учебная деятельность является средовым ресурсом.

Среди испытуемых с низким уровнем саморазвития личности, выполняющих профессиональную деятельность средние значения саморазвития составили — 21,66; средние значения саморазвития у испытуемых, выполняющих учебную деятельность, составили — 19,62. Можно сделать вывод, что в контрольной группе профессиональный вид деятельности является фактором саморазвития. Учебная деятельность является средовым ресурсом.

В двух группах (экспериментальной и контрольной) распределение респондентов по следующему средовому ресурсу — направление подготовки (гуманитарное, инженерно-техническое) осуществилось следующим образом (Рис.4):

Количественное распределение испытуемых с высоким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — направление подготовки: гуманитарное и инженерно-техническое

Рис. 4. Количественное распределение испытуемых с высоким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — направление подготовки: гуманитарное и инженерно-техническое

— в группе с высоким уровнем саморазвития личности испытуемых с гуманитарным направлением — 20 человек, что составило 66,7 %; с инженерно-техническим направлением — 10 человек, что составило 33,3 %. Распределение испытуемых по основанию выделения средового ресурса — направление подготовки в группе с высоким уровнем саморазвития отобразили на рис. 4;

— в группе с низким уровнем саморазвития личности испытуемых с гуманитарным направлением — 10 человек, что составило 33,3 %; с инженерно-техническим направлением — 20 человек, что составило 66,7 %. Распределение испытуемых по основанию выделения средового ресурса — направление подготовки в группе с низким уровнем саморазвития отобразили на рис. 5.

Количественное распределение испытуемых с низким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — направление подготовки: гуманитарное и инженерно-техническое

Рис. 5. Количественное распределение испытуемых с низким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — направление подготовки: гуманитарное и инженерно-техническое

Далее сравнили средние показатели саморазвития личности относительно направлений подготовки в экспериментальной и контрольной группе. В экспериментальной группе средние значения саморазвития у испытуемых гуманитарного направления — 45,5; средние значения испытуемых инженерно-технического направления — 49,4. Фактором саморазвития в экспериментальной группе выступило инженерно-техническое направление обучения, а гуманитарное выступило ресурсом.

В контрольной группе средние значения саморазвития у испытуемых гуманитарного направления — 20; средние значения испытуемых инженерно-технического направления — 22,17. Фактором саморазвития в экспериментальной группе выступило инженерно-техническое направление обучения, а гуманитарное выступило ресурсом. Анализ средних значений относительно направлений подготовки отобразили на рис. 6.

Сравнение средних значений саморазвития испытуемых соотнесенно со средовым условием — направление подготовки: гуманитарное и инженерно-техническое

Рис. 6. Сравнение средних значений саморазвития испытуемых соотнесенно со средовым условием — направление подготовки: гуманитарное и инженерно-техническое

Распределение испытуемых в двух группа по основанию средового ресурса — семейное положение осуществилось следующим образом:

В группе с высоким уровнем саморазвития (экспериментальная группа) испытуемых, у которых есть семья — 17 человек, что составило 56,7 %; холостых испытуемых — 13 человек, что составило 43,3 %. Распределение отобразили на рисунке 7.

Количественное распределение испытуемых с высоким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — семейное положение: семейный, холостой

Рис. 7. Количественное распределение испытуемых с высоким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — семейное положение: семейный, холостой

В группе с низким уровнем саморазвития (контрольная группа) испытуемых, у которых есть семья — 14 человек, что составило 46,7 %; холостых испытуемых — 13 человек, что составило 53,3 %. Распределение отобразили на рис. 8.

Количественное распределение испытуемых с низким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — семейное положение: семейный, холостой

Рис. 8. Количественное распределение испытуемых с низким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — семейное положение: семейный, холостой

Далее сравнили средние значения саморазвития относительно средового ресурса — семейное положение (есть семья/холост).

В экспериментальной группе среди испытуемых, у которых есть семья, саморазвитие составило 49,85 (средние значения), у холостых испытуемых саморазвитие составило 46,8 (средние значения). Семейный статус испытуемых в экспериментальной группе выступил фактором саморазвития, а статус «холост» выступает ресурсом саморазвития (Рис. 9).

В контрольной группе среди испытуемых, у которых есть семья, саморазвитие составило 22,85 (средние значения), у холостых испытуемых саморазвитие составило 29,56 (средние значения). Семейный статус испытуемых в контрольной группе выступил фактором саморазвития, а статус «холост» выступает ресурсом саморазвития (Рис. 9).

Сравнение средних значений саморазвития испытуемых соотнесенно со средовым условием — семейный статус: семейный, холостой

Рис. 9. Сравнение средних значений саморазвития испытуемых соотнесенно со средовым условием — семейный статус: семейный, холостой

Осуществив анализ распределения испытуемых в экспериментальной (с высоким уровнем саморазвития) и контрольной (с низким уровнем саморазвития) группах по основаниям: 1) вид деятельности (учебная/профессиональная); 2) направление подготовки (гуманитарное/инженерно-техническое); 3) семейное положение (семейный/холостой), — установили, что ресурсами (как некоторые потенциальные возможности) саморазвития личности являются учебная деятельность, гуманитарное направление и отсутствие семьи. В исследовании достигли цель — изучить средовые ресурсы, определяющие саморазвитие личности.

Литература:

  1. Байлук, В. В. Профессиональная самореализация личности / В. В. Байлук // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сборник материалов и докладов Междунар. конф. (29–30 мая 2014 г. Екатеринбург). — Екатеринбург: 2014. — С. 45–56.
  2. Байлук, В. В. Роль самопознания в саморазвитии студентов / В. В. Байлук // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 4. — С. 20–35.
  3. Коростелева, Т. В. Личностные ресурсы в управлении качеством жизни молодежи: стратегии, инструменты, измерения / Т. В. Коростелева. — СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. — 149 с.
Основные термины (генерируются автоматически): направление подготовки, вид деятельности, экспериментальная группа, контрольная группа, значение саморазвития, ресурс, учебная деятельность, высокий уровень саморазвития, уровень саморазвития, количественное распределение испытуемых.


Ключевые слова

направление подготовки, саморазвитие, вид деятельности, средовые ресурсы

Похожие статьи

Выявление компонентов спортивно-оздоровительного...

...были разделены на две группы (контрольную и экспериментальную) по 15 испытуемых в каждой.

При этом высокого уровня не выявлено ни у одного испытуемого в каждой из групп.

Поровый уровень спортивно-оздоровительной подготовки экспериментальной и

При этом, повышенный уровень находится на одном уровне (и составляет 10 %).

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по...

...двух групп испытуемых, повысивших по процентной доле уровень адаптированности.

Полученное значение φэмп выше φкр, следовательно, эффект повышения уровня

Аналогичным образом подсчитываем значение φэмп. при переходе со второго на третий.

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная...

Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале...

Коррекция тревожности осуществляется в различных видах: в виде консультации или

Как видно из рисунка 1 в контрольной и экспериментальной группе средний уровень

Из рисунка 2 видно, что в двух группах у 45 % испытуемых высокий уровень личностной

Высокий уровень ситуативной тревожности в контрольной группе у 43 % испытуемых, в...

Методы оценки уровня готовности студентов вуза...

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, уровень готовности

Солидаризируясь с М.И. Колдиной, научно-исследовательскую деятельность студентов будем трактовать как «вид творческой, познавательной деятельности, направленной на

научно-исследовательской деятельности, определение путей саморазвития в научном...

Характеристика уровней подготовленности студентов...

В общем виде уровни проявления подготовленности студентов профессиональных

Следует заметить, что границы выделенных уровней непостоянны.

Степень подготовленности студентов к самостоятельной проектировочной деятельности

недопустимый уровень; 1,5–2,5 балла — допустимый уровень; 3–4 баллов — достаточный, 4,5–5 баллов — высокий уровень.

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

...физической культуры и спорта к реализации модели физического саморазвития учащихся» (1).

Такой подход активизирует процесс самопознания и управления своей деятельностью.

В контрольной группе ученики занимались по обычной школьной программе.

Рис. 9 Относительный темп прироста в контрольной и экспериментальной группах.

Практическое использование социоигровой деятельности при...

Ключевые слова: социоигровая деятельность, креативные ресурсы, показатели

Со студентами группы 1211 занятия проводились по традиционной форме обучения с

a, b, c, d, e — соответствующее число испытуемых; I — общий индекс удовлетворенности

социоигровой деятельности в экспериментальной и контрольной группах по степени их значимости.

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Категория «деятельность» получила широкое распространение в науке.

развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

В педагогической деятельности высшей школы сочетаются деятельность теоретическая и

Особенностью учебно-педагогической деятельности преподавателя его активное участие в...

Подготовка учащихся к выбору профессии и её оценка

Анализ результатов трудовой деятельности помогает определить уровень владения учащихся трудовыми умениями и навыками, которые

Высок интерес учащихся к учебной и трудовой деятельности.

Они активно участвуют в трудовой деятельности, проявляют трудовые навыки на уроках.

Однако интерес к учебной и трудовой деятельности ровный, неглубокий.

Похожие статьи

Выявление компонентов спортивно-оздоровительного...

...были разделены на две группы (контрольную и экспериментальную) по 15 испытуемых в каждой.

При этом высокого уровня не выявлено ни у одного испытуемого в каждой из групп.

Поровый уровень спортивно-оздоровительной подготовки экспериментальной и

При этом, повышенный уровень находится на одном уровне (и составляет 10 %).

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по...

...двух групп испытуемых, повысивших по процентной доле уровень адаптированности.

Полученное значение φэмп выше φкр, следовательно, эффект повышения уровня

Аналогичным образом подсчитываем значение φэмп. при переходе со второго на третий.

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная...

Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале...

Коррекция тревожности осуществляется в различных видах: в виде консультации или

Как видно из рисунка 1 в контрольной и экспериментальной группе средний уровень

Из рисунка 2 видно, что в двух группах у 45 % испытуемых высокий уровень личностной

Высокий уровень ситуативной тревожности в контрольной группе у 43 % испытуемых, в...

Методы оценки уровня готовности студентов вуза...

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, уровень готовности

Солидаризируясь с М.И. Колдиной, научно-исследовательскую деятельность студентов будем трактовать как «вид творческой, познавательной деятельности, направленной на

научно-исследовательской деятельности, определение путей саморазвития в научном...

Характеристика уровней подготовленности студентов...

В общем виде уровни проявления подготовленности студентов профессиональных

Следует заметить, что границы выделенных уровней непостоянны.

Степень подготовленности студентов к самостоятельной проектировочной деятельности

недопустимый уровень; 1,5–2,5 балла — допустимый уровень; 3–4 баллов — достаточный, 4,5–5 баллов — высокий уровень.

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

...физической культуры и спорта к реализации модели физического саморазвития учащихся» (1).

Такой подход активизирует процесс самопознания и управления своей деятельностью.

В контрольной группе ученики занимались по обычной школьной программе.

Рис. 9 Относительный темп прироста в контрольной и экспериментальной группах.

Практическое использование социоигровой деятельности при...

Ключевые слова: социоигровая деятельность, креативные ресурсы, показатели

Со студентами группы 1211 занятия проводились по традиционной форме обучения с

a, b, c, d, e — соответствующее число испытуемых; I — общий индекс удовлетворенности

социоигровой деятельности в экспериментальной и контрольной группах по степени их значимости.

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Категория «деятельность» получила широкое распространение в науке.

развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

В педагогической деятельности высшей школы сочетаются деятельность теоретическая и

Особенностью учебно-педагогической деятельности преподавателя его активное участие в...

Подготовка учащихся к выбору профессии и её оценка

Анализ результатов трудовой деятельности помогает определить уровень владения учащихся трудовыми умениями и навыками, которые

Высок интерес учащихся к учебной и трудовой деятельности.

Они активно участвуют в трудовой деятельности, проявляют трудовые навыки на уроках.

Однако интерес к учебной и трудовой деятельности ровный, неглубокий.

Задать вопрос