Библиографическое описание:

Хафизова Н. Х. Подготовка учащихся к выбору профессии и её оценка // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 528-530.

В статье изложены педагогические подходы к формированию у учащихся понятий о профессиях, определена система критериев оценки знаний учащихся о профессиях и их отношения к трудовой деятельности, охарактеризованы уровни сформированности понятий о профессиях у младших школьников.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, формирование, отношение к труду, критерии, уровни, показатели, диагностика, активность, учебная и трудовая деятельность.


В педагогической науке достаточно глубоко изучены вопросы, связанные с содержанием профессиональной ориентации учащихся, однако недостаточно раскрыты пути и средства формирования понятий о профессиях. Существуют различные подходы к изучению данной проблемы со стороны отечественных и зарубежных ученых. В этой связи целесообразно рассмотреть проблему формирования понятия о профессиях прежде всего у учащихся начальных классов. Известно, что первичное понятие о профессии и представление «себя в какой-либо профессии» появляется ещё в детские годы. Подготовка к профессии сопровождает весь период развития ребенка.

Первоначальные представления о профессиях складываются у детей через средства массовой информации, общение с членами семьи и окружающими, но при этом совершенно не обращается внимание на специфику и различие профессий. То есть информация о профессиях остается неполной.

Особенно впечатляет детей та информация о профессиях, которую они слышат от специалистов в какой-либо из интересующих детей области. По утверждению Е.А.Климовой, самовосприятие профессии происходит по формуле: «Сходятся вместе один момент и весь жизненный опыт». Уже с раннего возраста у ребенка формируются первые понятия и представления о разных профессиях и отношение к различным формам труда. Одновременно с этим ребенок начинает оценивать труд, исхода из своих потребностей и окружающей социально-экономической обстановки.

Выбор профессии для ребенка связан с большими трудностями, так как он должен хорошо осознавать свои возможности, интересы, способности, свои возможности, интересы, способности, свой характер, ориентироваться в мире профессий, планировать будущую жизнь и пути достижения успеха.

С этой точки зрения образовательные планируя проведение профориентационной работы на основе системного подхода, должны принимать во внимание возрастные особенности учащихся.

Развитие у младших школьников представлений о представлений о профессиях в процессе учебной и трудовой деятельности имеет свои особенности. В результате целенаправленной профориентационной работы со стороны взрослых обогащаются представления учащихся о содержании разных видов труда, формируются навыки учебного труда. Но прежде чем осуществлять формирование понятий о профессиях, учитель должен изучить практическое состояние, то есть наличие у учащихся знаний и понятий о профессиях.

С этой целью используется метод диагностики с применением соответствующих индикаторов.

Критерий-оценка в значении словесного описания наличия у объекта наблюдения знаний, умений, качеств в требуемом объеме.

Показатель-создает возможность установить уровень развития в каком-либо одном направлении.

Уровень-измеритель развития.

По мнению Н.С. Пряжникова, главный критерий включает в себя когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно практический

критерии.

Когнитивный критерий дает возможность оценивать: овладение понятиями о профессиях, осознание учащимися в определённой степени своих способностей и умений;

Мотивационно-потребностный критерий устанавливает уровень развития интереса к труду, учебе, отношение к труду и профессиям, наличие желания овладеть определенной профессией;

Деятельностно-практический критерий характеризует степень ответственности за учебную деятельность, трудолюбие и активность учащегося.

В каждый критерий входит несколько конкретных показателей. Для измерения уровня сформированности у учащихся начальных классов понятий о профессиях мы использовали специальную методику.

В таблице 1 представлены критерии, показатели и диагностические методы.

Таблица 1

Критерий формирования у учеников понятий о профессиях

Критерии

Показатели

Методи диагностики

Когнитивный

  1. Знания о профессиях людей

  2. Знания о ремеслах

Тестирование

Мотивационно-потребностный

  1. Интерес к труду учебной и профессиональной деятельности

  2. Отношение к труду и прфессиям

  3. Желание овладеть определенный профессией.

Наблюдение


Методика незаконченных предложений

(фраз)

Деятельностно-практический

  1. Отражение в процессе уроков сформированных понятий о профессиях.

  2. Проявление активности и ответственности в учебном процессе


Наблюдение


Анализ результатов трудовой деятельности


Формирование у учащихся понятий о профессиях непосредственно связано с изучением учебного материала и теми представлениями, которые у них формируются. Приведем ниже описание видов диагностики и характеристику уровней сформированности понятий о прфессиях.

Тестирование (тестовый опрос).

Тест “Что ты знаешь о профессиях?”. Состаит из нескольких вопросов, на каждый из которых даны три варианта ответов. Учащийся выбирает один из трех ответов, который близок его представлениям. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Полученный общий балл определяет один из трех уровней когнитивного критерия.

Беседа.

Проводится в индивидуальном порядке. Ученик рассказывает о профессии, которой он интересуется и которую хотел бы выбрать, при этом раскрывает (в меру своих возможностей) её особенности.

Методика незаконченных предложений.

Учащимся предлагается дополнить незавершенные предложения. Содержание предложений связано с трудовой деятельностью учащихся или их интересами к профессиям и труду. Такая работа

Способствует выявлению потребностей к участию в трудовом процессе.

Анализ результатов трудовой деятельности помогает определить уровень владения учащихся трудовыми умениями и навыками, которые они проявляет на уроках труда и при выполнении общественно полезной деятельности. Оцениваются следующие показатели:

  • качественное выполнение работы;

  • изготовленная продукция (условно) соответствует образцу (норме, стандарту);

  • в продукте деятельности есть элементы творчества;

  • в процессе деятельности проявлено трудолюбие и деловитость.

Наблюдение.

Наблюдения ведутся как на уроках, так и на внеклассных занятиях, в процессе общественно-полезной деятельности. Учитель обращает внимание на активность, самостоятельность учащихся, проявление трудолюбия, творческого подхода к работе, ответственности, умение работать в коллективе.

В процессе исследования нами разработаны четыре уровня сформированности понятий о профессиях у младших школьников: высокой, средней, удовлетворительный, низкий.

  1. Высокий уровень.

У учащихся сформированы понятия о профессиях. В тестах показы знания об основных профессиях, их особенностях, значении для человека. Выражено положительное отношение к труду взрослых и профессии. Высок интерес учащихся к учебной и трудовой деятельности. Учащиеся отразили свое желание овладеть определенной профессией и сумели обосновать свой выбор. Они активно участвуют в трудовой деятельности, проявляют трудовые навыки на уроках.

У них развиты чувство ответственности, активность, желание помочь одноклассникам в трудовом процессе.

  1. Средний уровень.

Учащиеся имеют понятия и представления о профессиях. В тестах обнаружены знания ими профессий, но они затрудняются в определении особенностей профессий. Знают значение профессий для человека. Положительно относятся к труду взрослых и профессиям. Однако интерес к учебной и трудовой деятельности ровный, неглубокий. Задумываются о будущей профессии, но выбор обосновать не могут. Выполняют требования учителя по участию в трудовом процессе. Задания выполняют ответственно, но не проявляют при этом активности и творческого подхода.

  1. Удовлетворительный уровень.

Представления учащихся о трудовой деятельности человека недостаточна полные. Названные в тестах профессии они характеризуют, но не понимают их роли для человека. Учащиеся не проявляются интереса ни к трудовой деятельности взрослых, ни к их профессиям. Участвуют в трудовой деятельности только под надзором учителя.

  1. Низкий уровень.

Учащиеся не имеют никаких представлений о профессиях, в ответах на вопросы тестов ими проявлена несформированность понятий о профессиях.

Таким образом, подготовка учащихся к профессии и оценка знаний на основе формирования у них понятий о профессиях, организация последовательного и непрерывного обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей личности ученика, связь классных и внеклассных занятий позволит достигнуть эффективности в процессе формирования знаний о профессиях.


Литература:

  1. Пряжникова Е.Ю., Пряжников С. Профориентация.- М.: Академия, 2006. 426с

  2. Климов Е.А. Психология профессионального самаопределения: учеб. Пос.для студ.пед.учеб.завед./-М.: Академия, 2004.-304 б.

  3. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991.144с



Основные термины (генерируются автоматически): трудовой деятельности, Подготовка учащихся, учащихся понятий, формирование понятий, сформированности понятий, учащихся начальных классов, Модель подготовки учащихся, разных профессиях, трудовом процессе, основных профессиях, Похожая статья, трудовой деятельностью учащихся, младших школьников, оценки знаний учащихся, профессиональной ориентации учащихся, уровень владения учащихся, русскому языку, возрастные особенности учащихся, учащихся знаний, Математическая подготовка студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос