В статье рассматриваются клинические проявления аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам, а также дается обобщенная характеристика методов обследования. Проблема аутизма в настоящее время является одной из наиболее актуальных, что обусловлено ростом распространенности данного диагноза по всему миру.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, диагностика, коммуникативные нарушения, стереотипии, пищевые нарушения, эмоциональная сфера, методы обследования.
Актуальность данной проблемы определяется тем, что для профилактики нарушений социального взаимодействия ребенка с РАС важна ранняя диагностика. Раннее выявление РАС даёт возможность эффективного профессионального раннего вмешательства, которое сможет помочь минимизировать аутистические проявления в поведении.
В DSM-5 расстройства аутистического спектра — это расстройства, возникающие вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями [3, с. 52].
Признаки РАС можно выявить уже до года.
Симптомы РАС у детей 1 года жизни
— Отсутствие зрительного контакта. Первая улыбка существует сама по себе.
— Индифферентность к окружающим и к окружающему пространству.
— Аффективный (повышенно-эмоциональный) симбиоз с матерью.
— Невозможность привлечь произвольное внимание ребенка.
— Повышенная реактивность к раздражителям.
— Нарушения формирования речи. После появления первых слогов и слов в возрасте11–15 месяцев наступает мутизм на период от 6 месяцев до1 года, после чего у ребенка появляется «лепетная» речь или «птичий язык».
— Нарушение формирования витальных функций и аффективной сферы. Слабо выраженный комплекс оживления.
— Отсутствие указательного жеста.
— Страхи.
— «Феномен тождества». Непереносимость перемен.
— Сверхосторожность и отсутствие чувства опасности.
— Стереотипии (однообразные аутостимуляторные действия).
— Ранний дизонтогенез двигательной сферы.
Симптомы РАС у детей 2 и 3 года жизни
— Нарушение контакта с близкими. Ребёнок не реагирует на слова, обращения создаётся ощущение, что он не понимает речи.
— Отсутствие адекватного контакта с детьми (пассивное игнорирование детей).
— Отсутствие эмпатии и, как следствие, непонимание своего собственного эмоционального состояния.
— Отсутствие любознательности и активности в освоении окружающего мира.
— Отношение к одушевленным и неодушевленным предметам. Ребёнок часто ведет себя с малознакомыми детьми как с куклами. Использует руки близких как инструмент, если нужно что-либо достать; туловище — как лестницу.
— Высокая интенсивность страхов и повышенная фиксация на них.
— «Феномен тождества». Непереносимость перемен, изменений в жизни и окружающей обстановке.
— Нарушение чувства самосохранения. Сверхосторожность и отсутствие чувства опасности.
— Стереотипии (однообразные аутостимуляторные действия) позволяют аутичному ребёнку преодолевать дефицит ощущений и впечатлений извне, аффективно заряжаться за счет самораздражения.
— Особенности речи: простое повторение слова за окружающими («эхолалии»). О себе ребенок говорит во втором или третьем лице и никогда не употребляет местоимение «я». Высказывания детей содержат отрывки из мультфильмов, книг, песен.
— Развитие интеллекта: контраст между ранним развитием абстрактно-логических и выраженным запаздыванием конкретно-практических сторон интеллекта.
— Неспособность ребенка на полноценную и «ролевую» игровую деятельность, так как отсутствует воображение, способность понимать и представлять себе чувства и намерения других людей и саму суть игры.
— Увлечённость ребёнка различными мелкими предметами (детали конструктора, маленькие машинки, пазлы, палочки и листочки на прогулке). Внимание ребёнка привлекает не столько сам предмет, сколько отдельные его свойства.
— Постоянство и «застреваемость» на определённых действиях.
— Формирование витальных функций и аффективной сферы: гиповозбудимые дети (характерны тревожность и негативизм); гипервозбудимые дети (характерны негативизм, агрессия, склонность к истериформным проявлениям, аффективная возбудимость, немотивированные колебания настроения).
— Особенности зрительного восприятия. Дети любят подолгу смотреть на лампу, свечу, огонь (особенно костер), облака.
— Особенности слухового восприятия: стремление к шуршанию целлофановыми пакетами, сминанию и разрыванию бумаги у самого уха, раскачиванию скрипящих створок шкафа и т. д.; любовь к музыке. Дети поют только для себя и никогда — по просьбе.
— Особенности других видов восприятия: изменена тактильная чувствительность (нечувствительны или гиперчувствительны).
— Изменение вкусового восприятия: непереносимость многих блюд. Едят или грызут несъедобное. Характерным является обследование окружающего с помощью облизывания, обнюхивания, ощупывания.
— Нарушение пищевого поведения — стойкое нежелание ребёнка изменять привычным вкусовым ощущениям, не пробовать новые продукты, придерживаться определенного режима питания.
— Снижение болевой чувствительности.
— Влечения — стремление к положительным ощущениям: зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным, проприоцептивным, получаемым при гиперкомпенсаторной аутостимуляции сенсорной сферы в условиях дефицита положительных эмоций, созданного некоммуникативностью.
— Нарушение мышечного тонуса.
Методы обследования
Методы аппаратной диагностики
— электроэнцефалография — ЭЭГ, исследование биоэлектрической активности мозга и состояние его функциональных систем;
— реоэнцефалография — РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока;
— эхоэнцефалография — ЭхоЭГ, измерение внутричерепного давления, выявление новообразований;
— магнитно-резонансная томография — МРТ, нерентгенологический метод исследования внутренних органов и тканей человека;
— компьютерная томография — КТ, сканирование и послойное изображение структур мозга;
— кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия) — исследование состояния вегетативной нервной системы и другие методы [2, с. 96–100].
Лабораторные методы исследования: общий анализ крови и мочи, иммунограмма — комплексный анализ состояния имунной системы, анализ крови на наличие производных ртути и других тяжелых металлов, тесты на аллергены, кал на дисбактериоз.
Использование опросников, шкал и методик наблюдения:
— модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (The Modified Checklist for Autismin Toddlers (M-CHAT);
— шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale — CARS);
— шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule — ADOS);
— опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Check list — ADPC) [1, с. 21–25].
Таким образом, можно сделать выводы, что симптомы расстройств аутистического спектра определяются уже в возрасте ребенком 1,5–2 лет, когда наблюдаются признаки очевидной задержки психомоторного и речевого развития со специфическими нарушениями в социальном взаимодействии, игре, поведении и пищевых особенностях.
Использование вышеназванных критериев поможет родителям и специалистам своевременно начать медицинскую и психолого-педагогическую коррекцию, которая улучшит социальную адаптацию.
Литература:
- Лебединская К. С., Никольская О. С. Клинико-психологическая классификация. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991. С. 21–25.
- Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему. Соц. и клин. психиатрия. 2014. Т. 24. № 3. С. 96–100.
- Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, 2013г. Р.50–53.