Признаки и симптомы раннего детского аутизма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 16.03.2023

Статья просмотрена: 1463 раза

Библиографическое описание:

Никитенко, И. М. Признаки и симптомы раннего детского аутизма / И. М. Никитенко, Е. Н. Ляпкало. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 191-194. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100735/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются особенности проявления раннего детского аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам образовательных организаций, консультационных центров. Проблема аутизма у детей и в настоящее время приобретает особую актуальность, т. к. число таких детей с каждым годом увеличивается по всему миру.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, ранний детский аутизм, коммуникативные нарушения, стереотипное поведение, пищевые нарушения, эмоциональная сфера, диагностика.

Симптомы аутизма у детей 0–2 лет

Ранний детский аутизм на сегодняшний день встречается в 2–4 случаях на 100000 детей. Соотношение мальчиков и девочек при этой патологии равняется 4:1. Согласно одной из последней версии американской классификации психических болезней различают лишь расстройства аутистического спектра. В расстройства аутистического спектра входят как ранний детский аутизм, так и атипичный аутизм.

Признаки раннего детского аутизма можно выявить уже на первом году жизни ребенка. Но, как правило, диагноз раннего детского аутизма ставится в возрасте от 2 до 3 лет. Именно в этот период ярче всего проявляются речевые нарушения, стереотипное поведение, ограниченность в социальном общении и замкнутость.

Симптомы аутизма у детей до 1 года

  1. Слабость аффективной (эмоциональной) реакции на человека, в том числе мать:

— Отсутствие зрительного контакта. Аутичный младенец большей частью не фиксирует взгляд на глазах взрослого , а смотрит мимо, вверх, «сквозь». Первая улыбка не адресуется близкому человеку, а существует сама по себе (возникает одинаково и на лицо человека, и на другое приятное ощущение: тормошение, щекотание, на звук погремушки, музыки, яркое пятно).

— Индефферентность (безразличие, равнодушие) к окружающим и окружающему пространству. Ребёнок с аутизмом мало отвечает на стремление взять его на руки. У многих детей не возникает потребности во внимании родителей: они не реагируют на их присутствие или отсутствие, легко и надолго остаются одни в комнате. Часто дети проявляют неприязнь к контактам, ласке. Просьбы «обними маму», «поцелуй маму» выполняют неохотно, равнодушно. Некоторые же, наоборот, стремятся к физическим контактам, но очень быстро пресыщаются.

— Аффективный (повышенно-эмоциональный) симбиоз с матерью. Дети всегда ищут мать глазами, становятся беспокойными и тревожными, не видя её, могут отказываться от еды, не спать.

— Невозможность привлечь произвольное внимание ребенка.

— Повышенная реактивность к раздражителям.

  1. Нарушения формирования речи:

— фаза лепета иногда отсутствует (от гуления ребенок сразу переходит к произнесению слов) или слабо выражена;

— первые слова («мама», «папа», «деда») без обращения, отнесенности к близкому;

— приобретаемые слова редко накапливаются, а, возникая, затем исчезают, уступая место другим и всплывая иногда через длительный интервал времени;

— значительное запаздывание появления слов «мама» и «папа».

  1. Нарушение формирования витальных функций (физиологические ощущения) и аффективной сферы (чувства, настроение).

— Гиповозбудимые дети: в состоянии бодрствования спокойны, пассивны, малоподвижны, не реагируют на физические неудобства (мокрые пеленки, холод), не проявляют чувства голода. Плохо берут грудь, вяло сосут, слабо отвечают на попытку расшевелить прикосновением, взятием на руки. Характерно нарушение сна в виде «спокойной» бессонницы, когда ребенок часами тихо лежит без сна. Комплекс оживления в возрасте 2–3 месяцев очень слабый: невыраженность эмоциональной реакции на погремушку, свет, звуки. Ребёнок подолгу может сидеть в манеже, почти не двигаясь. При неврологическом осмотре наблюдается мышечный гипотонус.

— Гипервозбудимые дети:

  • отличаются малой двигательной активностью с тревожностью, склонностью к аффективным колебаниям. Отмечается нарушение пищевого поведения. Дети плохо берут грудь, мало сосут. Иногда наблюдается «отсутствие пищевого рефлекса» — явление анорексии. Часто отмечаются срыгивания, рвоты, желудочно-кишечные дискинезии. Различные нарушения сна: длительное засыпание (в течение 2–3 часов), часто могут уснуть только на улице, на балконе, на руках. Часто наблюдаются суточные колебания настроения: более выраженные капризность, плаксивость с утра и нарастание некоторой возбужденности к вечеру.
  1. Страхи. Реакция страха на новый, особенно неожиданный раздражитель. Страх различных бытовых шумов (пылесоса, фена, электробритвы, лифта, шума воды в туалете и водопроводных трубах). Иногда, наоборот, ребёнка больше пугают тихие звуки, например шелест газеты, листьев, жужжание комара.
  2. «Феномен тождества». Непереносимость перемен, изменений в жизни и окружающей обстановке (трудности введения прикорма: сопротивление новым видам пищи; тревога и нарушения сна при смене коляски, обоев, сопротивление при попытке вывести из манежа).
  3. Сверхосторожность и отсутствие чувства опасности.
  4. Стереотипии (однообразные аутостимуляторные действия) — раскачивания и однообразные повороты головы, удары ею о спинку кровати, бортик коляски, сгибания и разгибания пальцев рук, перебирания ими перед глазами. После шести месяцев появляются машущие движения пальцами или кистями рук перед глазами, удары себя по ушам, зажимание их при жевании, сосание простыни или салфетки, издавание определенных аффективно окрашенных звуков.
  5. Ранний дизонтогенез двигательной сферы :

— неуверенность ходьбы, её легкий регресс при первой неудаче;

— слабая дифференцированность тонкой моторики.

Симптомы аутизма у детей 2-х лет

  1. Нарушения контактов с близкими . Ребёнок не реагирует на слова, обращенную речь. Создаётся ощущение, что он не понимает речи, но часто откликается, когда его зовут есть или спать. Возникает разная реакция на появление нового человека: ребенок может плакать, кричать, становиться напряженным, тревожным, или наоборот сверхобщительным, любознательным.
  2. Отсутствие адекватного контакта с детьми . Это пассивное игнорирование детей. Ребёнок с аутизмом проходит мимо, как бы «сквозь» детей, не смотря на них. В других случаях стремится в детскую компанию, но, стоя среди них, никак с ними не общается, часто играет рядом. Попытки контакта аутичного ребенка с детьми нередко похожи на обследование неодушевленного предмета, куклы: не смотря в глаза другого, он может трогать его лицо, волосы, высыпать на его голову песок или начать обниматься.
  3. Отсутствие любознательности и активности в освоении окружающего мира. Аутичный ребёнок редко пытается достать со стола или полки какой-либо предмет. У него нет жеста, взгляда, означающих «что это такое?».
  4. Отношение аутичного ребенка к одушевленным и неодушевленным предметам . Ребёнок с аутизмом часто ведет себя с малознакомыми детьми как с куклами, игрушками. Использует руки близких как инструмент, если нужно что-либо достать; туловище — как лестницу.
  5. Страхи:

— Сверхценные страхи, обусловлены реакцией на реальную, значимую опасность: боязнь остаться одному, потерять мать, боязнь чужих, незнакомой обстановки, высоты, лестницы, огня, воды.

— Страхи, обусловленные, сенсорной и аффективной гиперестезией (повышенная чувствительность):

  • страх различных бытовых шумов (пылесоса, электробритвы, фена, лифта, шума воды в туалете и водопроводных трубах), тихих звуков (шелест газеты, листьев, жужжание комара);
  • страхи, обусловленные зрительными раздражителями (включение света люстры, мельканье бликов на стекле, резкая перемена кадра в телевизоре). Страхи «всего черного» (розетки, носков, двери) или «всего белого» (белого белья, людей, одетых ярко);
  • страх при виде определенных предметов (гибкого шланга душа, зонта, подсвечника), растений (кактусов, больших листьев лопухов, сосновых шишек); страхи «всего круглого» (в том числе овощей и фруктов);
  • страхи, связанные с тактильной гиперестезией — страхи «всего мокрого» (воды при умывании и купании, капель дождя, снежинок, попадающих на лицо, прикосновения к лицу вообще);
  • панический страх мух, птиц;
  • страх горшка;
  • страх, связанный с гиперсензитивностью эмоциональной сферы (новые места, незнакомые люди, открытые двери чужих квартир).
  1. «Феномен тождества». Непереносимость перемен, изменений в жизни и окружающей обстановке. Большая избирательность, ритуальность в употреблении отдельных видов пищи. Реакция на изменение обстановки: у одних детей это тревога, страхи, уход в себя; у других — негативизм, активное стремление вернуть прежнюю обстановку и ситуацию в целом.
  2. Нарушение чувства самосохранения . Сверхосторожность и отсутствие чувства опасности.
  3. Стереотипии (однообразные аутостимуляторные действия) позволяют ребёнку с аутизмом преодолевать дефицит ощущений и впечатлений из вне, аффективно заряжаться за счет самораздражения. Особое влечение к ритму стиха, к ритмической организации пространства — выкладывание однообразных рядов кубиков, элементарного орнамента из палочек, кружков. Очень характерны стереотипные манипуляции с книгой: быстрое ритмичное перелистывание страниц.
  4. Особенности речи: Слова и фразовая речь отсутствуют или произносятся ребёнком, но не носят коммуникативной направленности, а имеют комментирующий характер. Чаще первые фразы — это повторение слов за окружающими («эхолалии»). О себе ребенок говорит во втором или третьем лице и никогда не употребляет местоимение «я». Высказывания детей содержат отрывки из мультфильмов, книг, песен.
  5. Особенности игровой деятельности . Аутичный ребёнок равнодушен к игрушке, он её только созерцает, а не манипулирует ей. Присуще предпочтение неигровых предметов, примитивные и однообразные манипуляции которые дают аутостимуляторный сенсорный эффект (игры с крышками кастрюль (громко звенят при ударе), выключателями (появление и исчезновение света и звука), газетами (шуршат при трении), колесиками, гайками, гвоздями (вызывают проприоцептивные ощущения при катании, верчении, трении, завинчивании), пуговицами, песком, водой (тактильные ощущения при пересыпании, плескании). Игры некоммуникативные: дети играют молча одни, не откликаясь на обращение. Иногда они сопровождают игру комментированием либо монологом, обращенным в пространство либо к игрушке.
  6. Формирование витальных функций и аффективной сферы :

— гиповозбудимые дети: характерны тревожность и негативизм;

— гипервозбудимые дети: характерны негативизм, агрессия, склонность к истериформным проявлениям, аффективная возбудимость, немотивированные колебания настроения; иногда — состояния, близкие к эйфории, с многоречивостью, монотонным двигательным возбуждением, дурашливостью, стремлением брать в рот несъедобное.

  1. Особенности зрительного восприятия . Дети любят подолгу смотреть на свечу, лампу, огонь (особенно костер), облака. Цвет, свет, форма, размер предмета, движение имеют для них основное значение как аффективно-положительный сенсорный раздражитель, а предмет в целом и в его соотнесенности с окружающим они не воспринимают. Дети прекрасно ориентируются в обстановке, даже не обращая внимание на окружающее.
  2. Особенности слухового восприятия :

стремление к шуршанию целлофановыми пакетами, сминанию и разрыванию бумаги у самого уха, раскачиванию скрипящих створок шкафа и т. д.;

любовь к музыке. Дети поют только для себя и никогда — по просьбе.

  1. Особенности других видов восприятия :

— Изменена тактильная чувствительность: они нечувствительны или гиперчувствительны (не любят, когда до них дотрагиваются при причесывании, стрижке волос или ногтей). Многим неприятны обувь, одежда — они часто стремятся раздеться, бегать голыми.

Изменено вкусовое восприятие: они не переносят многих блюд и стойко привержены одному-двум. Едят или грызут несъедобное. Характерным для аутичных детей является обследование окружающего с помощью облизывания, обнюхивания, ощупывания.

— Снижения болевой чувствительности.

  1. Влечения — это стремление к положительным ощущениям: слуховым, зрительным, обонятельным, осязательным, проприоцептивным, получаемым при гиперкомпенсаторной аутостимуляции сенсорной сферы в условиях дефицита положительных эмоций, созданного некоммуникативностью.
  2. Моторика : нарушения мышечного тонуса:

— У одних детей отмечается импульсивность бега, его особый ритм — перемежение с неожиданными остановками. Резкая порывистость, стремление к бегу сочетается с медлительностью движений вне бега, их угловатостью, некоординированностью. Склонность к ходьбе на цыпочках. Другим детям присуща грациозность, плавность и легкость спонтанных движений. Дети легко могут пройти по спинке дивана, вскарабкаться на шкаф или лестницу, никогда не падая, но только в привычной обстановке.

Неадекватные гримасы, сочетающиеся с двигательными разрядами.

— Недостаточность развития жестикуляции, ее коммуникативного характера: отсутствие жестов и движений головой, означающих утверждение либо отрицание; невозможность сформирования жестов приветствия или прощания.

Длительное формирование навыков жевания.

— Значительно запаздывает овладение социальными навыками еды: способность использования ложки, удержание в руках чашки. С опозданием и большим трудом формируются навыки одевания.

Таким образом, расстройства аутистического спектра это общее расстройство развития, симптомы которого определяются уже в возрасте ребенком от 1,5 до 2 лет, когда наблюдаются признаки очевидной задержки психомоторного и речевого развития со специфическими нарушениями в социальном взаимодействии, игре, поведении и пищевых особенностях. Использование вышеназванных критериев поможет родителям и специалистам своевременно начать медицинскую и психолого-педагогическую коррекцию, которая улучшит социальную адаптацию.

Литература:

  1. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Альманах ИКП РАО. — 2001. — С. 18–29.
  2. Башина В. М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999. — 129 с.
  3. Иванова Н. Н. Как узнать аутизм? // Дефектология. — 2002. — С. 21–37.
  4. Красноперева М. Г. Предпосылки аутизма // Психиатрия. — 2003. — № 5. — С. 17–32.
  5. Лебединская К. С., Никольская О. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология. — 1994. — С. 22–31.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний детский аутизм, страх, симптом аутизма, аутичный ребенок, аффективная сфера, жужжание комара, нарушение сна, стереотипное поведение, эмоциональная сфера.


Похожие статьи

Раннее выявление и диагностика детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются клинические проявления аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам, а также дается обобщенная характеристика методов обследования. Проблема аутизма в настоящее врем...

Особенности агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости

В статье отображены результаты изучения агрессивного поведения у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Актуальность исследования определяется тем, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться акцентуация характера, зак...

Условия, определяющие возрастное своеобразие тревожных расстройств у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В данной статье говорится об условиях, способствующих развитию тревоги у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Особое внимание уделяется влиянию родителей, а также семейной обстановке. Все это является ...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Психологические особенности людей с хроническими соматическими заболеваниями

Целью данной статьи является изучение психологических особенностей людей с соматическими заболеваниями и способы адаптации к ним. Актуальность данной проблемы объясняется наличием зависимости физического здоровья и болезни человека от его психики, в ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается значение комплексной психолого-педагогической поддержки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Признавая разнообразие проблем, с которыми сталкиваются эти дети, в статье описываются стратегии понимания эмоционал...

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения

В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...

Этиология нарушений речи у детей раннего возраста

Нарушения развития речи являются наиболее распространенными нарушением развития в детском возрасте, встречающимся у 5–10 % детей [1]. По данным Всемирной организации здравоохранения расстройства речи отмечаются в настоящее время в среднем у 30 % перв...

Похожие статьи

Раннее выявление и диагностика детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются клинические проявления аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам, а также дается обобщенная характеристика методов обследования. Проблема аутизма в настоящее врем...

Особенности агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости

В статье отображены результаты изучения агрессивного поведения у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Актуальность исследования определяется тем, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться акцентуация характера, зак...

Условия, определяющие возрастное своеобразие тревожных расстройств у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В данной статье говорится об условиях, способствующих развитию тревоги у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Особое внимание уделяется влиянию родителей, а также семейной обстановке. Все это является ...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Психологические особенности людей с хроническими соматическими заболеваниями

Целью данной статьи является изучение психологических особенностей людей с соматическими заболеваниями и способы адаптации к ним. Актуальность данной проблемы объясняется наличием зависимости физического здоровья и болезни человека от его психики, в ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается значение комплексной психолого-педагогической поддержки детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Признавая разнообразие проблем, с которыми сталкиваются эти дети, в статье описываются стратегии понимания эмоционал...

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса,...

Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения

В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...

Этиология нарушений речи у детей раннего возраста

Нарушения развития речи являются наиболее распространенными нарушением развития в детском возрасте, встречающимся у 5–10 % детей [1]. По данным Всемирной организации здравоохранения расстройства речи отмечаются в настоящее время в среднем у 30 % перв...

Задать вопрос