В статье представлено теоретическое изучение коммуникации лиц с расстройством аутистического спектра.
Ключевые слова: коммуникация, расстройство, коммуникативное поведение, ребенок.
Впервые термин «аутизм» был введён Э. Блейлером для обозначения особого вида мышления, характеризующегося «оторванностью ассоциаций от данного опыта, игнорированием действительных отношений». Определяя аутистический тип мышления, Э. Блейлер подчёркивал независимость его от реальной действительности, свободу от логических законов, захваченность собственными переживаниями [2, с. 257].
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица была впервые выделена Л.Каннером в 1943 году [1, с. 105].
Ребенок с аутизмом производит впечатление, что он избегает общения, даже с самыми близкими, но самом деле испытывает его дефицит, так как просто не умеет общаться. Он погружается в мир собственных переживаний, уходит от действительности, теряет внешнюю выразительность в проявлении чувств и эмоций. Такое поведение резко отличает этих детей от детей с органическими поражениями мозга и умственной отсталостью [4, c. 149].
Одной из главных потребностей у любого человека является потребность в социальных контактах. Так как становление человеческого «Я» формируется в процессе общения, и, исходя из этого, формирование внутренних структур человеческой психики через диалог составляет источник мыслительной активности. Через ситуации общения формируется личность, в которых она осознаёт себя, не просто смотрясь в других, но и действуя вместе с ними.
Отправной точкой социального развития лиц с расстройством аутистического спектра является ориентация на другого человека, то есть способности к социальному взаимодействию.
Актуальность изучения коммуникации лиц с расстройством аутистического спектра обусловлена высоким уровнем встречаемости данного нарушения среди детей всего мира. В материалах I Московской международной конференции по аутизму за 2013 год содержатся сведения, что распространенность расстройства аутистического спектра за непродолжительное время увеличилось в 20 раз: от 1:2500 в середине 1980-х годов до 9:1000 в настоящее время. Соотношение встречаемости у мальчиков и девочек находится в пределах 2,6:1 до 4:1 [1, c. 105].
Объектом данного исследования является процесс развития коммуникативной сферы.
Предмет исследования — особенности коммуникативного поведения лиц с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования — изучить особенности коммуникативного поведения лиц расстройством аутистического спектра.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по обозначенной проблеме.
- Уточнить содержание понятий «коммуникация», «расстройство аутистического спектра» в современной трактовке.
- Разработать и реализовать психодиагностический комплекс, направленный на выявление особенностей коммуникативного поведения лиц с расстройством аутистического спектра.
- Проанализировать полученные результаты и сформулировать характеристики коммуникативного поведения лиц с расстройством аутистического спектра.
До XIX века включительно в рамках философии осуществлялось осмысление проблем человеческой коммуникации. Коммуникация как термин появляется в научной литературе только в начале ХХ века. Автор этого термина, американский социолог Чарльз Кули, определил коммуникацию как «механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений — все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени».
В настоящее время большой вклад в развитие теории коммуникации и методологии исследования коммуникативных процессов вносят такие науки как: психология, культурология, социология, технические, филологические, и другие науки.
Американские ученые К. Ларсон и Ф. Дэнс заявляют о существовании 126 определений термина «коммуникация». Все многообразие истолкования данного понятия может быть обобщено в три большие группы:
- Коммуникация — это общение, в процессе которого люди друг с другом обмениваются информацией и полученным опытом.
- Коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, то есть как определенная структура.
- Под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты.
Особенности коммуникации лиц с расстройством аутистического спектра можно изучить, опираясь на его коммуникативное поведение [3, c. 10].
Термин «расстройства аутистического спектра» сравнительно недавно стал использоваться в отечественной специальной психолого-педагогической литературе. Международная классификация болезней (МКБ 10) определяет «расстройства аутистического спектра» как «спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения, в особенности, затруднений в социальном взаимодействии, коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов». Также термин «аутизм» объединяет группу неоднородных по своему происхождению расстройств, связанных с нарушениями работы центральной нервной системы, а также с патологией внутриутробного развития, которые вызывают нарушения раннего эмоционального и социального развития.
Коммуникативное поведение детей с расстройством аутистического спектра проявляется отстранённостью или отсутствием внимания на обращение взрослого к ребёнку. Он или она практически никогда не является инициатором контакта со взрослым. Эмоциональный ответ очень редко соответствует коммуникативной ситуации. Если ребёнок находится в определённом настроении, то его изменить очень трудно. Иногда может происходить эмоциональный всплеск, когда ничего не происходит. Нарушенное владение телом, которое демонстрируется странным или необычным поведением для своего возраста, которое проявляется в виде хождения на цыпочках, раскачиванием, раскручиванием, щипанием тела, странными движениями пальцами, необычного положения тела, вычурности. Ребёнок с расстройством аутистического спектра при коммуникативном взаимодействии избегает зрительного контакта. Возникает такое ощущение, что он смотрит в «пространство». Ответная реакция на звуки у каждого ребёнка индивидуальная. Чаще всего он его игнорирует после первых нескольких повторений, может закрывать уши, когда слышит некоторые повседневные звуки. Осмысленная вербальная коммуникация у аутичных детей практически отсутствует. Чаще всего в речи таких детей присутствуют: жаргонные слова, эхолалии, замены местоимений, подражания голосам животных, постоянное задавание вопросов или озабоченность определёнными темами. Невербальная коммуникация также серьёзно нарушена. Это проявляется в употреблении странных жестов, которые не имеют очевидного значения. Ребенок совсем не понимает выражение лица и жесты других людей [6].
Применительно к лицам с расстройством аутистического спектра коммуникативное поведение будет включать общие моменты коммуникации. Но также есть такое понятие как «индивидуальная характеристика коммуникативного поведения», которое позволяет открыть внутренние ресурсы ребёнка, на что необходимо опираться специальному психологу при работе с ним. При выяснении данного феномена необходимо изучить психический статус, который происходит в процессе расспроса и сбора анамнеза и в результате наблюдения за ребёнком во время пребывания его на приёме. Анамнез собирается при изучении медицинской документации, характеристик из дошкольных учреждений, школ, коррекционных центров, а также из бесед с родителями или законными представителями ребёнка и, по возможности, с самим ребёнком [4, c. 150].
Таким образом, можно сказать, что аутизм — это нарушение психики, которое характеризуется сложностью контакта с окружающим миром, стереотипностью поведения и социальной дезадаптацией. В данный момент эта проблема очень актуальна, так как с каждым годом увеличивается рождаемость детей с различными дефектами. В работе с такими детьми делается упор на коррекцию поведения и обучение навыкам самообслуживания, формирование базовых представлений об окружающем мире.
Литература:
- Петрова Е. В., Воронина Н. И. Организация психологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Научное обозрение. — 2016. — № 3. — С. 105–110.
- Кузнецова Л. В., Переслени Л. И., Солнцева Л. И. Основы специальной психологии. — М.: Академия, 2002. — 480 с.
- Шарков Ф. И.. Основы теории коммуникации. — 2. М.: Издательско+торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 592 с.
- Бондаренко Т. А., Федосеева Е. С.. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2015. — № 9. — С. 88–91.
- Аутизм. Скрининговые тесты // Аутизм-Иркутск. URL: http://autism38.ru/wp-content/uploads/2018/09/sd.tm_.02.11.cars_.rus_.pdf (дата обращения: 22.04.2020).
- Коммуникативное поведение: понятие, основные элементы // Интерактив плюс. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/79948/discussion_platform (дата обращения: 22.04.2020).