В статье автор раскрывает тему процесса развития сенсорной интеграции с точки зрения психофизиологии.
Ключевые слова: сенсорная интеграция, органы чувств, ребёнок.
Человек от рождения до смерти постоянно взаимодействует с окружающим миром, открывает для себя что-то новое, движется к своим целям, однако, начинается этот путь с исследования своего тела с того, что ребёнок может ощущать и, как это использовать для своего развития.
В последнее время все более актуальной темой становится изучение механизмов обработки ощущений ребенком, поскольку большое значение имеет не только, как он получает ту или иную информацию от органов чувств, но и то, как он её обрабатывает. Чем сложнее выполняемое действие, тем более высокий уровень интеграции между органами чувств необходим.
Сенсорная интеграция — это процесс упорядочивания ощущений, поступающих от различных сенсорных систем (зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой, соматосенсорной). Цель данного процесса — выделить главное в происходящем, для осмысленного действия в достижении необходимого результата [4]. Чем лучше развита сенсорная интеграция, тем проще ребенку взаимодействовать с окружающим миром, тем интересней для него познавать что-то новое.
Ощущения сигнализируют нам об определенных событиях вокруг нас и в нашем теле, и стоит позаботиться о том, чтобы ощущения были тонкими, внимательными, нас не обманули и вовремя предупредили нас обо всем, что для нас важно.
Если деятельность сенсорных систем упорядочена и работает без нарушений и сбоев, можно говорить о её интегрированности. Ощущения, создаваемые адаптивными реакциями всего тела, вырабатывают хорошо организованный и сбалансированный паттерн активности в мозге. Слаженная работа тела и органов чувств позволяет мозгу легко адаптироваться и учиться, поэтому важно не упускать этот момент в развитии ребёнка.
Сенсорная интеграция, представляет собой исследование того, как нервная система может интегрировать ощущения из различных сенсорных модальностей. Согласованное представление объектов, используя разные модальности, позволяет нам иметь более объективное восприятие. Сенсорная интеграция также имеет дело с тем, как различные сенсорные модальности взаимодействуют друг с другом и дополняют обработку друг друга. В упрощенном варианте можно говорить, что сенсорная интеграция — это превращение ощущений в восприятие.
Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств, которые включают глаза, уши, сенсорные рецепторы кожи (прикосновение), слизистые оболочки рта (вкус) и слизистые оболочки носа (запах). Однако чтобы увидеть, почувствовать объект, услышать звук недостаточно, необходимо определить соотношение его цвета к другим цветам, его формы к другим формам, его звука к другим звукам. Для этого ребенку нужны эталоны, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает (стандарты), только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители различной природы и интенсивности.
Какими бы не были подходы к изучению сенсорной интеграции все ученые и педагоги выделяют главное, что необходимо помогать ребёнку развиваться через восприятия им окружающего мира.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира (Ю. А. Янушко) [6].
Таким образом, сенсорная интеграция представляет собой превращение ощущений в восприятие. Это сложный процесс, важнейшее место в котором занимает перцепция. Несмотря на то, что имеются различные подходы к развитию данной системы, психологи и педагоги утверждают, что ребёнок может гармонично развиваться только благодаря её правильной работе, т. е. всестороннему восприятию мира. Например, при нарушении слуха невозможно полноценное развитие речи и совершенствования процесса мышления [1].
Этапы развития сенсорной интеграции
В возрасте одного месяца ребенок уже демонстрирует огромное количество адаптивных реакций на ощущения, особенно на те, которые он получает от своего тела и от действия силы тяжести. Без интеграции, которая происходит во время этой простой сенсомоторной деятельности, нормальное развитие было бы невозможным.
В первый месяц для ребёнка наиболее важными являются вышеперечисленные виды ощущений, которые помогают удовлетворять потребности и формируют фундамент для нормального развития последующих функций.
Второй и третий месяцы являются сензитивными для развития основы для моторных функций, будущих сложных движений и пространственного восприятия ребёнка.
К шестому месяцу кисть ребенка уже может поворачиваться, чтобы он мог ее развернуть и по-разному манипулировать объектами, теперь ребенок начинает выполнять действия, которые он должен планировать сам. С каждым новым видом деятельности возрастает потребность в «двигательном планировании», а также сенсорной интеграции. Малыш уже может сидеть самостоятельно в течение короткого времени, не теряя равновесия. Автоматические реакции мышц, которые заставляют его сидеть прямо, основаны на вестибулярных, моторных и зрительных сигналах. Если ощущения плохо интегрированы, ребенку будет трудно сидеть, а иногда дети даже не пытаются сесть.
Активное движение и обостряющееся ощущение гравитации, которые ребенок теперь может интегрировать, приносят ему наслаждение. Если движения слишком грубы или не происходит интеграция, это дезорганизует нервную систему, ребенок пугается и плачет.
К шести месяцам ребенок автоматически сопротивляется силе тяжести, поднимая голову и тело.
Ребенок в возрасте шести-восьми месяцев уже настолько хорошо владеет движениями рук, что может сделать серию движений в определенном порядке. Ощущения тела дают ему информацию, необходимую для планирования таких сложных действий.
Также в этом возрасте дети начинают искать предметы, которые они исчезли из их поля зрения. Касаясь или двигая предметы, ребенок понимает, что, хотя он их не видит, они продолжают существовать. Так начинается умение мысленно представлять предметы.
Восьмимесячный ребенок слышит звуки достаточно хорошо, чтобы различать детали. Он узнает знакомые слова и знает, что некоторые звуки означают одно, другие — другое. Он может повторять простые слоги. Лепет вызывает определенные ощущения в суставах челюсти, мышцах и коже вокруг рта, эти сигналы поступают в мозг. Мозг накапливает такие ощущения в процессе интеграции, и ребенок учится произносить более сложные звуки. Проблемы с произнесением самых простых звуков могут еще больше усложнить обучение речи.
С девятого по двенадцатый месяц ребенок в этом возрасте уже способен ползать на большие расстояния и исследовать больше разных мест, передавая много новых ощущений нервной системе: мышечные (поддерживая голову и тело), опорно-двигательного аппарата (поддерживая и распределяя вес), а также вестибулярные. В результате ребенок лучше координирует движения обеих сторон тела, учится планировать движения, улучшается его зрительное восприятие. Он долго смотрит на объекты, пытаясь понять, что они из себя представляют. Чем больше предметов он получает в поле внимания, тем больше он практикует в интеграции ощущений и формировании адаптивных реакций на них.
Особенности сенсорного развития детей в младенческом возрасте заключаются в том, что:
− складывается акт рассматривания предметов;
− формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;
− устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;
− устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым [5].
На втором году жизни ребенок учится ходить, разговаривать, планировать сложные действия и эффективно их выполнять. Без всех процессов сенсорной интеграции, которые произошли в первый год жизни, научиться этому было бы крайне сложно.
Ко второму году ребенок может приблизительно определить место прикосновения, а также более осознанно реагировать. Также ребёнок начинает более точно ощущать своё тело, где оно начинается и заканчивается.
Дети, неспособные интегрировать тактильные ощущения, не могут точно определить, как работает их организм и что делает каждая его часть. Поэтому им трудно выполнять различные действия.
На втором году жизни дети выполняют огромное количество различных движений, собирая дополнительную сенсорную информацию о работе своего тела и о структуре окружающего мира. Возможность физически общаться со своим окружением не меньше, чем им нужна еда и родительская любовь.
В этом возрасте формируется более подробная «схема тела», которая складывается из всех действий, которые он совершает и взаимодействует с окружающим миром.
Для того чтобы успешно залезть куда-либо ребёнку необходимы хорошо развиты вестибулярные и двигательные ощущения, а так же телесными и зрительными ощущениями.
Двухлетний ребенок учится понимать указания и инструкции и следовать им. Обычно дети в этом возрасте уже говорят много слов, хотя у некоторых наблюдается скачок в развитии речи в следующем году.
Ощущения тела начинают давать ребенку чувство безопасности и независимости, и формируется позитивный образ его собственного «я». К третьему году жизни ребенок начинает понимать, что он управляет своей жизнью, и дает понять это другим. Важной причиной неуспешности учебной деятельности у часто болеющих детей младшего школьного возраста является недостаточная сформированность двигательных функций (динамический, кинестетический праксис и реципрокная координация движений), пространственных и квазипространственных представлений [2].
На 3-м году жизни некоторые объекты, знакомые ребенку, становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов. Меняется действие с эталоном и его содержанием. Ребенок переходит к визуальному сопоставлению свойств объектов с эталоном, который является не только конкретным объектом, но и представлением о нем.
Дети трех лет жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия, но в то же время они мало учитывают свойства отображаемых вещей и использованного материала, поскольку не понимают их смысла и не зацикливаются на них. К трем годам завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, а затем начинается организация систематического усвоения их сенсорной культуры.
Начиная с трех лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает их ознакомление с общепринятыми сенсорными стандартами и методами их использования.
К особенностям сенсорного развития в раннем детстве можно отнести следующее [5]:
− формируется новый тип внешних ориентировочных действий — примеривание, а позже — визуальная корреляция объектов по их признакам;
− возникает представление о свойствах объектов;
− изучение свойств объектов определяется их значимостью в практической деятельности.
Возраст от трех до семи лет играет ключевую роль в сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к ощущениям и организует их наилучшим образом. Адаптивные реакции усложняются, и каждый из них расширяет возможности ребенка к сенсорной интеграции.
Развивается чувство равновесия, координация совместных действий глаз и рук, планирование последовательности движений. Ребенок приспосабливается к воздействию силы притяжения.
В возрасте от трех до семи лет дети учатся пользоваться простыми инструментами, предметами домашнего обихода. Каждая задача требует использования сенсорной информации, накопленной мозгом к этому моменту.
К концу рассматриваемого периода дети, особенно девочки, наконец, оттачивают свои моторные навыки, участвуя в сложных играх и занимаясь спортом.
К восьми годам развитие осязания почти завершено. Ребенок, как правило, с высокой степенью точности может локализовать точку, куда к нему прикоснулись. Вестибулярный аппарат и двигательные ощущения почти полностью сформированы. Большинство мышечных и суставных ощущений интегрированы, и ребенок хорошо планирует последовательность действий, хотя эта способность будет полностью сформирована в ближайшие несколько лет. Понимание языка и речи достаточно развито, чтобы выразить потребности и предпочтения.
Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:
− зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;
− осваиваются сенсорные эталоны;
− возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
− с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется [3].
Взаимодействие сенсорной и двигательной систем через систему их неисчислимых взаимосвязей наделяет ощущения смыслом и придает целенаправленный характер движению. Вестибулярная и тактильная системы предоставляют мозгу только самую основную информацию. За ними следует проприоцепция: она также передает важные сообщения. В дополнение к этим трем типам ощущений добавляются визуальные сообщения, которые, ассоциируясь с двигательными и слуховыми, придают смысл тому, что мы видим. Зрение наделяет значением услышанное, слух — увиденное. В конечном счете значение наших ощущений помогает формировать абстрактные представления и познавать мир.
Первоначальное обучение должно в основном происходить в результате интеграции всех сенсорных систем. Сенсомоторное взаимодействие служит основой когнитивных функций, которые развиваются позже.
Обучение — это функция всей нервной системы. Обучение начинается со знакомства с гравитацией и собственным телом. Научившись сидеть в вертикальном положении, трясти погремушкой, спускаться по лестнице, держать карандаш, у ребенка развивается способность мозга справляться с более сложными задачами.
В дошкольном возрасте мозг развивает способность приобретать специфические знания, такие как чтение или счет. Для чтения необходима согласованная работа всех сенсорных систем организма. Способность интегрировать сенсорную информацию во многом определяет интеллектуальный потенциал ребенка.
Исходя из вышеизложенного, основная задаче ребёнка от рождения до школьного возраста — это развитие, взаимодействие с миром, для того чтобы быть готовым к освоению более сложных знаний.
Чтобы понять целостность и разнообразие окружающего мира, необходима полноценная работа всех типов анализаторов — визуальных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых. Все сенсорные системы должны работать вместе в одном направлении. Если деятельность сенсорных систем упорядочена и работает без нарушений и сбоев, можно говорить о её интегрированности. Ощущения, создаваемые адаптивными реакциями всего тела, вырабатывают хорошо организованный и сбалансированный паттерн активности в мозге. Слаженная работа тела и органов чувств позволяет мозгу легко адаптироваться и учиться.
Если это условие будет соблюдено, ребенок научится воспринимать окружающий его мир во всей его красоте, он сможет оценить богатство запахов, звуков, вкусов, освоить различные действия, необходимые для его будущей жизни.
Литература:
- Капустина Т. В., Халина К. Д., Эльзессер А. С., Бобровская А. Я. Коммуникативные способности младших школьников с нарушением слуха // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2019. — Т. 8 № 5А. — С. 232–239.
- Кравцова Н. А., Катасонова А. В. Нейропсихология формирования двигательных функций и пространственных представлений у часто болеющих детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2011. — Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41677.shtml (дата обращения: 18.05.2020).
- Метиева, Л.А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. — М.: Просвещение, 2009. — 160 с.
- Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. — М.: Теревинф, 2009. — 272 с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии / Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
- Янушко Я. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года. — М.: «Мозайко-синтез», 2009. — 64с.