Встатье проводится анализ оснований административной ответственности юридического лица. Автором отмечаются различные подходы и существующие взгляды по данному вопросу, представляющие в совокупности целый комплекс теорий.
Ключевые слова: административное правонарушение, административное наказание, юридическое лицо, административная ответственность.
The article analyzes the grounds for the administrative responsibility of a legal entity. The author notes various approaches and existing views on this issue, which together represent a whole range of theories.
Keywords: administrative offense, administrative punishment, legal entity, administrative responsibility.
Привлечение к административной ответственности юридического лица происходит при наличии оснований (деяния, при наличии которых возникает возможность привлечения к административной ответственности).
Данные основания административной ответственности А. Я. Неверов подразделяет на следующие группы: нормативные, фактические, процессуальные [4, с. 11].
К нормативным основаниям можно отнести нормативно-правовые акты, которые предусматривают меру ответственности за нарушение административных норм.
К нормативным основаниям административной ответственности следует относить: КоАП РФ [1] и законы субъектов Российской Федерации, которые устанавливают и регулируют административную ответственность. Сюда же относятся законы и подзаконные акты компетентных субъектов, регулирующие вопросы института административной ответственности.
К фактическим основаниям следует относить противоправные деяния конкретного субъекта, которые нарушают правовые предписания, охраняемые административными нормами.
К процессуальным основаниям относится акты компетентного субъекта о наложении конкретного наказания за конкретное административное правонарушение.
В пункте 1.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. № 7-П к основаниям ответственности, исходя из общего понятия состава административного правонарушения, относится и вина, если в самом законе прямо и недвусмысленно не установлено иное [3]. Следовательно, субъективное основание административной ответственности (вина субъекта правонарушения) в обязательном порядке должно учитывать юрисдикционным органом при привлечении юридического лица к ответственности, поскольку в настоящее время ни одним законом прямо не предусмотрена административная ответственность при отсутствии вины.
Наличие нормы, которая устанавливает ответственность и деяние, предписанное данной нормой — это только нормативные и фактические предпосылки юридической ответственности. Большинство правонарушений так и остаются латентными, зачастую не находят лиц, совершивших правонарушение. Если по факту совершения правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынести акт (приговор, решение, постановление, приказ) о привлечении лица к административной ответственности, то только после того, как акт вступит в законную силу, наступает реальная ответственность. Так же, для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все четыре основания [5, с. 231].
В первую очередь, должна быть норма, устанавливающая обязанности и наказание за ее неисполнение. После этого должно быть совершено правонарушение — фактическое основание. При существовании нормы и нарушающего данную норму деяния, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение, путем вынесения постановления (решения).
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов Российской Федерации предусматривают административную ответственность. Часть 1 данной статьи содержит определение административного правонарушения, выделяя в качестве обязательных признаков противоправность, виновность, наказуемость.
Административная ответственность установлена за противоправные действия, то есть за те действия, которые запрещены КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях под угрозой административного наказания.
Наказуемость заключается в том, что за совершенное противоправное деяние нормой закона предусматривается именно административная ответственность. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.
Обязательному установлению подлежит виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному деянию и его последствиям.
Состав административного правонарушения — логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее существенные свойства определенных антиобщественных действий. Законодатель не создает признаков проступков, а лишь отбирает из них существенные, отличительные и конструирует составы. Перечень закрепленных в ней признаков — достаточное основание для квалификации деяния как административного правонарушения [6, с. 493].
Элементы состава административного правонарушения, совершаемого юридическим лицом, не имеют отличий от позиций, принятых в теории права: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона, правонарушения.
Объектом правонарушения, совершаемого юридическим лицом, могут быть общественные отношения, регулируемые различными отраслями права или складывающиеся в различных сферах государственного управления.
Объективная сторона состава правонарушения — это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший из них — деяние в форме действия либо бездействия, посягающее на конкретные общественные отношения.
Противоправное действие — это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
Противоправное бездействие — это пассивное противоправное поведение, которое заключается в не совершении субъектом действий, которые оно обязано совершить в силу предписаний закона. Обязанность совершать действия может также предписываться и иными нормативными правовыми актами, приказами, распоряжениями, в силу договора, из предшествующих действий.
Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение. Соответственно, субъектом административного правонарушения будет является юридическое лицо, которое совершило данное правонарушение. В ч. 1 ст. 48 ГК РФ [2] юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Субъективная сторона административного правонарушения — это психологическое, внутреннее отношение субъекта к противоправному деянию и его последствиям. Элементы субъективной стороны административного правонарушения принято делить на обязательные и факультативные. К обязательным признакам относят вину правонарушителя. Законодатель определяет две формы вины: умысел и неосторожность. В теории административного права умысел разделяют на: прямой и косвенный, неосторожность, как и умысел, подразделяется на два вида: легкомыслие (самонадеянность) и небрежность.
После признания юридического лица субъектом административной ответственности, на него стали распространяться общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения наказаний за данные правонарушения, процессуальный порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение и исполнение решений о привлечении к административной ответственности. Например, физическое лицо не может дважды привлекаться к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, данное правило также распространяется и на юридическое лицо.
Юридическое лицо, при привлечении к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Юридическое лицо, как и физическое лицо, при совершении административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и в месте совершения административного правонарушения. Исключением являются случаи, если по смыслу данные нормы относятся и применяются только к физическим лицам, например, совершение административного правонарушения группой лиц, невменяемость.
Таким образом, можно сформулировать общий вывод — привлечение к административной ответственности юридического лица происходит при наличии оснований (деяния, при наличии которых возникает возможность привлечения к административной ответственности). Данные основания административной ответственности можно подразделить на следующие группы: нормативные, фактические, процессуальные.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ч. 2 Ст. 5216.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2021) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П // СПС Консультант Плюс
- Неверов А. Я. Административная ответственность юридических лиц // Российская юстиция. 2022. № 2. С. 10–16.
- Тебиева А. Ч. Особенности административной ответственности юридических лиц // Актуальные проблемы права: сборник статей. — Владикавказ, 2020. С. 229–235.
- Храмушина Д. С., Шареева А. Д. Основания административной ответственности юридических лиц // Юность. Наука. Культура. Материалы научно-практической конференции. — Саранск, 2022. С. 492–495.