Толкование понятия и признаков административного правонарушения как основания административной ответственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 16.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Руденко, Е. В. Толкование понятия и признаков административного правонарушения как основания административной ответственности / Е. В. Руденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120547/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья посвящена вопросам понятия и признаков административного правонарушения. Анализируются и рассматриваются вопросы, возникающие в процессе толкования административного правонарушения.

Ключевые слова: административное правонарушение, административная ответственность, понятие, признаки, толкование.

This article is devoted to the issues of the concept and signs of an administrative offense. Issues arising in the process of interpretation of an administrative offense are analyzed and considered.

Keywords: administrative offense, administrative responsibility, concept, signs, interpretation.

Порядок применения мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния входит в систему обеспечения упорядоченности общественных отношений с помощью норм права.

С помощью качественных юридических инструментов происходит качественное решение задач охраны правового порядка в процессе непосредственного регулирования отношений между субъектами общества.

Сам механизм применения инструментов, с помощью которых государство обеспечивает соблюдение закона и порядка в обществе, подлежит детальной регламентации. В особенности это важным представляется в отношении применения мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение правонарушения.

Непосредственно термин «административное правонарушение» был сформирован в начале 21 века в процессе второй кодификации отечественного законодательства, связанного с административными нарушениями, и принятии в декабре 2001 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2]. Над этим работала значительная группа ведущих специалистов по административному праву, таких как И. И. Веремеенко, Л. Л. Попов, Н. Г. Салищева, М. С. Студеникина, А. П. Шергин и А. Ю. Якимов.

Понятие административного правонарушения раскрывается в ст. 2.1 КоАП РФ: это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Кроме того, административно-правовая доктрина также предлагает различные альтернативные определения понятия административного правонарушения.

Так, Бельский К. С. утверждал, что административные правонарушения представляют собой широкую категорию антиобщественных действий, которые затрагивают общественный порядок, права и свободы граждан, имущество, а также установленный порядок управления [11].

Студеникин С. С. объяснял, что административный деликт заключается в нарушении административно-правовой нормы, которое может совершить гражданин, учреждение, организация или должностное лицо. Санкции за такое нарушение применяются органами государственного управления или должностными лицами, а не через судебную систему [5].

По мнению Матузова О. В., в законодательном определении содержится лишь один критерий, который разграничивает административное правонарушение и другие деликты, и таким критерием является административная противоправность [9].

По мнению Капитонова С. А., тот плюрализм во мнениях, который существует в отношении рассматриваемого вопроса, показывает важный характер непосредственно дискуссии и неразрешенности соответствующей проблемы [8].

А. С. Дугенец полагает, что в правонарушениях происходит несоблюдение «установленных государством норм возможного или должного поведения участниками общественных отношений в различных секторах управленческой сферы» [10].

Таким образом, большинство исследователей согласны с тем, что основными признаками административно-правового нарушения являются его противоправность, виновность, общественная опасность (социальная вредоносность) и наказуемость.

Отметим, что четкое определение административного правонарушения и его признаков имеет не только теоретическую ценность, но и практическое значение для сотрудников правоприменительных органов и органов внутренних дел.

Для характеристики совершенного административного правонарушения определяющим является набор обязательных признаков, которые формируют состав данного правонарушения. Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков, позволяющая классифицировать деяние согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации как наказуемое. Данные обязательные признаки каждого конкретного правонарушения описаны в статьях Особенной части КоАП РФ.

К признакам административного правонарушения относятся следующие:

1) деяние, которое, в свою очередь, выражается и в форме действия, и в форме бездействия. Действие отличает активность поведения субъекта. Напротив, для бездействия характерна пассивность;

2) противоправность является основным критерием административного правонарушения. Его правовым критерием, вторичным, производным от указанного, выступает оценка последствий деяния. Непосредственно в качестве выражения противоправности выступает нарушение запретов, а также невыполнение возложенных обязательств. Кроме того, квалификация административного правонарушения происходит в независимости от вредоносности деяния. Но в тех случаях, которые предусмотрены в Особенной части КоАП РФ, квалифицировать правонарушение возможно лишь если имеется причинение имущественного ущерба, а также морального или физического вреда.

Бахрах Д. Н. считает, что в содержание понятия противоправность необходимо вкладывать противоречие между поведением лица и запретом, который установлен в административно-правовой норме [3]. Данное поведение может быть и в активной, и в пассивной форме;

3) виновность означает, в свою очередь, что правонарушением признается лишь такое поведение субъектов права, которое является виновным. Вина представляется сознательным, волевым отношением субъекта к общественно опасному деянию, которое данный субъект совершил, а также к тем последствиям, которые наступили. При этом такие последствия могут проявляться в форме умысла или халатности. Если в действии или бездействии нарушителя присутствует вина, такое поведение следует считать правонарушением, так как индивид осознанно допустил нарушение, полностью контролируя свои поступки в момент его совершения;

4) общественная опасность. В контексте административного правонарушения общественная опасность проявляется в том, что данное деяние (в форме действия или бездействия) является опасным для общества. Оно наносит ущерб конституционным и другим интересам личности, общества, государства.

Что касается данного признака, то в отличие от преступлений административные правонарушения зачастую не характеризуется в качестве общественно опасного деяния. Однако при этом существуют основания полагать то, что для административного правонарушения характерна не вредность или вредоносность, а именно общественная опасность в качестве материального признака правонарушения;

5) наказуемость состоит в том, что любое противоправное деяние должно быть наказано. Именно с данной целью в статьях КоАП РФ установлена санкция в качестве меры административного наказания.

Наиболее дискуссионным среди ученых-административистов является вопрос об общественной вредности или общественной опасности административного правонарушения.

Общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Суть дискуссии состоит в том, что учеными предлагается различное толкование данного признака — или как общественно опасного, или как общественно вредного. Так, В. В. Головко и В. И. Майоров считают, что «они не обладают общественной опасностью — это общественно вредные, антиобщественные деяния» [6].

Однако считаем, что административные правонарушения посягают на охраняемые государством общественные отношения. По мнению ряда ученых, «общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что они реально причиняют или могут причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме» [4]. Также считает В. А. Ковалев, отмечая, что правонарушение как противоправное виновное деяние (действие или бездействие) причиняет или способно причинить вред обществу, государству, отдельным лицам [7].

Итак, современное российское административное право относится к области публичного права, занимаясь урегулированием административных аспектов общественных взаимоотношений. Также важно отметить, что это право развивается стремительными темпами. Объектом изучения административного права выступают, в частности, административные правонарушения.

Чтобы правовая система функционировала эффективно, нужно устанавливать ответственность за нарушение ее норм, что гарантирует реализацию прав. Государство через административную ответственность подчеркивает важность соблюдения административных норм как со стороны граждан, так и официальных лиц.

Административное правонарушение представляется юридическим фактом, который выступает в качестве незаконных действий или же бездействия. Административное правонарушение служит основанием для установления правоотношений, связанных с административной ответственностью.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 08.12.2024).
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. 23.11.2024) (с изм. от 04.12.2024) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  3. Бахрах Д. Н. Административная ответственность по российскому законодательству. М.: Проспект, 2020. 800 с.
  4. Денисенко В. В., Денисенко С. Г., Дерюга А. Н. Глава 14: Административное правонарушение и административное наказание // В книге: Административное право. Учебник. Санкт-Петербург, 2024. С. 244–269.
  5. Кирьяненко Е. С. Административное правонарушение: понятие и состав // Научный альманах. 2023. № 9–2 (107). С. 96–98.
  6. Кодзокова Ф. Г. Место института административной ответственности в системе юридической ответственности // Академическая публицистика. 2024. № 1–1. С. 359–367.
  7. Комендантенко А. М. Административная ответственность: теоретические и практические аспекты // Молодой ученый. 2023. № 52 (499). С. 265–267.
  8. Куракин А. В., Гримальская С. А. К вопросу о понятии административного правонарушения // Современное право. 2023. № 10. С. 62–69.
  9. Матузов В. О. Понятие и сущность административного правонарушения // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 8(12). С. 263–266.
  10. Матронова Д. А. Понятие, признаки и юридический состав административного правонарушения // В сборнике: VIII Юридические чтения. Материалы Национальной научно-практической конференции. Редколлегия: Р. Р. Хайров (отв. редактор) [и др.]. Саранск, 2022. С. 452–263.
  11. Юдина Л. В. Понятие и признаки административного правонарушения // Студенческий вестник. 2023. № 27–1 (266). С. 42–44.
Основные термины (генерируются автоматически): административное правонарушение, общественная опасность, РФ, административная ответственность, правонарушение, признак, административно-правовая норма, виновное лицо, Особенная часть, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос