Работа посвящена некоторым аспектам организационно-правового характера административной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности. В статье рассматриваются основные правовые элементы административной ответственности: понятие, признаки, основания для привлечения.
Ключевые слова: административная ответственность, юридическая ответственность, административное правонарушение, административное наказание.
Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, которая устанавливается государством посредством создания правовых норм, определяющих основания привлечения к ответственности, а также в установлении санкций или мер юридической ответственности, которые могут применяться к правонарушителям. Юридическая ответственность представляет собой важный ключевой элемент, поскольку именно наличие юридической ответственности придаёт правовым нормам общеобязательный характер для их соблюдения и исполнения.
На сегодняшний день понятие административной ответственности легально не закреплено, что влечёт к появлению различных дефиниций этого понятия в административном праве.
В проекте нового Кодекса РФ об административных правонарушениях дается понятие административной ответственности, которая согласно статье 2.5 проекта, определяется как «возможность в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, административного наказания, предусмотренного настоящим Кодексом, уполномоченным на это должностным лицом, органом, судом в установленном федеральным законом процессуальном порядке и форме» [1].
В действующем «Кодексе РФ об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ понятие административной ответственности раскрывается через понятие «административное правонарушение», которое представляет собой противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица [2].
В научной литературе также не существует унифицированного понятия административной ответственности.
Так, например А. Б. Агапов характеризует административную ответственность как «один из видов публично-правовой ответственности, установленной при совершении проступков (административных правонарушений), влекущих за собой малозначительное, реальное или потенциальное причинение вреда или ущерба правоохраняемым имущественным и нематериальным интересам» [3].
Данный вопрос исследовали Ю. А. Дмитриев, А. А. Евтеева, С. М. Петров, по их мнению, «административная ответственность — это реализация предусмотренных административным правом санкций, осуществляемая посредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц)» [4].
Хочу отметить, что административная ответственность, как и другие виды ответственности, представляет собой правовой механизм, который регулирует общественные отношения, защищает и охраняет законные интересы граждан и юридических лиц от неправомерного нарушения их законных прав и интересов, а также от противоправного поведения нарушителей.
Однако наряду с общими признаками других видов юридической ответственности административная ответственность обладает собственными отличиями:
1) она урегулирована нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ;
2) основанием ее применения является административное правонарушение;
3) она состоит в применении к виновным административных наказаний;
4) к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические лица;
5) она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами);
6) порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами [5].
Исходя из того, что административная ответственность представляет собой механизм по урегулированию общественных отношений, их охране и защите, можно сказать о целях, которые она преследует. В-первую очередь, это защита прав и интересов, правопорядка в целом, посредством применения мер ответственности, предусмотренных санкциями, статьей Кодекса об административных правонарушениях, во-вторых, восстановление справедливости в результате совершенного правонарушения, и в-третьих, предупреждение совершения нового правонарушения, как самим нарушителем, так и для других субъектов права.
Основанием применения мер административной ответственности является административное правонарушение. В действующем Кодексе об административных правонарушениях РФ дано понятие определения административного правонарушения, которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ) [6].
Для того чтобы изучить природу административного правонарушения необходимо определить его юридический состав.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.
Субъектам административного правонарушения являются физические и юридические лица.
Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны — вина субъекта административного правонарушения. Вина бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что административная ответственность представляет собой важное звено в административном праве. Несмотря на наличие правовых проблем, таких так отсутствие целостного и закрепленного на законодательном уровне понятия административной ответственности, она является необходимым элементом, поскольку позволяет создать условия для исполнения принятых решений, обеспечить правомерное поведение граждан, должностных лиц и организаций, а также восстановить нарушенное право в результате совершения правонарушения.
Литература:
- Проект Кодекса РФ об административных правонарушениях. — Текст: электронный // Consuitant.ru: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=191214#ktdKT6T04PnfWezt/ (дата обращения: 20.05.2022).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ.- 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — ст.1.
- Агапов, А. Б. Административная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Б. Агапов. — 8-е изд. перераб. и доп. — М.,: Юрайт, 2019. — 465 c. — Текст: непосредственный.
- Дмитриев, Ю. А. Административное право / Ю. А. Дмитриев, А. А. Евтеева, С. М. Петров. — М.: Эксмо, 2005. — 1008 c. — Текст: непосредственный.
- Бахрах, Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр и доп. — М.: Норма, 2008. — 816 c. — Текст: непосредственный.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — ст.1.
- Бахрах, Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр и доп. — М.: Норма, 2008. — 816 c. — Текст: непосредственный.