Встатье проводится анализ целей применения административных наказаний. Автором отмечаются различные подходы и существующие взгляды по данному вопросу, представляющие в совокупности целый комплекс теорий.
Ключевые слова: административное правонарушение, административное наказание, превенция, административная ответственность.
The article analyzes the purposes of applying administrative penalties. The author notes various approaches and existing views on this issue, which together represent a whole range of theories.
Keywords: administrative offense, administrative punishment, prevention, administrative responsibility.
Цели административного наказания изложены в ст. 3.1 КоАП РФ [2]. В указанной статье говорится, что цель состоит в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Цели административного наказания являются взаимосвязанными между собой, причем первая цель достигается путем прямого воздействия на правонарушителя, а вторая косвенным воздействием на других лиц.
Понятие «цели административного наказания» тесно связано с таким понятием как его эффективность. Связь этих понятий проявляется так: чем выше результат от применения административного наказания в соотношении с целью, для достижения которой оно применялось, тем выше его эффективность, и наоборот. Без уяснения понятия эффективности наказаний, довольно трудно рассуждать о действенности административных наказаний. Эффективность показывает, насколько успешно и результативно применение административного наказания [5, с. 319].
Таким образом, административное наказание применяется как мера предупредительного и профилактического воздействия, и поэтому административное наказание имеет своей целью частную и общую превенцию. Частная (специальная) превенция выражается в воздействии административного наказания на правонарушителя, когда он в будущем не будет побуждаем к совершению новых правонарушений.
Частное предупреждение показывает правонарушителю, что за совершение административного правонарушения он в обязательном и незамедлительном порядке будет наказан. Для частной превенции административного наказания характерна персонификация цели. Она ставится только в отношении будущего поведения лица, совершившего административное правонарушение [3, с. 32].
Цель частного предупреждения ставится только в отношении лиц, подвергнутых административным наказаниям за совершение административных правонарушений, подразумевая предупреждение рецидива с их стороны. Страх быть вновь подвергнутым наказанию удерживает правонарушителя от повторного совершения правонарушения, так как оно может повлечь более суровую административную ответственность, а в некоторых случаях возможно привлечение к уголовной ответственности.
Предупредить совершение новых административных правонарушений в ряде случаев возможно и другими способами, например, запрещая по суду дисквалифицированному лицу занимать руководящие должности в исполнительной органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Также, например, назначение штрафа состоит в ограничении имущественных прав правонарушителя, поскольку заставляет виновного претерпевать неблагоприятные последствия в виде лишения его определенной части денежных средств.
Цель частного предупреждения административных наказаний состоит в предупреждении не только административных, но и иных правонарушений, поскольку некоторые административные правонарушения нередко «перерастают» в уголовно наказуемые деяния. Поэтому, применение административного наказания имеет цель предупреждение как административных правонарушений, так и преступлений.
Следовательно, очень важно при определении превентивной цели административных наказаний говорить о предупреждении правонарушений, имея в виду не только административные, но и иные правонарушения (уголовные, гражданско-правовые, дисциплинарные и т. д.).
Общая превенция предполагает предупреждение правонарушений со стороны иных лиц, склонных к совершению правонарушения. В большей степени это касается так называемых неустойчивых и незаконопослушных граждан. Таких граждан от совершения административного правонарушения может удержать возможность реального применения административного наказания, например, угроза лишения некоторых благ: свободы, образа жизни, к которому он привык, материальных потерь и т. д. Угроза применения административного наказания обращена к сознанию и воле людей, и поэтому она может в определенной мере являться сдерживающим началом для тех, кто собирается совершить правонарушение в силу своих аморальных качеств, установок, взглядов и т. д. [4, с. 40].
Постановка перед административным наказанием цели общего предупреждения, заключающейся в формировании боязни совершения правонарушения, предполагает, что угроза неотвратимости административного наказания проходит через волю и сознание склонного к совершению правонарушения лица и окажет позитивное влияние на уровень его неправомерной активности.
Более того, не вызывает сомнений позиция о том, что сдерживающий эффект различных административных наказаний неодинаков, например административный арест или административное приостановление деятельности в целом устрашает сильнее, нежели административный штраф.
Общепредупредительное воздействие административного наказания сводится не только к устрашающему воздействию на неустойчивых лиц, но и ставит перед собой цель воспитание граждан, выработку у них позитивной морали, убеждений, взглядов, необходимого правосознания, соответствующего морального и культурного уровня, а также реализацию принципа неотвратимости административного наказания.
Таким образом, устрашение с целью предупреждения совершения правонарушений может быть направлено только в отношении незаконопослушных граждан, а воспитательное воздействие — в отношении всех граждан.
Реализация общей превенции осуществляется путем распространения информации о самом административно-правовом запрете. В случае нарушения административно-правового запрета первоначальным этапом превентивного воздействия становится осуждение виновного. Сам факт неодобрительной оценки действий лица побуждает его изменить свое поведение. Следуемая за осуждением кара ограничивает виновного в возможности совершить новое правонарушение, либо вынуждает его избрать иной вариант поведения при возникновении похожей ситуации.
Законодатель в ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ указывает, что административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесения вреда деловой репутации юридического лица. Следовательно, административные наказания не преследуют цели мести, унижения человеческого достоинства, причинения физических страданий человеку, что соответствует ст. 21 Конституции РФ [1]. Запрет на нанесение вреда деловой репутации юридическому лицу означает, что лицо вправе требовать опровержения порочащих его деловую репутацию сведений (путем обжалования в административном или судебном порядке), а также возмещения имущественного вреда, причиненного в связи с посягательством на деловую репутацию.
Лица, привлеченные к административной ответственности, должны нести лишь те лишения и ограничения, которые закреплены законом в административных наказаниях, с тем чтобы не претерпевать излишние не обусловленные целями административной ответственности и примененным административным наказанием страдания. Такая позиция раскрывается во Всеобщей декларации прав человека (ст. 12) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 3), закрепляющим недопустимость такого применения наказаний, которое допускало бы пытки, насилие или другое жестокое или умаляющее достоинство человека обращение.
Административные наказания влекут для правонарушителя ряд неблагоприятных последствий морального, материального и физического характера. Однако правоограничения, составляющие содержание санкции, не являются целью административного наказания. Они служат средством воспитания людей в духе уважения к закону, к праву, способом формирования законопослушных граждан.
Можно сформулировать общий вывод, что административное наказание — мера административной ответственности, установленная государством, применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение и заключающаяся в определенных ограничениях морального либо имущественного характера. Административному наказанию присущ ряд признаков, которые позволяют определить, что данная мера ответственности относится именно к административному наказанию. Главной целью административного наказания является предупреждение совершения административных правонарушений, в том числе и преступлений, как со стороны правонарушителя, так и со стороны других лиц. Частная и общая превенция административного наказания способствуют сокращению административных правонарушений и последующему совершению преступлений.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ч. 2 Ст. 5216.
- Иванова О. П. Административные наказания: понятие и цели // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права: материалы научной конференции. — Ставрополь, 2018. С. 31–34.
- Носик А. В. К вопросу о понятии и целях административных наказаний // NovaUm.Ru. 2022. № 36. С. 38–41.
- Шаназарова Е. В. Понятие и принципы административных наказаний // Modern Science. 2021. № 4. С. 318–321.