Изучение сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.11.2022

Статья просмотрена: 404 раза

Библиографическое описание:

Ефимова, К. А. Изучение сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями / К. А. Ефимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 395-399. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96858/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье представлен анализ исследования особенностей сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями, выделены уровни освоения социально-бытовых навыков у младших школьников, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с расстройствами аутистического спектра, осложнённой умственной отсталостью.

Ключевые слова: социально-бытовые навыки, младшие школьники, расстройства аутистического спектра, интеллектуальные нарушения, диагностика сформированности социально-бытовых навыков.

Социально-бытовые навыки — это навыки, которые необходимы для успешной адаптации к социуму. К социально-бытовым навыкам, в частности, относятся умения самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом и прочее [8]. Социально-бытовые навыки играют значительную роль в адаптации человека к окружающей среде, успешное овладение данными навыками является показателем социальной адаптированности. Социально-бытовые навыки формируются по мере взросления ребенка, в процессе обучения, во время наблюдения за поведением и действиями взрослых, принимая участие в повседневных делах. Достаточная сформированность социально-бытовых навыков лежит в основе становления личности ребенка и возможности его независимой жизнедеятельности в будущем.

Дети с ограниченными возможностями здоровья по разным причинам могут испытывать сложности в усвоении социально-бытовых навыков на этапе дошкольного детства, поэтому в некоторых случаях в школьном возрасте задача поддержки становления социально-бытовых остается востребованной и актуальной.

У детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями отмечаются сложности подражания, особенности коммуникации и ориентированности на другого человека — это влияет на все стороны их жизни, в том числе и на развитие социально-бытовых навыков [3]. Изучением особенностей формирования социально-бытовых навыков детей с расстройствами аутистического спектра занимались многие исследователи, такие как: О. С. Аршатская [7], М. Ю. Веденина [2], И. В. Ковалец [9], С. А. Морозов [5], С. С. Морозова [6] и др.

Изучение научно-методических публикаций и практического опыта образовательных учреждений показывает большую значимость социально-бытовых навыков для социализации детей, стойкие трудности усвоения социально-бытовых навыков у части детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями, недостаточное применение технологий поддержки развития социально-бытовых навыков в условиях образовательных учреждений. Все это и определило актуальность темы исследования: «Формирование социально-бытовых навыков у младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями».

Цель исследования изучить особенности социально-бытовых навыков детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями, выделить условия формирования социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ литературы, посвященный формированию социально-бытовых навыков у детей при обычном и нарушенном развитии;
  2. Подобрать диагностический материал и провести оценку сформированности социально-бытовых навыков детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями;
  3. Определить условия, разработать, апробировать технологию развития социально-бытовых навыков у младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями;
  4. Провести контрольный этап исследования, определить эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.

В этой статье мы подробнее остановимся на результатах исследования сформированности социально-бытовых навыков младших школьников и уровнях освоения, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования. На констатирующем этапе исследовании было 32 участника, из них 16 детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями и 16 родителей детей экспериментальной группы. Методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической документации, который включал изучение заключений тПМПК, заключений ППК, заключений специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда). Все обучающиеся были в возрасте от 8 до 10 лет, обучались по АООП для обучающихся с РАС вариант 8.4. Русский язык родной для всех детей экспериментальной группы, у детей не было тяжелых нарушений слуха, зрения или движения, которые могли препятствовать выполнению предлагаемых заданий. Речью как основным средством коммуникации пользовались 4 ребенка, отсутствовала речь у 5 детей, остальные дети использовали речь ограниченно. Все дети выполняли простые инструкции, понимали обращения взрослого в привычной ситуации.
  2. Направленное наблюдение проводилось во время уроков и на перемене в течение учебного дня, было отмечено, что у всех обучающихся имеются сложности в выполнении типичных заданий, связанных с использованием социально-бытовых навыков. Наибольшие трудности представляли ситуации, в которых ребенку нужно действовать самостоятельно. Например, всем детям оказалось сложно переодеваться, некоторые трудности были у детей в процессе приема пищи, выполнения гигиенических процедур, необходимости положить на место игрушку или материал и пр. Большинство детей владели отдельными действиями, но для их выполнения в правильной последовательности нуждались в инструкции.
  3. Анкетирование — была разработана и использована анкета для родителей. Для анкетирования нами был использован и адаптирован перечень навыков, предложенных в книге Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман «Путь к независимости» [1]. Анкета состояла из 27 вопросов, как закрытые (выбрать подходящий ответ), так и открытые, в которых нужно было самостоятельно написать ответ или обосновать свою точку зрения на определенные ситуации.

В рамках анкетирования каждый родитель мог выбрать подходящие для оценки показатели (в баллах). Итоговые баллы были посчитаны, результаты соотнесены с результатами направленного наблюдения. Анкетирование показало, что у большинства обучающихся (6 человек) с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями преобладает уровень освоения социально-бытовыми навыками ниже среднего, достаточный уровень отмечен у 2 обучающихся. По оценкам родителей у 4 детей средний уровень сформированности навыков самообслуживания и у 4 младших школьников низкий уровень. Родители детей экспериментальной группы понимают важность формирования социально-бытовых навыков, но не всегда могут самостоятельно обеспечить максимально эффективное обучение этим навыкам в быту, выполняют сложные действия (не адаптируя материал), часто контролируют весь процесс выполнения навыка, давая инструкции, некоторые навыки не используют в быту (убирание предметов на место, помощь по дому и пр.).

  1. Самим экспериментатором была проведена методика Г. Г. Зак, О. Г. Нугаева, Н. В. Шульженко «Изучение сформированности социально-бытовых навыков» [4]. Сформированность социально-бытовых навыков у младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями исследовались по трем направлениям: анализ знаний младших школьников о себе и о предметах окружающего мира и умение сопоставлять названия с реальными объектами; изучение развития их двигательной сферы (мелкой моторики); изучение социально-бытовых навыков, которые разделены на три группы (навыки приема пищи, навыки удовлетворения естественных потребностей, навыки использования одежды и обуви).

Оценка результатов по каждому из направлений осуществляется в баллах. В результате формулируется вывод о том или ином уровне сформированности социально-бытовых навыков. Всего выделяется 5 уровней — от полного отсутствия навыков до полной их сформированности.

По первому блоку заданий суммарные значения у всех детей находились на средних показателях, что свидетельствует о недостаточности знаний о предметах и умению соотносить названия с реальными объектами.

В процессе выполнения заданий второго блока обнаружилось, что большинство младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями не умеют застегивать молнии и пуговицы.

Обучающиеся знают для чего нужны пуговицы и молнии, понимают, чего от них требуют, однако развитие мелкой моторики находится на низком уровне, что мешает выполнить поставленную задачу. С задачей застегнуть и расстегнуть липучки справились все обучающиеся.

По третьему блоку заданий анализ результатов исследования позволило выделить особенности сформированности социально-бытовых у младших школьников, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования. Анализ результатов представлен на рис. 1.

Распределение значений по третьему блоку диагностических заданий (методика Г. Г. Зак, О. Г. Нугаевой, Н. В. Шульженко)

Рис. 1. Распределение значений по третьему блоку диагностических заданий (методика Г. Г. Зак, О. Г. Нугаевой, Н. В. Шульженко)

Так было отмечено, что навыки переодевания сформированы у младших школьников на более низком уровне, чем навыки приема пищи и удовлетворения естественных потребностей. Лишь 1 человек может одеться и раздеться при организующей помощи взрослого (речевая инструкция), тогда как с данным видом подсказки при приеме пищи справляется 5 человек, а при удовлетворении естественных потребностей подсказки в выполнении действий требуется 3 детям.

В частичной помощи взрослого в процессе действий одевания и раздевания требуется 8 младшим школьникам, при приеме пищи 5 детям требуется частичная помощь, по навыкам удовлетворения естественных потребностей 8 человек смогут справиться с заданием при такой помощи.

В физической помощи, выполнение действий «рука в руку» в группе навыков использования одежды и обуви 7 детям имеется необходимость в помощи взрослого в процессе снятия и надевания одежды и обуви, обучающиеся могут выполнить лишь отдельные короткие операции, но полностью и самостоятельно выполнить не могут. При приеме пищи 6 младших школьников нуждаются в выполнении действий «рука в руку». А во время навыков удовлетворения естественных потребностей в физической помощи взрослого нуждается 5 обучающихся.

После получения данных по методике «Изучение сформированности социально-бытовых навыков» (Г. Г. Зак, О. Г. Нугаева, Н. В. Шульженко)была проведена дифференциация детей по уровням освоения социально-бытовых навыков. Результаты представлены на рис. 2.

Уровень освоения социально-бытовыми навыками (методика Г. Г. Зак, О. Г. Нугаевой, Н. В. Шульженко)

Рис. 2. Уровень освоения социально-бытовыми навыками (методика Г. Г. Зак, О. Г. Нугаевой, Н. В. Шульженко)

I и V уровень не выявлены ни у одного обучающегося. I уровень характеризуется полностью сформированными навыками, V — полным отсутствием навыков самообслуживания.

В группе младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями выявлено 2 человека со II уровнем, который характеризуется частичной сформированностью социально-бытовых навыков. Таким детям требуется напоминание или незначительная помощь взрослого при выполнении тех или иных действий.

III уровень выявлен у 6 детей, данный уровень характеризуется текущим процессом формирования социально-бытовых навыков. Детям также требуется незначительная помощь взрослых, они могут самостоятельно выполнять некоторые операции, но при этом отмечается неаккуратность в выполнении действий.

IV уровень выявлен у 8 младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями. На данном уровне социально-бытовые навыки находятся в стадии формирования. Чаще всего младшим школьникам требуется помощь взрослого в значительной степени, необходимы постоянные напоминания для выполнения какого-либо действия. Дети выполняют задания по заранее озвученной взрослым инструкции.

Полученные результаты в большинстве позиций совпали с тем, что было выявлено в процессе направленного наблюдения и анализе личных дел. Анкетирование родителей показало, что родители достаточно полно понимают возможности своих детей и в целом, заинтересованы в повышении качества работы в этом направлении, хотя имеют негативный опыт в прошлом. В экспериментальной группе преобладают младшие школьники с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями, обладающие социально-бытовыми навыками в стадии формирования, с IV уровнем сформированности социально-бытовых навыков, которым постоянно требуется помощь взрослых для выполнения определенной деятельности. Отмечен низкий уровень сформированности мелкой моторики. Необходима системная работа с родителями обучающихся с целью повышения их компетентности в вопросах формирования социально-бытовых навыков, проведение занятий с младшими школьниками по развитию мелкой моторики.

Литература:

  1. Бейкер, Л. Б. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам [Электронный ресурс] / Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. — М.: Теревинф, 2000. — Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0451/1_0451–2.shtml (дата обращения: 12.04.2022).
  2. Веденина, М. Ю. Общие трудности бытовой адаптации аутичных детей / М. Ю. Веденина // Аутичный ребенок: проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков. — М.: Добро, 1998. — С. 9–50.
  3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение. 2005. 272 с.
  4. Зак, Г. Г. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Г. Г. Зак, О. Г. Нугаева, Н. В. Шульженко // Специальное образование. — 2014. — № 1(33). — С. 52–59.
  5. Морозов С. А. Аутичный ребенок — проблемы в быту: методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков / под ред. С. А. Морозов. — М.: Общество помощи аутичным детям «Добро», 1998. — 73 с.
  6. Морозова, С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С. С. Морозова. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 176 с.
  7. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Костин И. А., Веденина М. Ю., Аршатский А. В., Аршатская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение.— М.: Теревинф, 2005.— (Особый ребенок).— 224 с.
  8. Пешкова, Н. А. Диагностика и развитие социально-бытовых навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра / Н. А. Пешкова, С. Г. Лещенко. — М.: Мир науки, 2020. — 107 с.
  9. Социально-бытовая адаптация детей с ранним детским аутизмом [Текст]: программа и методические рекомендации (для педагогов и родителей) / Министерство образования Республики Беларусь, Национальный институт образования; [авт. — сост. И. В. Ковалец]. — Минск: [НИО], 2000. — 73 с.
Основные термины (генерируются автоматически): навык, ребенок, школьник, расстройство, спектр, нарушение, уровень, уровень освоения, мелкая моторика, экспериментальная группа.


Ключевые слова

младшие школьники, расстройства аутистического спектра, социально-бытовые навыки, интеллектуальные нарушения, диагностика сформированности социально-бытовых навыков

Похожие статьи

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук...

Таким образом, можно сделать следующий вывод, уровень сформированности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существенно ниже уровня сформированности мелкой моторики детей с нормой речевого развития.

Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка

...в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики...

— 61 % детей от общего числа воспитанников имеют низкий уровень развития мелкой

Цель Программы — обеспечить ребенку достаточный уровень развития мелкой моторики

* Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки с психологом в подготовительной группе.

Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи...

Определение уровня сформированности навыков...

0–3 балла — низкий уровень развития мелкой моторики.

45–48 баллов — высокий (достаточный) уровень сформированности навыков

(интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического

в сочетании с расстройствами аутистического спектра должна быть направлена, в первую очередь, на развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие...

Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук и кисти пальцев у младших школьников, является главным

На развитие речи влияет нарушение мелкой моторики.

Письмо — это сложный навык, он включает выполнение согласованных графических умений.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми...

Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности при овладении всеми методами мелкой моторики, умения и навыки полученные детьми быстро распадаются, если не проводится работа по их закреплению.

Особенности пальцевой моторики рук у детей...

Экспериментальное изучение дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и общим недоразвитием речи II и III уровня подготовительной к школе группе г. Екатеринбурга включало обследование детей по

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

У детей данной категории наблюдается нарушение координации движений обеих рук...

Развитие мелкой моторики с целью стимуляции высших...

...что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из симптомов умственного

– реализовать программу в старшей дошкольной группе дошкольной образовательной организации

Всего участников — 20 детей с различным уровнем развития и способностей.

Влияние уровня развития мелкой моторики на стимуляцию высших психических функций у...

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у

Мелкая моторика развивает: практические навыки; внимание; подготовка к письму; память; мышление; речь.

Все упражнения и игры должны быть доступны большинству детей группы.

Для наших детей новое средство для развития мелкой моторики — это нитки.

Исследование сформированности психомоторных навыков...

Уровень общего моторного развития детей определялся нами по результатам выполнения

Время прохождения дистанции характеризовало уровень овладения навыком бега, а так же

Хотя результаты в экспериментальной группе были выше, чем в контрольной группе, в беге

Таблица 3. Распространенность нарушений речевой моторики и устной речи у детей с СДВГ и...

Похожие статьи

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук...

Таким образом, можно сделать следующий вывод, уровень сформированности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существенно ниже уровня сформированности мелкой моторики детей с нормой речевого развития.

Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка

...в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики...

— 61 % детей от общего числа воспитанников имеют низкий уровень развития мелкой

Цель Программы — обеспечить ребенку достаточный уровень развития мелкой моторики

* Игры и упражнения по развитию мелкой моторики руки с психологом в подготовительной группе.

Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи...

Определение уровня сформированности навыков...

0–3 балла — низкий уровень развития мелкой моторики.

45–48 баллов — высокий (достаточный) уровень сформированности навыков

(интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического

в сочетании с расстройствами аутистического спектра должна быть направлена, в первую очередь, на развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие...

Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук и кисти пальцев у младших школьников, является главным

На развитие речи влияет нарушение мелкой моторики.

Письмо — это сложный навык, он включает выполнение согласованных графических умений.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми...

Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности при овладении всеми методами мелкой моторики, умения и навыки полученные детьми быстро распадаются, если не проводится работа по их закреплению.

Особенности пальцевой моторики рук у детей...

Экспериментальное изучение дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и общим недоразвитием речи II и III уровня подготовительной к школе группе г. Екатеринбурга включало обследование детей по

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

У детей данной категории наблюдается нарушение координации движений обеих рук...

Развитие мелкой моторики с целью стимуляции высших...

...что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из симптомов умственного

– реализовать программу в старшей дошкольной группе дошкольной образовательной организации

Всего участников — 20 детей с различным уровнем развития и способностей.

Влияние уровня развития мелкой моторики на стимуляцию высших психических функций у...

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у

Мелкая моторика развивает: практические навыки; внимание; подготовка к письму; память; мышление; речь.

Все упражнения и игры должны быть доступны большинству детей группы.

Для наших детей новое средство для развития мелкой моторики — это нитки.

Исследование сформированности психомоторных навыков...

Уровень общего моторного развития детей определялся нами по результатам выполнения

Время прохождения дистанции характеризовало уровень овладения навыком бега, а так же

Хотя результаты в экспериментальной группе были выше, чем в контрольной группе, в беге

Таблица 3. Распространенность нарушений речевой моторики и устной речи у детей с СДВГ и...

Задать вопрос