Особенности пальцевой моторики рук у детей с псевдобульбарной дизартрией и пути ее коррекции | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Нигматова Е. А. Особенности пальцевой моторики рук у детей с псевдобульбарной дизартрией и пути ее коррекции [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 211-214. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9507/ (дата обращения: 16.10.2018).



 

В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями речи основной категорией детей, являются дети с псевдобульбарной дизартрией и общим недоразвитием речи различного уровня.

При данной форме дизартрии нарушается формирование речевых функций, включающих: фонетическую, фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи, а также неречевых функций включающих: общую, пальцевую, артикуляционную моторику.

В развитии речевой активности в онтогенезе большое значение имеет манипулятивная деятельность, предметная и игровая активность. М. И. Лисиной было установлено, что до шести месяцев жизни ребенка основное место среди познавательных реакций занимают движения глаз, а после шести месяцев — двигательные реакции руки [1, с.31].

Изучением развития двигательной функции руки занимались ряд авторов: М. Ю. Кистяковская, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, Р. Я. Абрамович-Лехтман, И. М. Сеченов, А. В. Запорожец.

По мнению Л. О. Бадаляна, у детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельностью. Это связано с тем, что речь, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. При поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики [2, с. 317].

Тренировка пальцев рук важна с момента рождения ребенка, она ускоряет процесс функционального созревания мозга, стимулирует созревание центральной нервной системы, влияет на общее интеллектуальное развитие, на развитие речи (устной и письменной) в целом.

В связи с этим, развитие пальцевой моторики рук является актуальным на протяжении всего периода развития детей: младенческого, дошкольного, младшего школьного возраста.

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей пальцевой моторики рук и определение содержания работы по ее коррекции у детей с псевдобульбарной дизартрией.

Экспериментальное изучение дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и общим недоразвитием речи II и III уровня подготовительной к школе группе г. Екатеринбурга включало обследование детей по учебно-методическим пособиям Н. М. Трубниковой «Технологии обследования моторных функций» и «Логопедические технологии обследования речи» [8, с.8].

Обследование произвольной моторики пальцев рук включало:

  1. Исследование статической координации движений.
  2. Исследование динамической координации движений.

При оценке результатов обследования мы вывели шкалу в баллах:

5 баллов — точное и правильное выполнение заданий без ошибок.

4 балла — неточное выполнение заданий, незначительные нарушения, состоящие из 1–2 ошибок.

3 балла — затруднения при выполнении заданий, умеренно выраженные нарушения, состоящие из 3 ошибок.

2 балла — грубо выраженные нарушения, состоящие из 4–5 ошибок.

1 балл — не выполняет задания, допускает 6 и более ошибок.

Количественный и качественный анализ результатов показал, что статическая координация не имеет отклонений, у всех детей 5,0 балла за выполнения всех заданий. Пробы на динамическую координацию движений с одной рукой дети выполняют правильно, но как только мы просим сделать движения двумя руками одновременно, дети начитают путаться, искать правильную позу и не выполняют задание. При просьбе менять положение обеих рук одновременно, одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак, наблюдалось напряженность, нарушение переключения от одного движения к другому или одновременное выполнение сжатия — разжимания двумя руками. Таким образом, у 40 % детей за выполнение пробы 3,0 балла, максимальный балл не получил ни один ребенок. Выполняя задание, положить вторые пальцы на третьи на обеих руках, 60 % детей не могли выполнить задание, только после помощи, одни удерживали позу, но повторить получалось не у всех. Средний балл по обследования пальцевой моторики рук составил от 4,1 до 4,6 балла. Исходя из этого, можно сделать вывод, что нарушена динамическая организация движений у 100 % детей. Статическая координация сохранна.

Анализ результатов обследования и характер выявленных нарушений позволили определить основные направления коррекционной работы по коррекции нарушений моторики пальцев рук у детей с псевдобульбарной дизартрией и общим недоразвитием речи.

Работа проводится как один из этапов занятия фронтального, подгруппового или индивидуального. Коррекция осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей, во взаимосвязи с лексической темой, автоматизированными, дифференцированными звуками (материал не должен содержать нарушенные звуки), в игровой форме.

Упражнения по развитию пальцевой моторики представлены у таких авторов как: Т. В. Калинина, О. И. Крупенчук, Л. В. Лопатина, Н. В. Нищева и др.

Примерные упражнения по развитию пальцевой моторики, динамической координации движений представлены у Л. В. Лопатиной.

  1. «Солнышко».

Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами-лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.

  1. На столе раскладываются бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разного цвета, или разного размера и разного цвета).

Предлагается самостоятельно нанизать на нить бусинки, подбирая их по цвету или размеру, и завязать концы нити бантиком.

  1. «Бегущий человечек».

Поочередно касаясь поверхности стола кончиками указательного и среднего пальцев правой (левой) руки, изобразить бегущего человечка.

  1. «Футбол».

Забивать шарик в ворота одним и двумя пальцами правой (левой) руки [5, с.15].

  1. «Строители».

Из бревен (счетных палочек) нужно построить домик,

Перенести бревна к месту строительства:

        пользуясь любыми пальцами обеих рук;

        пользуясь любыми пальцами правой (левой) руки;

        пользуясь только двумя пальцами правой (левой) руки.

  1. «Веселые маляры».

Синхронные движения кистей обеих рук вверх—вниз с одновременным подключением кистевого замаха, затем движения влево—вправо [5, с.19].

Н. В. Нищева предлагает пальчиковую гимнастику в стихах и красочных иллюстрациях к ним.

Веселая гимнастика для пальцев «Домик гнома».

Вот такой красивый домик.

(Складывают ладоши, изображая крышу. Большие пальцы сомкнуты)

Дом построил крошка-гномик.

(Показывают рост гномика указательным и большим пальцем правой руки)

В доме есть кроватка, стол,

(Изображают кроватку, поставив ладони напротив друг друга и сомкнув большие пальцы. Изображают стол, поставив одну ладонь, как крышу, на другую ладонь)

Из сосновых досок пол,

(Стравят рядом обе ладони тыльной стороной вверх)

Да трещат дрова в камине…

(Щелкают средними и большими пальцами обеих рук)

Гномик дремлет на перине.

(Кладут сложенные ладони под щеку) [6, с.1].

О. И. Крупенчук в своей методике предлагает задания на штриховку, дорисовку, логопедические раскраски во взаимосвязи с развитием речи [4].

В книге «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет» Т. В. Калинина и С. В. Николаева представляют множество упражнений по развитию пальцевой моторики рук в игровой форме и с использованием различных материалов и на действия с предметами (шнуровка, завязывание, застегивание и т. д.).

  1. «Гладим платочек для мамы и для дочки»

(игра с бумагой)

Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его ток, чтобы он не топорщился и чтобы ни одни его край не остался загнутым [3, с.10].

  1. «Очки»

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.) [3, с.16]

  1. «Зайчик»

Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя одновременно.

Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и направлены вверх, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами — «зайчик шевелит ушками». [3, с.78]

  1. Комплексы упражнений

«Двое разговаривают». Сжать обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить друг к другу.

«Стол». Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.

«Кресло». Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.

«Ворота». Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих ру, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

«Мост». Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук. [3, с.146]

Также, развитие пальцевой моторики рук идет и на других занятиях: рисование, аппликация и т. д.

Таким образом, данные виды работы способствуют развитию пальцевой моторики и как следствие развитию устной речи, что создает предпосылки к освоению письма в младшем школьном возрасте.

 

Литература:

 

  1.      Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: АСТ: Астрель, 2007. — 231 с.
  2.      Бадалян Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. заведений — М.: Академия, 2000. — 384 с.
  3.      Калинина Т. В. Николаева С. В. и др. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2011. — 151 с.
  4.      Крупенчук О. И. Тренируем пальчики — развиваем речь! Подготовительная группа детского сада. СПб.: Издательский Дом: «Литера», 2009. — 63 с.: ил.
  5.      Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е. А. Логиновой. — СПб.: Издательство «Союз», 2005. — 192 с. (Коррекционная педагогика)
  6.      Нищева Н. В. Веселая пальчиковая гимнастика. СПб.: Издательство: Детство-Пресс, 2015. — 30 с.: ил. (Коррекционная педагогика)
  7.      Трубникова Н. М. Логопедические технология обследования речи: Учебно-методическое пособие — Урал. гос. пед. ун-т — Екатеринбург, 2005.
  8.      Трубникова Н. М. Технология обследования моторных функций: Учебно-методическое пособие — Урал. гос. пед. ун-т., Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2010. — 57 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рука, палец, пальцевая моторика рук, ребенок, псевдобульбарная дизартрия, развитие речи, правая рука, пальцевая моторика, общее недоразвитие речи, динамическая координация движений.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука. Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство... Следовательно, стимулируя мелкую моторику руки...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Но к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память...

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

Особенности пальцевой моторики рук у детей...

— Какой главный орган артикуляции у человека? Особенности пальцевой моторики рук у детей...

Влияние коррекционно-развивающих занятий на детей с ЗПР, ОНР, дизартрией и билингвизмом.

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие...

Формирование моторного праксиса в структуре преодоления...

Ключевые слова: моторный праксис, общее недоразвитие речи, дизартрия, коррекционно-развивающая технология.

Мало внимания уделяется развитию тонких движений пальцев рук.

Выявление у дошкольников с дизартрией нарушений...

Особенности пальцевой моторики рук у детей с псевдобульбарной...

Ключевые слова: моторный праксис, общее недоразвитие речи, дизартрия, коррекционно-развивающая технология.

Особенности логопедической работы по развитию психомоторики...

Педагогами замечено, что движения детей с общим недоразвитием речи бедны, однообразны, неритмичны, отличаются замедленностью и скованностью. У детей данной категории наблюдается нарушение координации движений обеих рук...

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука. Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство... Следовательно, стимулируя мелкую моторику руки...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Но к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память...

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой...

Особенности пальцевой моторики рук у детей...

— Какой главный орган артикуляции у человека? Особенности пальцевой моторики рук у детей...

Влияние коррекционно-развивающих занятий на детей с ЗПР, ОНР, дизартрией и билингвизмом.

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие...

Формирование моторного праксиса в структуре преодоления...

Ключевые слова: моторный праксис, общее недоразвитие речи, дизартрия, коррекционно-развивающая технология.

Мало внимания уделяется развитию тонких движений пальцев рук.

Выявление у дошкольников с дизартрией нарушений...

Особенности пальцевой моторики рук у детей с псевдобульбарной...

Ключевые слова: моторный праксис, общее недоразвитие речи, дизартрия, коррекционно-развивающая технология.

Особенности логопедической работы по развитию психомоторики...

Педагогами замечено, что движения детей с общим недоразвитием речи бедны, однообразны, неритмичны, отличаются замедленностью и скованностью. У детей данной категории наблюдается нарушение координации движений обеих рук...

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Задать вопрос